Дело № 7а-503/14ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Волгоград 3 июня 2014 года
Заместитель председателя Волгоградского областного суда Д.П. Туленков, рассмотрев жалобу защитника Исакова В.В. М.А.В. на вступившие в законную силу решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 10 февраля 2014 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 17 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Техномаркет В» Исакова Виталия Валерьевича,
установил:
постановлением государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов от 13 ноября 2013 года директор ООО «Техномеракет В» Исаков В.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 10 февраля 2014 года указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 17 марта 2014 года решение судьи районного суда от 10 февраля 2014 года оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, защитник Исакова В.В. М.А.В. обратился с надзорной жалобой в Волгоградский областной суд, в которой просит эти судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела в полном объёме, доводы жалобы, не нахожу оснований для ее удовлетворения.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами для должностных лиц влечёт ответственность в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу ст. 11 данного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Положениями ст. 14 закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.
Согласно ст. 15 указанного закона лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несёт соответствующее должностное лицо организации.
В порядке ст. 18 «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии со ст. 19 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов. Порядок учёта в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учёта в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учёта. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчётность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учёта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учёта в течение срока, определённого федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Требования ч. 1 ст. 34 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» предусматривают, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое и косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Обязанность по соблюдению требований в области охраны окружающей среды возложена на юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов – частями 1,2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».
Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
На основании п.3, п.4 и п.5 Порядка предоставления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности), утверждённого приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 года №30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчётности об образовании, использовании, представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности)», субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчётность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчётный период составляет один календарный год. Отчётность представляется до 15 января года, следующего за отчётным периодом.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.
Приказ Минприроды РФ от 1 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходах.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
В порядке ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «Техномаркет В» осуществляет оптовую и розничную торговлю бытовыми электротоварами, радио и телеаппаратурой (код <.......>) в арендуемом по договору аренды №<.......> от 31 декабря 2012 года у ООО «<.......>» нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Торговая площадь составляет <.......> кв.м, вспомогательная площадь <.......> кв.м (кабинеты, подсобные помещения, санитарные узлы, коридоры), для использования под розничную торговлю сложнобытовой техникой. Штатная численность сотрудников ООО «Техномаркет В» составляет <.......> человека.
30 сентября 2013 года в 10-00 час. в ООО «Техномаркет В» комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды в части обращения с отходами, в ходе которой в деятельности юридического лица ООО «Техномаркет В» выявлены многочисленные нарушения законодательства, а именно: на предприятии отсутствует назначенное лицо, допущенное к обращению с отходами I-IV класса опасности прошедшее профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV класса опасности; отчётность об образовании, использовании, обезвреживании о размещении отходов в уведомительном порядке за 2012 год в управление Росприроднадзора по Волгоградской области ООО «Техномаркет В» предоставлена с нарушением установленного срока 22 января 2013 года, при установленном сроке до 15 января 2013 года; учёт в области обращения с отходами ООО «Техномаркет В» не ведётся; отсутствуют обобщённые данные учёта в области обращения с отходами за 4 квартал 2012 года, 1 и 2 кварталы и июль, август 2013 года; отсутствует согласованный с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с их компетенцией) порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: приказом о проведении проверки юридического лица (л.д.16-17); актом проверки от 30 сентября 2013 года (л.д. 20-22); предписанием от 30 сентября 2013 года (л.д. 23); протоколом об административном правонарушении (л.д. 24-26), которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия директора ООО «Техномаркет В» Исакова В.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что совершенное административное правонарушение должно быть квалифицировано по ст. 8.1 КоАП РФ, не может быть принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства. Проверкой выявлены нарушения требований ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части обращения с отходами, образующимися в ходе деятельности ООО «Техномаркет В», что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Доводы жалобы о нарушениях при проведении проверки, при составлении протокола об административном правонарушении, а также о неизвещении Исакова В.В. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, в ходе производства по данному делу допущено не было.
Постановление о привлечении Исакова В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Постановление должностного лица административного органа вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, наказание директору ООО «Техномаркет В» Исакову В.В. назначено в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 10 февраля 2014 года и решения судьи Волгоградского областного суда от 17 марта 2014 года не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу защитника Исакова Виталия Валерьевича М.А.В. оставить без удовлетворения.
Решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 10 февраля 2014 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 17 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Техномаркет В» Исакова Виталия Валерьевича - оставить без изменения.
Заместитель председателя подпись
Волгоградского областного суда ФИО1
<.......>
<.......>