ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-49/19 от 18.02.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-49/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 февраля 2019 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда КужабаевМ.Д., рассмотрев жалобу начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области Б.А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга, от 27 июля 2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Автономной некоммерческой организации юридическо-социально-психологической помощи «Центр Спас»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга, от 27 июля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 декабря 2018 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Автономной некоммерческой организации юридическо-социально-психологической помощи «Центр Спас» (далее – АНО юридическо-социально-психологической помощи «Центр Спас», организация) прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение мировому судье, - начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области Б.А.В. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.

АНО юридическо-социально-психологической помощи «Центр Спас» в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ направлены копия жалобы должностного лица на указанные судебные акты и извещение о подаче этой жалобы, однако судебное отправление возвращено в Оренбургский областной суд с отметкой «истек срок хранения».

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением является невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Общественные и религиозные организации (объединения) являются одной из форм некоммерческих организаций правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации которых определяются Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 32 данного Федерального закона некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В силу подп. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Абзацем вторым п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрена обязанность некоммерческих организаций, за исключением указанных в п. 3.1 настоящей статьи, ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщения о продолжении своей деятельности.

Из материалов дела следует, что 10 мая 2018 года при осуществлении государственного надзора (контроля) за деятельностью некоммерческих организаций должностным лицом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области установлен факт не представления АНО юридическо-социально-психологической помощи «Центр Спас» в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области отчетов о своей деятельности за 2016, 2017 годы по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным приказом Минюста России от 29 марта 2010 года , в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным. Кроме того, организация не представила сведения о выполнении обязанности ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщения о продолжении своей деятельности.

По результатам контрольного мероприятия АНО юридическо-социально-психологической помощи «Центр Спас» вынесено предупреждение от 10 мая 2018 года , обязывающее организацию в срок до 15 июня 2018 (включительно) устранить выявленные нарушения.

Предупреждение направлено организации и получено 15 мая 2018 года (почтовый идентификационный ; л.д. 23, 24).

В установленный срок предупреждение органа государственного контроля (надзора) не исполнено, что установлено в ходе проверки исполнения данного предупреждения 21 июня 2018 года.

Указанное обстоятельство послужило основанием для составления должностным лицом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области в отношении АНО юридическо-социально-психологической помощи «Центр Спас» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу, мировым судьей сделаны следующие выводы: административным органом нарушен порядок вынесения предупреждения (предупреждение вынесено не по результатам проведения проверочных мероприятий, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ)); внеплановая проверка некоммерческой организации по истечении срока устранения нарушений, содержащихся в предупреждении, в рамках Закона № 294-ФЗ не проводилась; организация не была надлежащим образом извещена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Судья районного суда согласился с выводами мирового судьи.

Вместе с тем по делу не было учтено следующее.

Закон № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований, установленных действующим законодательством, посредством не только организации и проведения проверок юридических лиц, но и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами (ст. 2 Закона № 294-ФЗ).

Следовательно, формами контрольно-надзорной деятельности являются: проведение проверок, анализ отчетности, посещение мероприятий и текущий мониторинг деятельности.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий с учетом характера выявленных нарушений принимаются меры реагирования, в том числе вынесение предупреждения (внесение представления).

Из материалов дела следует, что предупреждение вынесено по результатам анализа отчета некоммерческой организации (одной из форм проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями).

В силу ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ проведение такого мероприятия осуществляется в одностороннем порядке и в случае выявления нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений.

Подпункт 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ предусматривает, что в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца; предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Из изложенного следует, что предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения могло быть выдано АНО юридическо-социально-психологической помощи «Центр Спас» вне процедуры проведения проверки по правилам Закона № 294-ФЗ, поскольку в рассматриваемой ситуации в соответствии с названными нормами действующего законодательства проведение проверки не является обязательным.

Поскольку в установленный предупреждением срок нарушения ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ устранены не были, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области не поступили соответствующие документы, административный орган на основании п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ составил в отношении АНО юридическо-социально-психологической помощи «Центр Спас» протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Следовательно, вывод мирового судьи о том, что по истечении срока исполнения предупреждения необходимо осуществление мероприятий по контролю в рамках Закона № 294-ФЗ, является ошибочным исходя из установленных обстоятельств непосредственного обнаружения факта административного правонарушения, что повлекло осуществление всех последующих действий должностного лица в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Исходя из изложенного, нельзя согласиться с выводом мирового судьи о нарушении административным органом порядка вынесения предупреждения и проверки его исполнения.

Последовательность административных действий должностного лица административного органа при принятии мер по результатам контроля (анализ отчетов некоммерческих организаций) соответствует требованиям п.п. 26, 62, 77, 78, 90 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года № 456.

Прекращая производство по делу, мировой судья пришел к выводу о том, что при составлении протокола об административном правонарушении право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту было нарушено. Извещение о времени и месте составления протокола направлено в адрес организации одновременно с предупреждением, то есть до даты выявления события административного правонарушения, а потому такое извещение не может рассматриваться как надлежащее извещение.

Из материалов дела следует, что 10 мая 2018 года административным органом АНО юридическо-социально-психологической помощи «Центр Спас» выдано письменное предупреждение. Предупреждение содержало указание на допущенные нарушения, срок их устранения; одновременно уведомляло организацию о том, что в случае неисполнения предупреждения она вызывается 21 июня 2018 года в 10:00 часов в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области (указан адрес, номер кабинета) для дачи пояснений и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 21- 22).

Материалами дела подтверждается факт заблаговременного получения предупреждения, и как следствие, уведомления о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Такое извещение (уведомление) позволяет сделать вывод о том, что организация была уведомлена о необходимости явиться для составления протокола в указанное время по месту нахождения органа, осуществляющего государственный надзор.

Поскольку в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях административному органу необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела. КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных способом, позволяющим контролировать получение информации лицом, которому оно направлено. Таким образом, извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении одновременно с предупреждением об устранении допущенных нарушений действующего законодательства и сроком их устранения не может расцениваться как процессуальное нарушение.

При возникновении у организации противоречивости и неясности относительно реализации своих прав, как лица, привлекаемого к административной ответственности, она не была лишена возможности ходатайствовать о переносе даты составления названного протокола с указанием точного времени возможной явки своего представителя. Однако доказательств обращения с таким ходатайством не представлено. Нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении административным органом не допущено.

Следовательно, вывод мирового судьи, с которым согласился судья районного суда, о том, что при составлении протокола об административном правонарушении допущено нарушение права АНО юридическо-социально-психологической помощи «Центр Спас» на защиту, является ошибочным.

Ошибочность выводов судей нижестоящих судов свидетельствует о неправильном применении норм материального права.

В жалобе начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области Б.А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.

Вместе с тем КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке ст. 30.13 КоАП РФ вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

О каких-либо существенных нарушениях, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, повлиявших на исход дела, в жалобе не говорится. При таких обстоятельствах доводы жалобы начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области Б.А.В. в указанной части не могут быть удовлетворены.

Вместе с тем постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга, от 27 июля 2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 декабря 2018 года подлежат изменению. Из мотивировочной части названных судебных актов подлежат исключению выводы о нарушении Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области порядка вынесения предупреждения и проверки его исполнения, нарушении права АНО юридическо-социально-психологической помощи «Центр Спас» на защиту при составлении протокола об административном правонарушении.

Удовлетворение жалобы начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области в этой части не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

жалобу начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области Б.А.В. удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Оренбурга, от 27 июля 2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Автономной некоммерческой организации юридическо-социально-психологической помощи «Центр Спас» изменить: исключить из них выводы о нарушении Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области порядка вынесения предупреждения и проверки его исполнения, нарушении права АНО юридическо-социально-психологической помощи «Центр Спас» на защиту при составлении протокола об административном правонарушении, в остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда ФИО1