ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-505/2015 от 03.07.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

№ 4а – 505/2015

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Самара 3 июля 2015 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Комочкова А.А. – представителя Общества с ограниченной ответственностью «Южный Двор-Самара» на постановление Куйбышевского районного суда г.Самары от 19.01.2015 и решение Самарского областного суда от 23.04.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением Куйбышевского районного суда г.Самары от 19.01.2015 Общество с ограниченной ответственностью «Южный Двор-Самара» (ООО «Южный Двор-Самара») признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Решением Самарского областного суда от 23.04.2015 постановление районного суда от 19.01.2015 оставлено без изменения.

В надзорной жалобе представитель Комочков А.А. считает, что судом не рассмотрены доводы о нарушении административным органом требований ч.12 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 « 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающих уведомление о проведении плановой выездной проверки с приложением копии распоряжения о проведении проверки, не представлено доказательств получения Обществом уведомления о проведении плановой выездной проверки; полагает недопустимым доказательством фотоматериал, поскольку фото не имеет подписи лица, проводившего съемку, отсутствует указание на его процессуальный статус, что не позволяет соотнести фотоматериал с протоколом об административном правонарушении, кроме того, не учтено, что по адресу проведения проверки находятся более 10 организаций, в связи с чем следует признать сфотографированные бытовые отходы непринадлежащими Обществу; протокол составлен неуполномоченным должностным лицом; судом не установлено возникновение обязанности составить паспорт на конкретный вид отходов; при назначении наказания суд не принял во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие вредных последствий для общества и государства, необоснованно не применил изложенную в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 позицию и не снизил размер административного штрафа ниже низшего предела; просит признать незаконными состоявшиеся судебные решения и отменить с прекращением производства.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.58 Конституции России, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 ст. 19 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Согласно ст.26 юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ( в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что в результате проведенной в период с 25.09.2014 по 30.10.2014 на основании распоряжения первого заместителя главы городского округа Самара № 3002 от 18.07.2014 главным специалистом отдела учета источников негативного воздействия и контроля платы Управления охраны окружающей среды Департамента благоустройства и экологии Администрации <адрес> плановой выездной проверки в отношении ООО «Южный Двор-Самара», расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что в процессе своей деятельности у юридического лица образуются отходы в виде бумаги, картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный).

В ходе производства по делу об административном правонарушении ООО «Южный Двор-Самара» не представило документов, подтверждающих отнесение отходов, образующихся в результате деятельности, к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, а также отсутствуют разработанные паспорта на указанные отходы.

2.

Таким образом, ООО «Южный Двор-Самара» при осуществлении хозяйственной деятельности не предприняло необходимых мер по организации производственного контроля за соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП Российской Федерации.

Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении от 30.10.2014 (л.д.8-12), актом проверки от 25.09.2014 (л.д.14-20), распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от 18.07.2014 о проведении плановой выездной проверки ООО «Южный Двор-Самара», договорами на вывоз и захоронение ТБО, фототаблицами от 12.09.2014.

При рассмотрении настоящего дела судья районного суда правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Южный Двор-Самара» состава административного правонарушения предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Законность и обоснованность вынесенного 19.01.2015 судьей районного суда постановления проверены судьей областного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 23.04.2015 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления районного суда.

Доводы надзорной жалобы представителя Комочкова А.А. о том, что судом не установлено возникновение у юридического лица обязанности по составлению паспорта на конкретный вид отходов, со ссылкой на письмо от 28.10.2014 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в котором содержатся разъяснения о порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ, не ставят под сомнение законность состоявшихся судебных решений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в указанном Письме, если обязанность по составлению паспорта на отход I - IV класса опасности у хозяйствующего субъекта возникла до вступления в силу Постановления (в период действия приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов", применявшегося Росприроднадзором и его территориальными органами ранее при проведении паспортизации отходов I - IV класса опасности, в части не противоречащей законодательству Российской Федерации), то есть отходы I - IV класса опасности были образованы до 01.08.2014, однако, паспортизация отходов I - IV класса опасности до указанного срока осуществлена не была, то хозяйствующие субъекты несут ответственность, предусмотренную ст. 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение требований природоохранного законодательства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Южный Двор-Самара» осуществляет деятельность с 21.04.2010, следовательно, отходы были образованы до 01.08.2014, однако паспортизация до указанного срока осуществлена не была.

Доводы жалобы представителя Комочкова А.А. о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом основаны не неверном толковании норм права.

Согласно п.1 2 постановления администрации городского округа Самара от 19.04.2011 N 273 (в ред. от 08.06.2012) "Об утверждении Положения об осуществлении отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа Самара" в целях обеспечения экологической безопасности, соблюдения индивидуальными предпринимателями, физическими и юридическими лицами законодательства и требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды органы местного самоуправления городского округа Самара наделены отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды: осуществление регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории городского округа Самара и не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в следующих сферах: государственный надзор в области обращения с отходами, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, полномочием по государственному экологическому надзору за которыми в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта наделяются органы местного самоуправления; контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

В соответствии с п.1.3 отдельные государственные полномочия в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа Самара от имени муниципального образования осуществляются администрацией городского округа Самара в лице отраслевого (функционального) органа - департамента благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара.

В силу п.1.4 должностные лица, уполномоченные на территории городского округа Самара на осуществление государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, полномочием по государственному экологическому надзору за которыми наделяются органы местного самоуправления, контроля в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду, в рамках переданных отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды замещают должности муниципальных служащих и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.

Согласно п.2.1.4 должностные лица, уполномоченные на территории городского округа Самара на осуществление государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха в рамках переданных отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды имеют право, в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях выявления административных правонарушений в области охраны окружающей среды и направлять материалы в уполномоченный орган для принятия мер административного воздействия;

В соответствии с п.3.5 Приказа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 15.11.2013 № 441 должностное лицо министерства, органа местного самоуправления, выявившее административное правонарушение, обязано составить протокол об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара ФИО1 главный специалист отдела учета источников негативного воздействия и контроля платы управления охраны окружающей среды Департамента благоустройства и экологии администрации г.Самары ФИО2 была назначена лицом, уполномоченным на проведение проверки, по результатам которой в соответствии с п.3.5 Приказа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 15.11.2013 № 441 был составлен протокол об административном правонарушении.

Анализируя вышеизложенное, следует признать, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом.

3.

Аналогичные изложенным в надзорной жалобы доводы о нарушении административным органом требований ч.12 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и о недопустимости использования в качестве доказательства фотоматериала были исследованы судьями нижестоящих судебных инстанций и отвергнуты по убедительным мотивированным основаниям, указанным в судебных постановлениях, не требующим дополнительного обоснования.

Наказание за совершение административного правонарушения назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, финансового положения юридического лица, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.8.2 КоАП РФ.

Исключительных обстоятельств для назначения ООО «Южный Двор-Самара» наказания ниже низшего предела, судьями усмотрено не было, не усматривается их и в настоящее время.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные постановления как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 ч. 2 п. 1, 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление Куйбышевского районного суда г.Самары от 19.01.2015 и решение Самарского областного суда от 23.04.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Южный Двор-Самара» оставить без изменения, надзорную жалобу Комочкова А.А.- представителя ООО «Южный Двор-Самара», оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров