Дело № 4а-513/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Томск 26 октября 2015 года
Исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Норд Империал» (далее – ООО «Норд Империал») генерального директора ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области Росприроднадзора по Томской области от 02 декабря 2014 года № НЗВАТР-247/4, решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 18 мая 2015 года, решение судьи Томского областного суда от 24 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Норд Империал»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области Росприроднадзора по Томской области от 02 декабря 2014 года №НЗВАТР-247/4 ООО «Норд Империал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800000 рублей.
Решением судьи Каргасокского районного суда Томской области от 18 мая 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Томского областного суда от 24 июля 2015 года вынесенные по делу решения оставлены без изменения.
Не согласившись с постановлением административного органа и решениями судей, законный представитель ООО «Норд Империал» генеральный директор ФИО1 подал жалобу в Томский областной суд, в которой полагает, что состоявшиеся по делу постановление и решения судей являются незаконными, необоснованными. Оспаривает выводы судов о том, что возможные мероприятия по использованию попутного нефтяного газа, извлекаемого недропользователем, должны быть предусмотрены только в техническом проекте (схеме) разработки месторождения. Отмечает, что абз. 2 пункта 3.8 лицензии № /__/ предусмотрена обязанность недропользователя обеспечить наличие и исполнение проектных документов на разработку и обустройство месторождений. Ссылается на пункт 352 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утв. приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 (ред. от 12.01.2015), пункт 10.3.3 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утв. Коллегией Министерства нефтяной промышленности СССР (протокол от 15.10.1984 № 44), пункт 1.2 "Регламента составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений. РД 153-39-007-96", утв. Минтопэнерго РФ 23.09.1996 и приходит к выводу о том, что действующим законодательством предусмотрено решение вопросов использования попутного нефтяного газа как в технологических схемах, так и в проектах обустройства месторождений. Приводит положения п. 5 Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утв. приказом МПР России от 21.03.2007 N 61, пункт 13 Правил охраны недр, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 (ред. от 30.06.2009) и отмечает, что законодательство не ставит правомерность или неправомерность и допустимость того или иного способа использования попутного нефтяного газа в зависимость от указания такого вида в том или ином техническом проекте. Обращает внимание на то, что в проектном документе «Обустройство Фестивального нефтяного месторождения на период опытно-промышленной разработки» предусмотрен способ использования попутного нефтяного газа путем сжигания на горизонтальной факельной установке в целях выпаривания подтоварной воды. Оспаривает довод судов, согласно которому технологической схемой разработки Фестивального нефтяного месторождения предусматривается использование подтоварной воды для закачки в пласт (система поддержания пластового давления – ППД), что противоречит способу утилизации, предусмотренному в проекте обустройства месторождения. Со ссылкой на раздел 10.3.2 Дополнения к технологической схеме разработки Фестивального нефтяного месторождения («Требования и рекомендации к системе сбора и промысловой подготовки продукции скважин») предусмотрено создание системы ППД, при которой на первых этапах в пласт планируется закачивать не пластовую (подтоварную) воду, а сеноманскую воду, добытую из специальных скважин. Использование подтоварной воды для закачки в систему ППД возможно при полном развитии Фестивального нефтяного месторождения, до указанного времени необходимо предусмотреть комплекс мер по утилизации подтоварной воды. Полагает, что именно проект обустройства месторождения призван разрешить вопросы, не нашедшие отражение в технологической схеме разработки месторождения. Приходит к выводу о том, что использование попутного нефтяного газа на горизонтальной факельной установке в целях выпаривания подтоварной воды является правомерным действием. Просит отменить полностью решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 18 мая 2015 года, решение судьи Томского областного суда от 24 июля 2015 года и принять новое решение – признать незаконными и отменить постановление о назначении административного наказания от 02 декабря 2014 года № НЗВАТР-247/4, представление от 02.12.2014 № НЗВАТР-247/4 об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 10.11.2014 № НЗВАТР-247/4.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу постановление и решения судей в отношении ООО «Норд Империал» подлежащими оставлению без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Правоотношения в области недропользования регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах»).
Согласно ст. 35 Закона РФ «О недрах» основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Пунктами 1, 2, 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, запрещены законодательством Российской Федерации.
Названные действия в силу положений части 1 ст. 8.10 КоАП РФ признаются административным правонарушением, за совершение которых предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природопользователь при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств обязан предусматривать эффективные меры сбора нефтяного (попутного) газа.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ООО «Норд Империал» осуществляет геологическое изучение, разведку, добычу углеводородного сырья в пределах расположенного в /__/, включающего /__/ нефтяное месторождение, на основании лицензии /__/.
Согласно ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Разработка ООО «Норд Империал» Фестивального месторождения в 2013 году осуществлялась в соответствии с действующим в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 техническим проектом «Дополнение к технологической схеме разработки Фестивального нефтяного месторождения» (протокол ЦКР Роснедр от 10.12.2009 № 469, утв. председателем ЦКР Роснедр 18.12.2009).
Согласно названному документу уровень использования растворенного газа на Фестивальном месторождении на 2013 год установлен в размере – 95% (протокол ЦКР Роснедр от 10.12.2009 № 469, таблица 8.2 строка 62).
В силу пункта 7.5 ГОСТ Р 53713-2009 «Национальный стандарт. Месторождения нефтяные и газонефтяные. Правила разработки», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 1166-ст, система использования попутного газа, включая объекты утилизации газа, должна обеспечивать уровень его использования не менее 95%.
Норматив вовлечения в хозяйственный оборот попутного нефтяного газа закреплен законодательно, установлен проектным документом и является обязательным для недропользователя. Несоблюдение этого норматива признается нерациональным использованием недр, ведущим к потерям при добыче полезных ископаемых, что охватывается объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в 2013 году ООО «Норд Империал» на /__/ месторождении извлечено /__/ тыс.куб.м нефтяного (попутного) газа, из них извлеченный газ в объеме /__/ тыс. куб.м, что составляет 25,55%, был нерационально использован, а именно сожжен на горизонтальной факельной установке для выпаривания подтоварной воды.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются исследованными при рассмотрении дела об административном правонарушении, при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица о назначении административного наказания и при рассмотрении жалобы на решение судьи по жалобе на постановление по делу, оцененными по правилам ст. 26.11 КоАП РФ и приведенными в обжалуемых постановлении и решениях судей доказательствами, совокупность которых является достаточной для вывода о виновности ООО «Норд Империал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Доводы жалобы законного представителя ООО «Норд Империал» направлены на переоценку обстоятельств, установленных должностным лицом административного органа, судьей районного суда и судьей Томского областного суда в полном соответствии с правилами ст. 26.1 КоАП РФ.
Между тем обстоятельства, на основании которых должностное лицо, судьи основывали свои выводы, приведенные в постановлении и судебных решениях, доказательства и их оценка являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности ООО «Норд Империал»в совершении вмененного административного правонарушения.
Пунктом 2.18.6 Требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений углеводородного сырья, утв. приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 254 установлено, что варианты мероприятий по использованию и утилизации попутного нефтяного газа, в том числе для целей повышения нефтеотдачи, должны быть включены в технологическую схему промышленной разработки месторождения.
Пунктом 352 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утв. приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101, а также ранее действовавшими Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N 56 (пункт 3.3.5), предусмотрено, что проектная документация на обустройство месторождений должна обеспечить оптимальную разработку месторождения в соответствии с технологической схемой разработки.
Из анализа приведенных положений нормативно-правовых актов следует, что варианты мероприятий по использованию и утилизации попутного нефтяного газа предусматриваются технологической схемой разработки месторождения. Проектная документация на обустройство месторождения не должна противоречить технологической схеме разработки месторождения, напротив, должна ей соответствовать в целях обеспечения оптимальной разработки месторождения.
В этой связи с доводами жалобы законного представителя о том, что мероприятия по использованию попутного нефтяного газа могут быть помимо технологической схемы промышленной разработки месторождения предусмотрены проектной документацией на обустройство месторождения, согласиться нельзя.
Заявленное ООО «Норд Империал» расходование попутного нефтяного газа на собственные нужды для целей выпаривания подтоварной воды не может быть признано правомерным в силу следующего.
Правила промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 29.05.2003 N 44, не отождествляют понятия промышленные стоки и подтоварная вода.
Классификатором статей расхода газа на собственные технологические нужды газодобывающих предприятий (приложение А к "РД 153-39.0-111-2001. Руководящий документ. Методика определения нормативной потребности и норм расхода природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих предприятий", принятому и введенному в действие приказом Минэнерго России от 26.12.2001 N 372) предусмотрено лишь сжигание промстоков (п. 1.6). Выпаривание подтоварной воды названный классификатор не предусматривает.
Кроме того, проектный документ «Обустройство /__/ нефтяного месторождения на период опытно-промышленной разработки» не предусматривает в качестве способа утилизации попутного нефтяного газа его сжигание в горизонтальной факельной установке.
Применительно к горизонтальной факельной установке названный проектный документ содержит указание на ее предназначение для термической утилизации промышленных (путем испарения в факеле пластовой воды) стоков.
Между тем основным способом утилизации подтоварной воды, предусмотренным «Дополнением к технологической схеме разработки Фестивального нефтяного месторождения», является ее использование для закачки в систему ППД.
Критерием правомерности действий ООО «Норд Империал» по использованию горизонтальной факельной установки в соответствии с проектным документом «Обустройство Фестивального нефтяного месторождения на период опытно-промышленной разработки» является соблюдение установленного пунктом 3 постановления Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 предельно допустимого значения показателя сжигания на факельных установках попутного нефтяного газа – не более 5% объема добытого попутного нефтяного газа.
Между тем на горизонтальной факельной установке ООО «Норд Империал» было сожжено 25,55% извлеченного попутного нефтяного газа, что является сверхнормативной потерей добытого попутного нефтяного газа, свидетельствующей о нерациональном использовании недр при их разработке вследствие ненадлежащей реализации юридическим лицом соответствующих проектных решений.
С учетом фактических обстоятельств дела действия ООО «Норд Империал» по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание ООО «Норд Империал» назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица и иных имеющих юридическое значение обстоятельств в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц.
Назначенное ООО «Норд Империал» административное наказание является соразмерным совершенному административному правонарушению.
Существенных нарушений установленного порядка привлечения должностным лицом к административной ответственности ООО «Норд Империал», существенных нарушений установленного порядка рассмотрения жалоб законного представителя судебными инстанциями, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобы, в ходе производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения жалоб не допущено, материальный закон при назначении административного наказания применен правильно, в связи с чем оснований для удовлетворения настоящей жалобы и изменения постановления должностного лица административного органа и решений судей не имеется.
Руководствуясь ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области Росприроднадзора по Томской области от 02 декабря 2014 года № НЗВАТР-247/4, решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 18 мая 2015 года, решение судьи Томского областного суда от 24 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Норд Империал» оставить без изменения, жалобу законного представителя – без удовлетворения.
Исполняющий обязанности
заместителя председателя
Томского областного суда А.И. Гончаров