ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-4/19 от 22.02.2019 Магаданского областного суда (Магаданская область)

№ 4а-4/2019

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

И.о. заместителя председателя Магаданского областного суда Лобыкин С.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 8 октября 2018 года № 92, решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 29 ноября 2018 года и решение судьи Магаданского областного суда от 14 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заведующего муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 5» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л :

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области ФИО2 от 8 октября 2018 года № 92 должностное лицо заказчика - заведующий муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида № 5» (далее - МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решением судьи Магаданского городского суда от 29 ноября 2018 года и решением судьи Магаданского областного суда от 14 января 2018 год названное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

В поступившей в Магаданский областной суд 23 января 2019 года жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене состоявшихся постановления и решений, прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы ФИО3 указывает на то, что вопрос наличия вины в его действиях как должностного лица судами не оценивался.

Сообщает, что законами Магаданской области о программах развития Особой экономической зоны в Магаданской области на 2017 и 2018 годы предусмотрено финансирование мероприятий по реконструкции здания по проспекту Карла Маркса, д. 67 под дошкольное образовательное учреждение № 5 за счет средств внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны.

Такие средства поступили в бюджет муниципального образования «Город Магадан» в качестве прочих безвозмездных поступлений, при этом Фонд социально-экономического развития участником бюджетного процесса не является.

Решениями Магаданской городской Думы о бюджете муниципального образования «Город Магадан» на 2017 и 2018 года предусмотрены субсидии автономным учреждениям на иные цели (вид расхода «622»), в том числе для МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5».

Сообщает, что в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 65н «Об утверждении Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», такой вид расходов как субсидии автономным учреждениям на иные цели имеет цифровое обозначение «622», а расходы на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства - «465».

В связи с тем, что МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» предоставлены денежные средства в виде субсидии на иные цели, а не на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, полагал, что его вина в совершении вмененного административного правонарушения отсутствует, поскольку у него как должностного лица имелись правовые основания для осуществления закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Определением от 25 января 2019 года материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 истребованы в Магаданском городском суде, поступили в Магаданский областной суд 29 января 2019 года.

Проверкой материалов дела об административном правонарушении, рассмотрением доводов жалобы оснований для отмены вынесенных по делу постановления и решений не установлено.

Частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке.

В силу пункта 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки с соблюдением требований указанного закона при наличии положения о закупке, принятого бюджетным учреждением в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе.

Нормы данного Закона не подлежат применению в случае, если заказчиком осуществляется закупка в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) (пункт 3 части 4 статьи 1 Закона о закупках).

Из материалов дела следует, что распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана от 16 октября 2017 года № 318-р, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» в оперативное управление передано нежилое помещение, расположенное по адресу: <...> (л.д. 89).

21 сентября, 28 и 29 декабря 2017 года уведомлением о лимитах бюджетных обязательств сводной бюджетной росписи по расходам муниципального образования «Город Магадан» до МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» доведены лимиты по статье расходов «622» (субсидии автономным учреждениям на иные цели) (л.д. 131, 135, 136).

25 сентября и 29 декабря 2017 года между департаментом образования мэрии города Магадана и МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» заключены соглашение и соответствующие дополнительные соглашения, о предоставлении образовательному учреждению из бюджета муниципального образования «Город Магадана» субсидии на осуществление мероприятий по реконструкции здания по проспекту Карла Маркса, дом 67-В под дошкольное образовательное учреждение № 5 (л.д. 118-119, 122-123, 124-125).

7 ноября 2017 года между МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» в лице заведующего ФИО1 и обществом с ограниченной ответственностью «Идефикс» заключен договор №... на выполнение комплекса взаимосвязанных работ «под ключ» (проектирование, реконструкция, оснащение оборудованием и мебелью) по объекту «Реконструкция здания по проспекту Карла Маркса, дом 67-В под дошкольное образовательное учреждение № 5», цена договора определена в размере 205 605 695 руб. (т.1 л.д. 53-59).

Указанный договор заключен методом прямой закупки у единственного подрядчика в соответствии с подпунктом «е» пункта 8.4.2 Положения о закупке товаров, работ и услуг МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5», то есть в соответствии с нормами Закона о закупках.

Согласно части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения данного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии автономным учреждениям: на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ); на иные цели, за исключением субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

При этом под капитальным вложением в объекты государственной (муниципальной) собственности для целей применения части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе понимаются операции, осуществляемые автономным учреждением в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или с приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, автономные учреждения обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном законом о контрактной системе в случае, если закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности.

Поскольку МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» денежные средства из бюджета муниципального образования «Город Магадан» фактически предоставлены на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства муниципальной собственности, а не на иные цели, предусмотренные пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при заключении договора на выполнение комплекса работ связанных с реконструкцией здания, заведующий образовательного учреждения, как должностное лицо, обязан был руководствоваться положениями Закона о контрактной системе, а не Закона о закупках.

Указание на то, что Фонд социально-экономического развития, направивший денежные средства в бюджет муниципального образования «Город Магадан», не является участником бюджетного процесса, правового значения не имеет, так как МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» денежные средства получены из бюджета муниципального образования «Город Магадан» на основании соглашения о предоставлении субсидии, то есть в рамках бюджетного процесса.

Несмотря на то, что соглашение с департаментом образования мэрии города Магадана от 25 сентября 2017 года (с последующими дополнительными соглашениями) названо «о предоставлении субсидии на иные цели», его предметом, согласно пункту 1 соглашения, является субсидирование мероприятий по реконструкции здания.

Таким образом, факт предоставления денежных средств по статье расходов «622» не свидетельствует о том, что перечисленные МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» денежные средства в виде субсидии были предназначены на иные цели, не связанные с реконструкцией здания. Доказательств этому обстоятельству в материалах дела не имеется.

В связи с изложенным, довод жалобы о том, что у ФИО1, как у должностного лица имелись правовые основания для осуществления закупки в соответствии с положениями Федерального закона о закупках является несостоятельным.

Утверждение лица, привлекаемого к административной ответственности, об отсутствии его вины уже являлось предметом рассмотрения судебных инстанций и правильно отклонено ими по мотивам, подробно изложенным в обжалуемых решениях.

Оснований не согласиться с суждениями судей в указанной части не имеется.

При таких обстоятельствах должностным лицом административного органа и судьями городского и областного судов сделаны правильные выводы о том, что нарушение заказчиком требований пункта 3 части 4 статьи 1 Закона о закупках, части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, и его вина подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение либо отмену обжалуемых постановления и решений, не установлено.

При таком положении основания для отмены обжалуемых актов отсутствуют, а доводы жалобы не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 8 октября 2018 года № 92, решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 29 ноября 2018 года и решение судьи Магаданского областного суда от 14 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заведующего муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 5» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

И.о. заместителя председателя

Магаданского областного суда С.Н. Лобыкин