ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-51/2018 от 18.04.2018 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

№ 4А-51/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 18 апреля 2018 года

Председатель Верховного Суда Республики Марий Эл Давыдов А.С., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования «Троицко-Посадское сельское поселение» Беляева В.Ю. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от 26 мая 2017 года № 32, решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2017 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 12 января 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «Троицко-Посадское сельское поселение» Беляева В. Ю., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от 26 мая 2017 года № 32 глава администрации муниципального образования «Троицко-Посадское сельское поселение» Беляев В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 августа 2017 года, вынесенным по жалобе Беляева В.Ю., постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от 26 мая 2017 года № 32 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 23 октября 2017 года решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 августа 2017 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл.

Решением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2017 года постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от 26 мая 2017 года № 32 оставлено без изменения, жалоба Беляева В.Ю. – без удовлетворения.

Определением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 5 декабря 2017 года в решении от 22 ноября 2017 года исправлены описки.

Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 12 января 2018 года, вынесенным по жалобе Беляева В.Ю., постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от 26 мая 2017 года № 32 и решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2017 года изменены: исключено указание на нарушение требований экологических и санитарно-эпидемиологических требований, выразившееся в отсутствии договора на вывоз образующихся в ходе деятельности администрации отходов, а также указание на осуществление администрацией муниципального образования «Троицко-Посадское сельское поселение» деятельности по накоплению отходов. В остальной части указанные акты оставлены без изменения, жалоба Беляева В.Ю. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, глава администрации муниципального образования «Троицко-Посадское сельское поселение» Беляев В.Ю. просит состоявшиеся по делу постановление и судебные решения отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает на недопустимость в качестве доказательства совершения им вышеуказанного административного правонарушения представленного в материалы дела акта осмотра от 25 мая 2017 года ввиду его составления с нарушениями требований статьи 27.8 КоАП РФ. Считает необоснованным вменение ему в вину незаключения администрацией договоров на передачу отработанных ртутьсодержащих ламп, утверждает, что необходимости в заключении названных договоров не имелось по причине отсутствия отработанных ртутьсодержащих ламп. Настаивает на ранее высказанных им в ходе производства по данному делу доводах об отсутствии у администрации обязанности по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по отнесению образуемых в ходе деятельности администрации отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности ввиду того, что администрация хозяйствующим субъектом не является. Указывает, что администрацией деятельность в области обращения с отходами не осуществляется, поэтому обязанность по ведению учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов у нее отсутствует.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела о вышеуказанном административном правонарушении, материалы судебного дела, поступившего в Верховный Суд Республики Марий Эл 30 марта 2018 года, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

Данным Федеральным законом, в частности, установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами. При этом соответствующие требования распространяются как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ отходами производства и потребления (далее – отходы) признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу пунктов 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

Из пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В силу требований пункта 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года № 681, обязанность разработать инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям возлагается на администрацию и как на организацию, в которой хранятся поврежденные ртутьсодержащие лампы до их вывоза.

Из дела об административном правонарушении, материалов судебного дела следует, что по результатам проведенного административного расследования старшим государственным инспектором Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды <...> установлено, что администрацией муниципального образования «Троицко-Посадское сельское поселение», являющейся потребителем ртутьсодержащих ламп и в процессе деятельности которой в помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, образуются отходы в виде несортированного мусора от офисных и бытовых помещений (исключая крупногабаритный), относящегося согласно Федеральному классификационному каталогу отходов к IV классу опасности, не заключены договоры на передачу отработанных ртутьсодержащих ламп, не разработаны инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, не обеспечено утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составления паспорта отходов I - IV классов опасности, не ведется учет в области обращения с отходами.

При указанных обстоятельствах должностное лицо, судья районного суда и судья Верховного Суда Республики Марий Эл пришли к обоснованному выводу о наличии в бездействии главы администрации муниципального образования «Троицко-Посадское сельское поселение» Беляева В.Ю. как должностного лица, ответственного за обеспечение выполнения администрацией муниципального образования «Троицко-Посадское сельское поселение» вышеуказанных требований в сфере обращения с отходами, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Приведенные Беляевым В.Ю. в жалобе доводы об отсутствии у администрации обязанности по обеспечению установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по отнесению образуемых в ходе деятельности администрации отходов I - V классов опасности к конкретному классу ввиду того, что администрация хозяйствующим субъектом не является, основаны на ошибочном толковании норм закона и правомерно признаны судьей районного суда и судьей Верховного Суда Республики Марий Эл несостоятельными по итогам рассмотрения жалоб на постановление о назначении административного наказания.

При этом нижестоящие судебные инстанции при рассмотрении жалоб на постановление должностного лица обоснованно исходили из того, что в рассматриваемом случае не имеет правового значения наличие у администрации муниципального образования «Троицко-Посадское сельское поселение» статуса хозяйствующего субъекта. В силу приведенных выше положений Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года № 681, юридические лица, в процессе любой деятельности которых образуются отходы, обязаны разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обеспечить установление специально уполномоченными органами нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принять меры к отнесению образующихся отходов к конкретному классу опасности, составлению и утверждению паспорта на отходы I - IV класса опасности. Невыполнение указанных требований законодательства образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Образование в процессе деятельности администрации муниципального образования «Троицко-Посадское сельское поселение» отходов свидетельствует об участии последней в обращении отходов, в связи с чем утверждения заявителя жалобы о неосуществлении администрацией деятельности в области обращения с отходами и отсутствии в связи с этим у нее обязанности по ведению учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не состоятельны.

Вопреки доводам жалобы Беляева В.Ю. оснований полагать составленный старшим государственным инспектором Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды <...> акт осмотра от 25 мая 2017 года (л.д. 59) недопустимым доказательством не имеется. Данный акт не является протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, и поэтому требованиям, установленным статьей 27.8 КоАП РФ, отвечать не должен.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Акт осмотра от 25 мая 2017 года составлен должностным лицом, проводившим административное расследование по делу, отображенные в акте фактические обстоятельства потребления администрацией муниципального образования «Троицко-Посадское сельское поселение» ртутьсодержащих ламп были подтверждены в ходе рассмотрения дела, в том числе, содержанием жалоб, поданных Беляемых В.Ю., в которых им самим указывалось на обстоятельство использования администрацией названных ламп.

Использование ртутьсодержащих ламп предполагает необходимость в их дальнейшей утилизации, в связи с чем утверждения Беляева В.Ю. об отсутствии у администрации необходимости в заключении договоров на передачу отработанных ртутьсодержащих ламп не состоятельны.

Административное наказание назначено главе администрации муниципального образования «Троицко-Посадское сельское поселение» Беляеву В.Ю. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых вступивших в законную силу постановления должностного лица и судебных постановлений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13, статьи 30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от 26 мая 2017 года № 32, решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2017 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 12 января 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «Троицко-Посадское сельское поселение» Беляева В. Ю. оставить без изменения, жалобу главы администрации муниципального образования «Троицко-Посадское сельское поселение» Беляева В.Ю. - без удовлетворения.

Председатель Верховного Суда

Республики Марий Эл А.С.Давыдов