№ 4а-500-2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 сентября 2019 года г. Оренбург
Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2 на вступившее в законную силу решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2 от 25 апреля 2019 года № производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ), в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решением судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2019 года постановление старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 апреля 2019 года № отменено, дело направлено на новое рассмотрение в административный орган.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, старший государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2 просит решение судьи районного суда отменить, постановление должностного лица оставить без изменения.
ИП ФИО1 в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ направлены копия жалобы старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2 на указанное решение судьи, а также извещение о подаче жалобы. В установленный срок возражения на жалобу не поступили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.2 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Советского района г. Орска Оренбургской области в период с 28 сентября 2018 года по 1 октября 2018 года проведена проверка в отношении ИП ФИО1 на предмет исполнения законодательства об охране окружающей среды.
При проведении проверки было установлено, что основным видом деятельности ИП ФИО1 является производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы. Объекты ИП ФИО1 расположены по адресам – (адрес). Осуществляя хозяйственную деятельность ИП ФИО1 допускает нарушения требований природоохранного законодательства РФ, а именно: в срок до 1 апреля 2018 года не представил в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2017 год.
1 октября 2018 года прокурором Советского района г. Орска в отношении ИП ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ. В тот же день материалы дела об административном правонарушении были переданы на рассмотрение в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области.
Постановлением старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2 от 25 апреля 2019 года № производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу по указанному основанию, должностное лицо пришло к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расцениваются как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ.
Проверяя законность и обоснованность постановления старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 апреля 2019 года №, судья районного суда установил, что при рассмотрении дела должностное лицо пришло к выводу об отсутствии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, полагая, что его действия (бездействие) подпадает под признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства вопрос о переквалификации действий ИП ФИО1 должностным лицом не разрешен.
Установив допущенные должностным лицом нарушения процессуальных требований, судьей районного суда дело об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 было направлено на новое рассмотрение.
Данные выводы судьи являются верными.
Должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду, а, следовательно, является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ (в редакции закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения).
Между тем, вопрос о переквалификации действий ИП ФИО1 должностным лицом не разрешен.
Санкцией ст. 8.2 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, было предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Санкцией ст. 8.5 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) для должностных лиц было предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
При таких обстоятельствах, придя к выводу о том, что в действиях (бездействие) ИП ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, должностному лицу необходимо было решить вопрос о переквалификации действия ИП ФИО1 со ст. 8.2 КоАП РФ на ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку санкцией ст. 8.5 КоАП РФ для должностных лиц предусмотрено менее строгое наказание и не ухудшает положение лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Поскольку допущенные должностным лицом нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении и привели к неправильному его разрешению, подобное рассмотрение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем имелись основания для отмены состоявшегося по делу постановления.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы в районном суде срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел не истек, судьей районного суда обоснованно данное дело было возвращено на новое рассмотрение должностному лицу.
Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения.
Несогласие заявителя с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств по делу не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение судьей Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2019 года вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ, сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев