4-А-497/2012
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Омск 22.11.2012 года
Председатель Омского областного суда В.А. Ярковой, рассмотрев надзорную жалобу А., представителя БДОУ г. Омска «Детский сад», на постановление мирового судьи судебного участка № 72 Октябрьского АО г. Омска от 12.04.2012 года и на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 27.06.2012 года в отношении Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад» по ч.2 ст.20.7 КОАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 72 Октябрьского АО г. Омска от 12.04.2012 года юридическое лицо - БДОУ г. Омска «Детский сад» было подвергнуто штрафу в размере 100 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.7 ч.2 КОАП РФ.
Как следует из постановления, 20 февраля и 19 марта 2012 года на основании распоряжения № 6, вынесенного 23.01.2012 начальником отдела надзорной деятельности Октябрьского АО г. Омска Б., была проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетным дошкольным образовательным учреждением города Омска «Детский сад», расположенным по адресу: <...>, соблюдения обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения: не согласован план гражданской обороны (Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ статья 9, постановление Правительства Российской Федерации № 804 от 26.11.2007, пункт 5,6, приказ МЧС от 14.11.2008 № 687, «Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов» от 18.08.2003 г.)
Апелляционная жалоба бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад», на постановление мирового судьи судебного участка № 72 Октябрьского АО г. Омска от 12.04.2012 года о наложении штрафа в размере 100 000 рублей по ст.20.7 ч.2 КОАП РФ решением Октябрьского районного суда г. Омска от 27.06.2012 года оставлена без удовлетворения.
В своей надзорной жалобе А, представитель БДОУ г. Омска «Детский сад», просит отменить постановление мирового судьи и решение районного суда, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку в соответствии с разработанным приказом МЧС России от 16.02.2012 г. № 70 «О порядке разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)», в Омской области планировалась переработка Планов гражданской обороны образовательных учреждений. После уточнения и согласования Министерством образования Омской области требований к Планам гражданской обороны образовательных учреждений, рекомендации по их разработке должны были быть направлены в адрес БДОУ г. Омска «ДС». Работу по переработке и согласованию Планов гражданской обороны в соответствии с требованиями ранее доведенных рекомендаций проводить было нельзя. В соответствии с этой информацией, а также с тем, что новым Приказом был установлен новый порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны, никакая работа по его согласованию не проводилась, поскольку дальнейших распоряжений Министерства образования Омской области по плану работы не поступало.
Изучив материалы дела, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю необходимым отменить как постановление мирового судьи судебного участка № 72 Октябрьского АО г. Омска от 12.04.2012 года, так и решение Октябрьского районного суда г. Омска от 27.06.2012 года, по следующим основаниям.
Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении административного материала по ч.2 ст.20.7 КОАП РФ в отношении юридического лица БДОУ г. Омска «Детский сад» указанные требования закона не были судом 1 и 2 инстанции соблюдены, поскольку не все имеющиеся доказательства были проверены и оценены.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804) разработано в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.
Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны осуществляется:
в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) отнесены к компетенции Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которые соответственно обязаны довести до сведения учреждений и организаций свои методические рекомендации.
Как следует из протокола об административном правонарушении обвинение БДОУ г. Омска «Детский сад» состоит в нарушении статьи 9 Федерального закона РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ, пунктов 5,6 постановления Правительства Российской Федерации № 804 от 26.11.2007 года, приказа МЧС от 14.11.2008 № 687, «Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов» от 18.08.2003 г.
Между тем, в Федеральном законе от 12.02.1998 № 28-ФЗ в статье 9, в постановлении Правительства Российской Федерации № 804 от 26.11.2007 года в статьях 5 и 6 отсутствует обязанность заведующих детский садов согласовывать план гражданской обороны. Указано, лишь на то, что порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) отнесены к компетенции Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении, в постановлении мирового судьи и решении районного суда отсутствует указание на тот орган или должностное лицо, с которым не был согласован план гражданской обороны, также не было указано, к какой категории гражданской обороны отнесен детский сад .
Отсутствие этих сведений не позволяло суду признать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад» виновным по ч.2 ст.20.7 КОАП РФ.
Кроме того, суды 1 и 2 инстанции не выяснили, в каких именно опубликованных нормативных актах закреплена обязанность учреждений и организаций согласовать Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны.
Суды не выясняли, где именно были опубликованы «Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов», утвержденных 18.08.2003 заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО1, и когда они были зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.
Между тем, в Справочно - правовых системах «Консультант» и «Гарант», а также в нормативной базе официального сайта МЧС РФ такой нормативный документ отсутствует.
Указанный нормативный акт отсутствует также в разделе 3 Требований в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций «Перечня нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в соответствии с компетенцией надзорных органов МЧС России». Указанный Перечень размещен на официальном сайте МЧС РФ.
Кроме того, судом не было установлено, что указанные Методические рекомендации направлялись в БДОУ г. Омска «Детский сад» для применения.
Таким образом, виновность юридического лица БДОУ г. Омска «Детский сад» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КОАП РФ, не была установлена доказательствами, оцененными по правилам ст.26.11 КОАП РФ.
Незнание неопубликованного нормативного акта освобождает лицо от ответственности за его неисполнение.
Между тем, «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)», был утвержден приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70 (зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2012, № 23622), то есть после совершения вмененного БДОУ г. Омска «Детский сад» правонарушения.
Согласно ст.118 указанного Порядка Планы гражданской обороны согласовываются:
а) федерального органа исполнительной власти – с Главным управлением МЧС России по городу Москве и МЧС России;
б) территориального органа федерального органа исполнительной власти – с соответствующим главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;
в) организации, отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне или первой категории по гражданской обороне, – с соответствующим органом местного самоуправления и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;
г) организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне, а также организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время, – с соответствующим органом местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13 п.2, ст.30.17 ч.2 п.4 КОАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 72 Октябрьского АО г. Омска от 12.04.2012 года и решение Октябрьского районного суда г. Омска от 27.06.2012 года в отношении юридического лица Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад» по ч.2 ст.20.7 КОАП РФ – отменить, прекратив производство по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.
Копию постановления направить для сведения заведующей БДОУ г. Омска «Детский сад».
Председатель
Омского областного суда В.А. Ярковой