ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-518/18 от 20.12.2018 Астраханского областного суда (Астраханская область)

№ 4а-518/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Астрахань 20 декабря 2018 года

Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т.П., рассмотрев жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по Камызякскому району Астраханской области Х. на решение судьи Камызякского районного суда Астраханской области от 1 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – муниципального казенного учреждения «Центр обработки вызовов и оперативного управления в чрезвычайных ситуациях Система-112»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Камызякского района Астраханской области от 9 октября 2018 года юридическое лицо – МКУ «ЦОВ «Система 112» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Решением судьи Камызякского районного суда Астраханской области от 1 ноября 2018 года постановление мирового судьи отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ «ЦОВ «Система 112» прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе начальника ОГИБДД ОМВД России по Камызякскому району Астраханской области Х. ставится вопрос об отмене решения судьи районного суда и оставлении в силе постановления мирового судьи.

Проверив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям пунктов 3, 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения сельского поселения, в том числе и дорожная деятельность на территориях сельских поселений, являются вопросами местного значения муниципальных районов.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ).

В силу статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 указанной статьи).

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 «О Правилах дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Материалами дела установлено, что инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Камызякскому району Астраханской области П. 27 сентября 2018 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ «ЦОВ Система-112».

Основанием для составления протокола послужил факт несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, выразившееся в следующем.

11 сентября 2018 года МКУ «ЦОВ Система-112», являясь ответственным лицом за содержание дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, не организовало проведение своевременных работ по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а именно - на участке автомобильной дороги и улицы местного значения Камызякского района с.<...>, ул.<...> Астраханской области, проходящей вдоль детского образовательного учреждения, в несоблюдение требований п.п. 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.4, 6.3., 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, п.п. 5.6.24, 6.2.3, 6.2.7, 6.2.7, 6.2.27, 5.2.25, 5.1.10, 5.1.17, 7.2.10, 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2014 - отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», отсутствует повторный дорожный знаки 1.23 «Дети» с дополнительной табличкой 8.2.1 «Зона действия», дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, 1.23. применены не на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, нарушена высота установки дорожных знаков менее 2 метров, отсутствует светофор Т7; в несоблюдении требований п.п. 4.1.1, 6.2, 6.4 ГОСТ Р 52605-2006 - отсутствует искусственная неровность в начале опасного участка перед пешеходным переходом.

Согласно Уставу МКУ «ЦОВ Система-112», утвержденному постановлением администрации муниципального образования «Камызякский район» от 8 ноября 2011 года № <...>, учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, государственных и муниципальных услуг. Учреждение обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением. Управление осуществляет свою деятельность за счет средств бюджета муниципального образования «Камызякский район» в пределах предусмотренных ассигнований и предоставленных полномочий, имеет лицевой счет в финансовом органе, осуществляющем исполнение местного бюджета.

Постановлением администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области № <...> от 31 мая 2018 года установлены дополнительные виды деятельности МКУ «ЦОВ Система-112»: деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей общего пользования местного значения; устройство дорожной вертикальной и горизонтальной разметки по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; установка дорожных ограждений, сигнальных столбиков и дорожных знаков по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; установку уличного освещения и светофоров по автомобильным дорогам общего пользования местного значения. Данное постановление вступает в силу со дня его подписания.

Постановлением администрации муниципального образования «Камызякский район» № <...> от 9 июля 2018 года утверждены изменения в Устав МКУ «ЦОВ Система-112».

Постановлением администрации муниципального образования «Камызякский район» № <...> от 7 ноября 2017 года утверждена муниципальная программа муниципального образования «Камызякский район» «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Камызякского района».

В рамках указанной программы утвержден перечень мероприятий, согласно которым задача № 4 «Обеспечение безопасности дорожного движения в Камызякском районе» возложена на отдел ЖКХ и строительства администрации муниципального образования «Камызякский район», МКУ «...». Указанная программа содержит также условия об объемах и источниках финансирования. Согласно данной программе мероприятие 4.1. – приобретение краски для нанесения дорожной разметки запланировано в объеме <...> рублей, на период с 2018-2020 г.г. В 2018 году на данное мероприятие запланировано <...> рублей. Исполнителем указано МКУ «...».

Названной Программой не предусмотрено финансирование мероприятий на приобретение дорожных знаков, леерных ограждений, светофоров Т7.

Постановлением администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области № <...> от 2 октября 2018 года внесены изменения в постановление администрации муниципального образования «Камызякский район» от 7 ноября 2017 года № <...> «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Камызякского района», согласно которой в строку «Объемы бюджетных ассигнований и источники финансирования муниципальной программы» внесены изменения. Указанным постановлением внесены изменения в «Ресурсное обеспечение муниципальной программы», «Перечень мероприятий муниципальной программы», в частности: Задача 4 Мероприятие 4.1. Приобретение краски для нанесения дорожной разметки, дорожных знаков, леерных ограждений, светофоров Т.7, Исполнитель – МКУ «ЦОВ Система112», Источник финансирований – бюджет МО «Камызякский район».

Названным постановлением поручено внести изменения в бюджетную роспись бюджета муниципального образования «Камызякский район» на 2018 год с последующим внесением изменений в бюджет муниципального образования «Камызякский район» на 2018 год.

В соответствии со статьёй 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Таким образом, дополнительные виды деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей общего пользования местного значения, устройству дорожной вертикальной и горизонтальной разметки по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, установке дорожных ограждений, сигнальных столбиков и дорожных знаков по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, установке уличного освещения и светофоров по автомобильным дорогам общего пользования местного значения определены Учреждению – МКУ «ЦОВ Система-112» вышеназванным Постановлением № <...> с 31 мая 2018 года.

Прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях МКУ «ЦОВ Система-112» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку на юридическое лицо полномочия в области деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения переданы 31 мая 2018 года, а бюджетные средства на выполнение данной деятельности закреплены только Постановлением № <...> от 2 октября 2018 года. Таким образом, юридическое лицо, являясь муниципальным казенным учреждением, не могло распоряжаться бюджетными средствами, предназначенными на реализацию данной деятельности.

Доводы жалобы не могут являться основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений, поскольку сроки привлечения лица к административной ответственности истекли.

В соответствии с частью 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

Данная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Согласно положениям части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

По смыслу положений статей 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении правонарушения, за которое нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Из системного толкования положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о доказанности вины лица в совершении административного правонарушения, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ «ЦОВ Система-112» имели место 11 сентября 2018 года (день обнаружения административного правонарушения).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения составляет три месяца со дня обнаружения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения МКУ «ЦОВ Система-112» к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек. Следовательно, в настоящее время возможность разрешения вопроса об административной ответственности МКУ «ЦОВ Система-112», в том числе о доказанности вины данного юридического лица в совершении административного правонарушения, утрачена.

Учитывая недопустимость ухудшения правового положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, истечение срока давности привлечения МКУ «ЦОВ Система-112» к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а жалоба должностного лица - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Камызякского районного суда Астраханской области от 1 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – муниципального казенного учреждения «Центр обработки вызовов и оперативного управления в чрезвычайных ситуациях Система-112» оставить без изменения, жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по Камызякскому району Астраханской области ХА. - без удовлетворения.