Дело № 4а-501/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 08 мая 2019 года
Заместитель председателя Нижегородского областного суда Сапега В.А., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 – Степановой В.Е. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Приокского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области от 12 июля 2018 года и решение Приокского районного суда города Нижний Новгород от 14 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.4 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Приокского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области от 12 июля 2018 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 487 615,86 рублей.
Решением Приокского районного суда города Нижний Новгород от 14 сентября 2018 года постановление мирового судьи судебного участка № 5 Приокского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области от 12 июля 2018 года оставлено без изменения.
В жалобе защитник ФИО1 – ФИО3 просит отменить вынесенные по делу судебные акты, поскольку они являются незаконными и необоснованными.
Проверив истребованное по жалобе дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Согласно ст. 256 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза установлены общие положения о порядке и условиях перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования.
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 260 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза таможенному декларированию подлежат наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, если общая сумма таких наличных денежных средств и (или) дорожных чеков при их единовременном ввозе на таможенную территорию Союза или единовременном вывозе с таможенной территории Союза превышает сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США по курсу валют, действующему на день подачи таможенному органу пассажирской таможенной деклараци
Пунктами 16 и 17 ст. 260 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза установлено:
- При таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в пассажирской таможенной декларации указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства-члена или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае если номинальная стоимость отсутствует и невозможно определить сумму в валюте государства-члена или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, в пассажирской таможенной декларации указывается количество перемещаемых через таможенную границу Союза денежных инструментов.
В целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении физическими лицами через таможенную границу Союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, подлежащих таможенному декларированию, в пассажирской таможенной декларации должны быть указаны следующие сведения:
1) реквизиты документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) на территории государства-члена, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания на территории государства-члена;
2) сведения о денежных инструментах, за исключением дорожных чеков (вид денежного инструмента, наименование эмитента, дата выпуска и идентифицирующий номер (при наличии));
3) сведения об источнике происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, об их владельцах, если перемещаемые наличные денежные средств и (или) денежные инструменты не являются собственностью декларанта, а также сведения о предполагаемом использовании таких наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
4) сведения о маршруте и способе перевозки (вид транспорта, которым осуществляется перевозка) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
Согласно п. 23 ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза - «наличные денежные средства» - денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах-членах или государствах (группе государств), не являющихся членами Союза, включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки;
В соответствии с п. 45 ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза – «товар» любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Статьей 9 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза установлено, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
Критерии и круг лиц, способных осуществлять декларирование товаров для личного пользования, определен п. 14 ст. 260 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза.
В соответствии со ст. 257 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза установлено, что в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза может применяться система двойного коридора.
«Зеленый» коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию.
«Красный» коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется таможенное декларирование по желанию физического лица.
Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу Союза, соответствующего коридора («красного» или «зеленого») для совершения (несовершения) таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров для личного пользования. Пересечение физическим лицом линии входа (въезда) в «зеленый» коридор является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию. Неприменение отдельных форм таможенного контроля в «зеленом» коридоре не означает, что физическое лицо освобождается от обязанности соблюдать международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования и (или) законодательство государств-членов.
Пунктом 3 статьи 257 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза установлено, что пересечение физическим лицом линии входа (въезда) в «зеленый» коридор является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Согласно ст. 16.4 КоАП РФ недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.
Примечания: 1. Для целей применения настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.
2. Пересчет наличных денежных средств, денежных инструментов в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, является установленный порядок декларирования наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Европейского экономического союза.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, образует противоправное бездействие лиц, заключающееся в недекларировании наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, подлежащих таможенному декларированию.
Субъектом административного правонарушения, выразившегося в недекларировании наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, является лиц, на которое в соответствии с таможенным законодательством возложена обязанность совершения таможенных операций, необходимых для декларирования наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
Субъективная сторона данного правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 40 минут ФИО1, являющаяся гражданкой Российской Федерации, прилетевшая рейсом № Шарджа-Москва, находясь в зале прилет АВК Домодедово (<адрес>, «территория «аэропорт Домодедово» строение 1), при прохождении таможенного контроля проследовала через «зеленый коридор», при этом не задекларировала подлежащие таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации ввозимые наличные денежные средства в размере 25 666 рублей США, 866 непальских рупий, 200 малагасийских ариари, 40 таиландских бар и 8 дихрам ОАЭ, что согласно курсу валют, установленному на ДД.ММ.ГГГГ (1 доллар США = 62,2056 рублей Российской Федерации; 1 непальский рупий = 107,3500 долларов США; 1 таиландский бат = 32,0000 долларов США; 1 малагасийский ариари = 3337,5000 долларов США; 1 дихрам ОАЭ = 3,6730 долларов США) в долларовом эквиваленте составляет 25 677,56 долларов США.
02 июня 2018 года старшим государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур № 3 таможенного поста Аэропорт «Домодедово» в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном ст. 16.4 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, подтвержден совокупностью исследованных мировым судьей доказательств, дополнительно проверенных судьей районного суда, получивших оценку и анализ в соответствии с требованиями ст. ст. 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ, правильность которых сомнений не вызывает.
Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, у суда не имелось. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает. Оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ).
Ссылка заявителя в жалобе на то, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, не влечет удовлетворение жалобы, так как указанный процессуальный документ составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требования ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все данные, необходимые для правильного разрешения настоящего дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ. При составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 разъяснялись ее права, предусмотренные ст.ст. 24.2, 25.1, 25.4 КоАП РФ, ФИО1 подписала указанный протокол, замечаний относительно содержания этого протокола от неё не поступило.
Доводы жалобы заявителя о наличии оснований для применения положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, позволяющих снизить размер назначенного административного штрафа, не могут быть приняты во внимание, поскольку документов, характеризующих материальное положение ФИО1, а также подтверждающих тяжелое имущественное и финансовое положение ФИО1, не позволяющее оплатить административный штраф в полном размере, не представлено.
Кроме того, указанный довод был предметом тщательного рассмотрения судом апелляционной инстанции и не требует дополнительной аргументации.
Иные доводы жалобы заявителя, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой и второй инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, выполненной судом в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных актов, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
Обжалуемые судебные решения обоснованы, мотивированы и соответствуют требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену вынесенных по делу судебных актов, не имеется.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, по делу не усматривается.
На основании изложенного жалоба защитника ФИО1 – ФИО3 удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 5 Приокского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области от 12 июля 2018 года и решение Приокского районного суда города Нижний Новгород от 14 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.4 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – ФИО3 - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда В.А. Сапега