ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-501/2016 от 24.11.2016 Томского областного суда (Томская область)

№ 4а-501/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 ноября 2016 года г. Томск

Исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда Воротников С.А., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора Томской области по пожарному надзору Р. на вступившее в законную силу решение судьи Советского районного суда г. Томска от 20.04.2016, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «СибЭнергоСтрой» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Томской области по пожарному надзору Р. от 26.01.2016 общество с ограниченной ответственностью «СибЭнергоСтрой» (далее по тексту – ООО «СибЭнергоСтрой») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Согласно данному постановлению, а также протоколу об административном правонарушении в области пожарной безопасности № 3 от 15.01.2016 основанием для привлечения ООО «СибЭнергоСтрой» к административной ответственности послужило то обстоятельство, что 30.12.2015 в 12 час. 00 мин. в помещениях Областного государственного автономного учреждения культуры «Томская областная государственная филармония» (далее по тексту – /__/) по адресу: /__/, государственным инспектором Томской области по пожарному надзору обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, установленные ст. 4-6, 54, ч. 4 ст. 81, ч. 8 ст. 82, 83, 91, 103, 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 13.3.3, 13.3.4, 13.3.6, 13.3.8, 13.15.2, 14.1-14.3, табл.13.3-13.6 Свода правил СП 5.13130.2009. «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, пп.12.8, 13.1, табл.5-8 Норм пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования. НПБ 88-2001", утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 № 31, пп. 61, 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, п. 1.1.9 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания. РД 009-01-96", пп. 4.5.2, 5.1.2-5.1.4 ГОСТ Р 54101-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт", ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Решением судьи Советского районного суда г. Томска от 20.04.2016 вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В жалобе заместитель главного государственного инспектора Томской области по пожарному надзору Р. просит решение судьи Советского районного суда г. Томска от 20.04.2016 отменить, возвратить дело на новое рассмотрение. Считает, что акт первичного осмотра ООО «СибЭнергоСтрой» не отражает выявленные в ходе проверки 30.12.2015 нарушения, отраженные в акте проверки от 30.12.2015 № 96, что указывает на нарушение требований пожарной безопасности. Ходатайствует о приобщении к материалам дела договора от 24.06.2015 № 25 и акта о приемке выполненных работ, которые были предоставлены после вынесения постановлений. Полагает, что судом нарушены нормы процессуального права в виде выдачи ненадлежащим образом заверенной копии решения Советского районного суда г. Томска от 20.04.2016, а именно: отсутствие отметки о дате вступления решения суда в законную силу, что не позволяет установить дату вступления решения суда в законную силу и, соответственно, лишает права на его обжалование. Вместе с тем в порядке ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ходатайствует о восстановлении срока на обжалование.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы и возражений на нее, оснований для ее удовлетворения не усматриваю.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья районного суда обоснованно исходил из того, что событие противоправного деяния, указанное в протоколе об административном правонарушении № 3 от 15.01.2016, материалами дела не подтверждается и из материалов дела нельзя сделать однозначный вывод о нарушении требований пожарной безопасности ООО «СибЭнергоСтрой».

В соответствии с п.4.5.2 ГОСТ Р 54101-2010 Национальный стандарт Российской Федерации. Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт" при проведении технического обслуживания и технических работ систем методом технического обслуживания специализированной организацией выполнение требований настоящего стандарта осуществляется Организацией на основании договора подряда со специализированной организацией, обладающей правом на проведение соответствующих работ по законодательству Российской Федерации.

Согласно п.п.5.1.2, 5.1.3 ГОСТ Р 54101-2010 5.1.2 техническое обслуживание системы должно осуществляться на плановой основе (ГОСТ Р 53195.2, 7.11) и проводиться с периодичностью, установленной регламентом на проведение технического обслуживания системы, при этом должно обеспечиваться выполнение плана проведения и процедур технического обслуживания систем, а также процедур технического обслуживания (поддержки) программного обеспечения системы (в соответствии с ГОСТ Р 53195.2, 7.16). Конкретный график проведения технического обслуживания системы должен быть утвержден Организацией с момента сдачи-приемки объекта в эксплуатацию. При заключении договора подряда на проведение технического обслуживания системы методом технического обслуживания специализированной организацией график должен быть приложен к договору в качестве его неотъемлемой части.

Как следует из п.5.1.4 ГОСТ Р 53195.2, при проведении работ по техническому обслуживанию и техническим работам систем Исполнитель должен: строго соблюдать периодичность и объем работ, предусмотренный технической документацией обслуживаемых систем и их составных частей; регулярно осуществлять порученное ему ведение документации, связанной с проведением технического обслуживания и технических работ систем, предусмотренной нормативными документами на техническое обслуживание и технические работы систем и настоящим стандартом; применять контрольно-измерительные приборы, средства испытаний, инструменты, принадлежности, запасные части и материалы (в том числе расходные), соответствующие требованиям, установленным нормативно-технической и технической документацией на системы и их составные части; при проведении технических работ системы не допускать применения для замены неавторизованных изделий и материалов; при проведении технических работ системы осуществлять замену вышедших из строя составных частей на аналогичные, при невозможности - на основании ведомости замены завода-изготовителя.

В соответствии со ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.9 ч.1.1 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания. РД 009-01-96" на каждом объекте должно быть организовано проведение технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов (ТО и ППР) установок пожарной автоматики с момента ввода их в эксплуатацию.

Как следует из представленного в материалы дела договора № ТО-08/15 от 01.05.2015 на техническое обслуживание систем пожарной и охранной сигнализации и оповещения о пожаре, заключенного между ООО «СибЭнергоСтрой» как подрядчиком и /__/ как заказчиком, на ООО «СибЭнергоСтрой» возложена обязанность по поддержанию технического оборудования в работоспособном состоянии в течение срока эксплуатации. Выполняемая работа по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, автоматического пожаротушения включает в себя устранение неисправностей, проведение плановых регламентных работ с проверкой работоспособности компонентов и установок в целом, принятие мер и (или) выдачу рекомендаций по устранению причин «ложных срабатываний», изменение программы функционирования установок по просьбе «Заказчика», оказание консультативных услуг по вопросам эксплуатации. Регламентные работы включают визуальный осмотр компонентов автоматической пожарной сигнализации, проверку правильности установки извещателей с учетом возможного изменения планировки или дизайна помещений, очистку извещателей, других компонентов систем, контроль рабочих напряжений, контроль работоспособности систем, консультации, обучение пользователей.

Кроме того, в п. 3.3 договора указано, что техническое обслуживание не включает капитальный ремонт средств систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, автоматического пожаротушения и не проводится в отношении средств автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, автоматического пожаротушения, в состав которых сторонними лицами, не являющимися представителями ООО «СибЭнергоСтрой», внесены изменения или осуществлен ремонт.

Как следует из акта первичного осмотра обследования систем пожарной автоматики от 14.05.2015 ООО «СибЭнергоСтрой» был установлен ряд нарушений требований пожарной безопасности со стороны /__/, в том числе отсутствие проектно-сметной документации, отсутствие в некоторых помещениях смонтированных систем автоматической пожарной сигнализации, световых оповещателей, недостаточное количество дымовых извещателей, провода соединительных линий, системы пожарной автоматики не отвечали требованиям пожарной безопасности.

Правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности является протокол об административном правонарушении, который должен отвечать требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может рассматриваться в качестве доказательства по делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения лица к административной ответственности.

Такой протокол в силу положения ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона, исключается из числа доказательств по делу об административном правонарушении.

Исключение протокола об административном правонарушении из числа доказательств по делу об административном правонарушении влечет недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о привлечении лица к административной ответственности, и относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении должно указываться, в том числе событие административного правонарушения.

Ни в протоколе об административном правонарушении, ни в обжалуемом постановлении не указаны обстоятельства, свидетельствующие о виновности в нарушении требований пожарной безопасности именно ООО «СибЭнергоСтрой».

При таких обстоятельствах доводы жалобы являются несостоятельными, поскольку, как следует из протокола № 3 от 15.01.2016, ООО «СибЭнергоСтрой» вменяются нарушения проектного решения, монтажа систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, не являющихся предметом договора № ТО-08/15 от 01.05.2015 на техническое обслуживание систем пожарной и охранной сигнализации и оповещения о пожаре, и соответственно, обязательством ООО «СибЭнергоСтрой» по отношению к /__/.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке ст. 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Из положений ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года) следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления недопустим.

Так как решением судьи Советского районного суда г. Томска производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «СибЭнергоСтрой» прекращено, и данный судебный акт вступил в законную силу, его отмена будет означать ухудшение положения ООО «СибЭнергоСтрой». Однако после вступления в законную силу судебного акта такое ухудшение положения недопустимо.

Заявленное заместителем главного государственного инспектора Томской области по пожарному надзору Р. ходатайство о приобщении к материалам дела договора от 24.06.2015 № 25 и акта о приемке выполненных работ, удовлетворению не подлежит, поскольку в силу ст. 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по жалобе, принятой к рассмотрению в порядке надзора, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, проверяются исходя имеющихся материалов дела, в связи с чем приобщение к делу новых доказательств на данной стадии не предусмотрено.

Другие указанные в жалобе доводы не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения, потому не могут быть приняты во внимание.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения судьи районного суда, не допущено.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда

постановил:

решение судьи Советского районного суда г. Томска от 20.04.2016, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «СибЭнергоСтрой» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу жалобу заместителя главного государственного инспектора Томской области по пожарному надзору Р. - без удовлетворения.

Исполняющий обязанности заместителя

председателя Томского областного суда С.А. Воротников