ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-509/2018 от 14.06.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

№ 4а-509/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 июня 2018 года г. Ростов-на-Дону

Заместитель председателя Ростовского областного суда Проданов Г.А., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности директора филиала ФГУП «Росморпорт» Лямцева С.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 0087/02/0815/ПП/2017 от 19.05.2017, решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 16.08.2017, решение судьи Ростовского областного суда от 03.10.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГУП «Росморпорт»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 0087/02/0815/ПП/2017 от 19.05.2017 ФГУП «Росморпорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто к наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 16.08.2017 постановление должностного лица оставлено без изменения.

Решением судьи Ростовского областного суда от 03.10.2017 решение судьи городского суда оставлено без изменения.

Исполняющий обязанности директора филиала ФГУП «Росморпорт» Лямцев С.В. обратился в Ростовский областной суд с жалобой на постановление должностного лица и указанные судебные решения, в которой ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.

Ознакомившись с жалобой, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Из материалов дела усматривается, что Волго-Донской транспортной прокуратурой по информации Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения Азовским бассейновым филиалом ФГУП законодательства в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности при проведении дноуглубительных работ, в результате которой выявлены нарушения.

В ходе проведенной проверки установлено, что грунт в объеме 85601, 5 м3, извлеченный при проведении дноуглубительных работ, захоронен в границах особо охраняемой природной территории «Природного парка «Донской», участок «Дельта Дона», в районе правого берега гирла Песчаное и устья гирла Мериновое, что привело к частичному перекрытию русла гирла Мериновое, а также изменению природного ландшафта (приращению и изменению глубины и уклона берегов) острова «Джулька» со стороны АДМК и гирла Мериновое.

В соответствии ст. 52.1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для ведения дноуглубительных работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, осуществляется в соответствии с данным кодексом и другими федеральными законами.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

Постановлением Администрации Ростовской области от 08.09.2005 № 120 «О создании государственного природоохранного учреждения Ростовской области «Природный парк «Донской» установлены границы территорий указанного природного парка, в участок «Дельта Дона» в который вошли гирла Песчаное и Мериновое Азово-Донского морского канала.

Постановлением Администрации Ростовской области 21.09.2006 № 389 утверждено положение о природном парке «Донской», согласно п. 2 которого, управление природным парком осуществляется государственным бюджетным учреждением Ростовской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения».

Согласно разделу III Положения на территории природного парка устанавливается дифференцированный режим охраны, защиты и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности участков.

Осуществление деятельности на территории природного парка предварительно согласовывается заинтересованным лицом с Дирекцией. Обращение о согласовании осуществления деятельности, содержащее вид, местоположение и сроки осуществления деятельности, подается и рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Дирекция отказывает в согласовании осуществления деятельности в случае несоответствия заявленной деятельности установленному настоящим разделом режиму особой охраны территории природного парка.

Вместе с тем в нарушение вышеназванных требований закона проведение комплекса дноуглубительных работ с Дирекцией в установленном порядке не согласовано.

Согласно Положению о природном парке «Донской» (приложение 1 к постановлению Административной области от 21.09.2006 № 389) на участке «Дельта Дона» запрещаются: деятельность, приводящая к загрязнению (захламлению) земель, акватории, воздушного бассейна; деятельность, которая может привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного и растительного мира, в том числе занесенных в Красные книги Российской Федерации и Ростовской области; все виды хозяйственной и иной деятельности, влекущие за собой изменения сложившейся структуры природного ландшафта, снижение или уничтожение экологического баланса экосистем природного парка.

С учетом изложенного, действия ФГУП «Росморпорт» правильно квалифицированы по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. Доказательствам, находящимися в материалах дела, была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах санкции, установленной законом за данное правонарушение.

Судьями дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В судебных актах дана полная и объективная оценка доводам жалоб.

Ссылки заявителя на наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы и разрешения на захоронение не принимаются во внимание, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии состава вмененного административного правонарушения в действиях юридического лица.

Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами должностного лица и судебных инстанций о фактических обстоятельствах дела, сделанными по результатам исследования представленных доказательств.

Указанные доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку установленный ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядок оценки доказательств не нарушен.

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения ФГУП «Росморпорт» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не свидетельствуют о нарушении должностным лицом и судьями норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену либо изменение постановлений, вступивших в законную силу, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Ростовского областного суда

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 0087/02/0815/ПП/2017 от 19.05.2017, решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 16.08.2017, решение судьи Ростовского областного суда от 03.10.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГУП «Росморпорт» оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности директора филиала ФГУП «Росморпорт» Лямцева С.В. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Ростовского областного суда Г.А. Проданов