ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-508 от 15.04.2019 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

4а-508

город Казань 15 апреля 2019 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу защитника Ольги Александровны Азгамовой на вступившие в законную силу постановление судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 2 октября 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 31 октября 2018 года, вынесенные в отношении Жумабоя Туланбоя Угли ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 2 октября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 31 октября 2018 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

В жалобе О.А. Азгамова, не соглашаясь с произведенной судьями оценкой доказательств и указывая на отсутствие в действиях ФИО1 состава вменённого административного правонарушения, просит вынесенные в отношении него судебные акты отменить, производство по делу прекратить.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов О.А. Азгамовой свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Материалами дела установлено, что в 20 часов 00 минут 25 июля 2018 года в ходе проверочных мероприятий выявлен гражданин Республики Узбекистан ФИО1, состоящий на миграционном учете по адресу: <...> Б, который с 16 июля 2018 года проживает по адресу: <...>, не представив в течении 7 рабочих дней принимающей стороне, необходимые документы (паспорт, миграционную карту, корешок уведомления о прибытии с прежнего места пребывания) для постановки его на миграционный учет по последнему адресу.

Эти обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении (л.д.2); объяснениями ФИО1 (л.д.4), ФИО2 (л.д.6); рапортом сотрудника полиции (л.д.5); сведениями на ФИО1 из базы данных СПО «Мигрант-1» (л.д.10-12) и другими материалами дела.

Доказательства оценены судьями в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к числу допустимых.

Из пункта 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) следует, что место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Миграционный учет пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 109-ФЗ, принятым во исполнение предписания статьи 29.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей, выработки и реализации государственной миграционной политики, формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства для прогнозирования последствий указанных перемещений и ведения государственного статистического наблюдения в области миграции, планирования развития территорий, управления в кризисных ситуациях, а также защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и находящихся в России иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности средствами противодействия незаконной миграции и другим противоправным проявлениям, систематизации сведений об иностранных гражданах и лицах без гражданства, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), решения других социально-экономических и общественно-политических задач (часть 1 статьи 4 Федерального закона N 109-ФЗ).

На основании частей 1, 3 статьи 7 Федерального закона N 109-ФЗ при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

Основанием для снятия с миграционного учета является факт убытия иностранного гражданина из места пребывания, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 4 настоящей части (пункт 5 части 3 статьи 8 Федерального закона N 109-ФЗ).

Исходя из пункта 11 части 1 статьи 9 Федерального закона N 109-ФЗ, при осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование сведений об иностранном гражданине о дате постановки на учет по последнему месту пребывания и его адресе, дате постановки на учет и снятия с учета по предыдущим местам пребывания и их адресах.

Положениями статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ предусмотрено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2017 N 22-П положения части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона № 109-ФЗ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1), 55 (часть 3) и 62 (часть 3), в той мере, в какой - во взаимосвязи с другими положениями данного Федерального закона - они содержат неопределенность как в вопросе о том, допустима ли и в каком случае в отношении иностранного гражданина (лица без гражданства), временно пребывающего в Российской Федерации, постановка его на учет по месту пребывания по месту нахождения (адресу) принимающей стороны, так и в вопросе о том, каким образом соотносятся обязанности в сфере миграционного учета временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства) и принимающей стороны в части обеспечения постановки его на учет именно по месту (адресу), по которому он должен быть в соответствии с установленным порядком поставлен на учет по месту пребывания, притом что нарушение установленного порядка может повлечь привлечение иностранного гражданина (лица без гражданства) к юридической ответственности.

Также постановлено, что до внесения в Федеральный закон № 109-ФЗ надлежащих изменений при решении вопроса о выборе места постановки иностранного гражданина (лица без гражданства) на учет по месту пребывания, равно как и при оценке наличия в его действиях признаков нарушения режима пребывания (проживания) в Российской Федерации положения части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 названного Федерального закона не могут рассматриваться как обязывающие временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства), поставленного на миграционный учет по месту нахождения (адресу) пригласившей его организации (принимающей стороны), правовая связь с которой, основанная на положениях законодательства Российской Федерации, в период пребывания в Российской Федерации им не утрачивается, вставать на миграционный учет по месту нахождения (адресу) жилого помещения, которое ему предоставила принимающая сторона и в котором он временно проживает;

во всех иных случаях иностранные граждане и лица без гражданства должны, если в названном Федеральном законе прямо не указаны иные правила миграционного учета, вставать на учет по месту пребывания в месте их фактического проживания.

В части 2 статьи 21 Федерального закона N 109-ФЗ указано, что иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Для постановки учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту. После направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи (пункт 1 части 2 статьи 22 Федерального закона N 109-ФЗ).

В соответствии с пунктом 23 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 (далее по тексту – Правила), в уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать адрес места пребывания, а также адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания).

Пунктом 26 Правил на иностранного гражданина для заполнения бланка уведомления о прибытии возлагается обязанность предъявить принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина), а в случае прибытия в новое место пребывания отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в Российской Федерации.

Таким образом, из системного анализа указанных законоположений следует, что в случае проживания иностранного гражданина вне места пребывания, по которому он поставлен на миграционный учёт или вне жилого либо иного помещения, предоставленного ему принимающей стороной при регистрации по месту нахождения юридического лица, он подлежит постановке на миграционный учёт по новому месту пребывания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом № 109-ФЗ.

Из материалов дела следует, что принимающей стороной в данном случае является общество с ограниченной ответственностью СК «МАКСМЭЛ» (далее по тексту – ООО СК «МАКСМЭЛ», Общество), которое 29 июня 2018 года заключило с ФИО1 трудовой договор и поставило его на миграционный учёт по своему юридическому адресу: <...> Б.

Установлено, что ФИО1 с 16 июля 2018 года проживает по адресу: <...>.

В своих объяснениях ФИО1 указал, что он переехал в город Зеленодольск на съемную квартиру и жил там с 16 июля 2018 года, так как там дешевле снимать жилье, на миграционный учет по месту проживания не вставал.

В свою очередь довод жалобы о том, что жилое помещение было предоставлено ФИО1 работодателем, нельзя признать убедительным, поскольку объективными данными он не подтверждается, а в материалах дела отсутствуют и к жалобе не приложены документы, подтверждающие право пользования Обществом указанным жилым помещением.

Кроме того, в ходе судебного заседания в городском суде представитель ООО СК «МАКСМЭЛ» ФИО3 эти обстоятельства не подтвердил и пояснил, что место проживания ФИО1 ему не известно.

При этом каких-либо иных сведений о том, что ФИО1 сообщал работодателю о смене им места проживания либо о предоставлении им собственнику жилого помещения в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 22 Федерального закона N 109-ФЗ и пунктом 26 Правил документов, в материалах дела не имеется.

Указание в жалобе на то, что на момент составления протокола об административном правонарушении срок предоставления уведомления о прибытии иностранного гражданина не истёк, нельзя признать обоснованным, поскольку правонарушение было выявлено по истечении рабочего времени, позволявшего принимающей стороне либо непосредственно иностранному гражданину в предусмотренном статьёй 22 Федерального закона № 109-ФЗ порядке предоставить указанное уведомление с соблюдением установленного законом срока.

Ссылки в жалобе на ненадлежащее извещение ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела являются несостоятельными, поскольку согласно материалам дела, ему направлялось судебное извещение, которое было возвращено в связи с истечением срока хранения.

Остальные доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судей нижестоящих судебных инстанций, направлены на иную субъективную оценку доказательств и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Каких-либо новых сведений об обстоятельствах административного правонарушения, которых бы не имелось в деле на момент принятия судебных решений, в жалобе не содержится. Правовых аргументов, влекущих безусловную отмену судебных актов, О.А. Азгамовой не приведено.

При таких обстоятельствах ФИО1 правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной статьи без применения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в соответствии с положениями статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о назначении ФИО1 административного наказания вынесено судьей городского суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Судебные акты соответствуют требованиям закона.

Нарушений норм административного законодательства, которые привели к неверному разрешению дела, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

постановление судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 2 октября 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 31 октября 2018 года, вынесенные в отношении Жумабоя Туланбоя Угли ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ольги Александровны Азгамовой – без удовлетворения.

Заместитель

Председателя Верховного Суда

Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров