ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-496/19 от 17.06.2019 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2019 года № 4А-496/2019

Заместитель председателя Вологодского областного суда Осипова И.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области ФИО2 от 25.06.2018 №..., решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 08.10.2018, решение судьи Вологодского областного суда от 04.12.2018, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области ФИО2 от 25.06.2018 №... ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере одиннадцати тысяч рублей.

Решением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 08.10.2018 вышеназванное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Решением судьи Вологодского областного суда от 04.12.2018 решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 08.10.2018 оставлено без изменения.

В жалобе ФИО1 просит отменить вынесенные по делу решения, прекратить производство по делу, указывая на отсутствие состава административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, полагаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.

В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пунктам 3, 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) в кадастр недвижимости в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также виде или видах его разрешенного использования.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1, пунктами 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (части 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На территории города Вологды градостроительный регламент установлен Правилами землепользования и застройки города Вологды, утвержденными решением Вологодской городской думы от 30.03.2012 № 1082, которыми для каждой территориальной зоны установлен единый градостроительный регламент по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.

Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.

Как установлено при рассмотрении дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о выявлении в ходе проведенных надзорных мероприятий факта использования ею земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 3624кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, не по целевому назначению в нарушение требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

ФИО1 принадлежит 1/6 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., который относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания административного здания и закрытой стоянки, в соответствии с утвержденным градостроительным регламентом города Вологды относится к территориальной зоне П-2 (зона размещения производственных объектов III класса опасности).

Вместе с тем, установлено, что на указанном земельном участке размещены магазин автозапчастей «...», нежилое строение «...», нежилое строение «...».

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и её виновность подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что заявитель необоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, со ссылкой на положения части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой землепользователь вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования выбирать вид использования земельного участка исходя из основных и вспомогательных видов разрешенного использования, определенных градостроительным регламентом, нельзя признать состоятельным.

Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Данной нормой установлен общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.

Из системного толкования статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 1, 8, 14 Закона о государственной регистрации недвижимости следует, что выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех допустимых для категории, к которой относится земельный участок, подлежит оформлению в установленном законом порядке.

Предусмотренное частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации право на выбор вида разрешенного использования земельного участка его правообладателем, не исключает обязанности ФИО1 изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка в установленном законом порядке.

Исходя из требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ФИО1, намереваясь использовать земельный участок под размещение шиномонтажа, магазина автозапчастей и нежилого строения «...» обязана была в установленном законом порядке изменить имеющийся вид разрешенного использования земельного участка, и лишь затем использовать земельный участок под указанные выше цели.

Установлено, что вид разрешенного использования земельного участка - для эксплуатации и обслуживания административного здания и закрытой стоянки, в установленном порядке ФИО3 не изменен на вид разрешенного использования - для размещения магазина автозапчастей, нежилых строений «...» и «...». Доказательств объективной невозможности исполнения заявителем требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации не представлено.

Таким образом, фактическое использование заявителем земельного участка не в соответствии с документально установленным видом разрешенного использования является нарушением правового режима использования земельного участка, предусмотренного требованиями статей 1, 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права, которые могли повлиять на вынесение законных и обоснованных постановлений, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановила:

постановление заместителя главного государственного инспектора Вологодской <адрес> по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области ФИО2 от 25.06.2018 №..., решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 08.10.2018, решение судьи Вологодского областного суда от 04.12.2018 оставить без изменения, жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановления – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Вологодского областного суда Осипова И.Г.