Дело № 4а –521
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ижевск 10 октября 2019 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу защитника Ивантаева С.Л. З.А.И.. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 1 июня 2018 года № 938-ФАС52-11/18, решение судьи Устиновского районного суда г. Ижевска от 6 декабря 2018 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.55 КоАП РФ, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Завод Высокоточного Литья «Авангард» Ивантаева С.Л.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 1 июня 2018 года № 938-ФАС52-11/18 генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Завод Высокоточного Литья «Авангард» (далее ООО «ЗВЛ «Авангард») Ивантаев С.Л. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.55 КоАп РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением судьи Устиновского районного суда г. Ижевска от 6 декабря 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 февраля 2019 года, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области № 938-ФАС52-11/18 от 1 июня 2018 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, заявитель – защитник Ивантаева С.Л. З.А.И. просит признать незаконными и отменить постановление и судебные решения. Среди доводов указывает о том, что законных оснований для заключения дополнительного соглашения между сторонами договора не существовало. Исполнитель в силу ст.451 ГК РФ был не вправе понудить Заказчика к подписанию соответствующего соглашения о переносе промежуточных сроков поставки. Заказчиком в адрес Исполнителя были направлены официальные письма от 28.09.2017 № 1349, от 25.10.2017 № 66к/1350, от 23.11.2017 № 66к/1348 об изменении сроков поставки заготовок деталей <данные изъяты><данные изъяты> в рамках исполнения Договора поставки № <данные изъяты> (далее - Договор), которые исполнитель был вынужден, во избежание нарушения основного срока поставки, указанного в п..3.1 Договора, исполнить. На основании ст.435 ГК РФ указанные письма Заказчика являются офертой, а Исполнитель, приняв письма к исполнению, акцептировал направленную в его адрес оферту в порядке, предусмотренном п.3 ст.438 ГК РФ. Наличие состава административного правонарушения, установленного ч.1 ст.14.55 КоАП РФ, выражается в нарушении сроков поставки, однако нарушения срока поставки не было. Изменение промежуточных сроков поставки было инициировано Заказчиком и исполнено ООО «ЗВЛ «Авангард». Наличие вины в действиях генерального директора ООО «ЗВЛ «Авангард» Ивантаева С.Л. материалами административного расследования не подтверждается. Заявителем, в свою очередь, представлены доказательства к материалам судебных разбирательств, свидетельствующие об отсутствии вины Ивантаева С.Л. В связи с чем считает, что состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.55 КоАП РФ, в данном случае не имеется.
Изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, оснований к удовлетворению жалобы не нахожу.
Частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.55 КоАП РФ, выражается в нарушении должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности, поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо в нарушении должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Указанная норма КоАП РФ направлена на защиту прав государства в сфере осуществления деятельности по исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу.
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) установлены правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу.
Пунктом 1 статьи 3 Закона № 275-ФЗ установлено, что государственный оборонный заказ – установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее головной исполнитель) – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу (п.3 ст.3 Закона № 275-ФЗ).
Исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее – исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем (п.4 ст.3 Закона № 275-ФЗ).
Государственный контракт по государственному оборонному заказу (далее – государственный контракт) – договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность (п.6 ст.3 Закона № 275-ФЗ).
Контракт – договор, заключенный головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа продукции и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность (п.7 ст.3 Закона № 275-ФЗ).
В соответствии с п.1 ч.2 ст.8 Закона № 275-ФЗ исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу требованиям, установленным контрактом (договором).
Головной исполнитель/ исполнитель обеспечивает соответствие продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом (п.14 ч.2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, в рамках государственного оборонного заказа 28.09.2017 г. между ООО «ЗВЛ «Авангард» и АО «<данные изъяты>) заключен договор поставки <данные изъяты> (государственный контракт <данные изъяты>), по условиям которого поставщик ООО «ЗВЛ «Авангард» в течение действия договора изготавливает и поставляет, а заказчик АО <данные изъяты> принимает и оплачивает согласно спецификации товар: заготовки деталей <данные изъяты><данные изъяты>
В соответствии с договором исполнитель обязался поставить продукцию – заготовки деталей <данные изъяты> в количестве 1320 шт. отдельными партиями. Общий объем, сроки поставки каждой партии согласовываются сторонами в заявках, являющихся неотъемлемой частью договора. Период поставки товара: октябрь – декабрь 2017 г., сроки поставки товара согласно спецификации (приложение № 1) к договору (п.3.1).
В соответствии со спецификацией период поставки в 2017-2018 г.г. определен в октябре -570 шт., в ноябре -570 шт., в декабре -180 шт.
Таким образом, ООО «ЗВЛ «Аванград» является исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу.
Как следует из товарных накладных от 03.11.2017 г. № 178, от 10.11.2017 г. № 181, от 22.11.2017 г. № 186, от 20.11.2017 г. № 185, в нарушение требований Закона № 275-ФЗ, п.3.1 договора поставки и спецификации к договору поставки ООО «ЗВЛ «Авангард» в ноябре 2017 г. не поставлено продукции в количестве 35 единиц. Изделия в полном объеме поставлены лишь 04.12.2017 г. Окончательная поставка продукции произведена 06.12.2017 г.
09.04.2018 г. прокурором Устиновского района г. Ижевска вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «ЗВЛ «Авангард» Ивантаева С.Л. по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.55 КоАП РФ.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении явились выявленные в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере размещения и исполнения государственного оборонного заказа по месту осуществления трудовой деятельности Ивантаева С.Л. в ООО «ЗВЛ «Авангард», проведенной прокуратурой Устиновского района г. Ижевска, нарушения сроков поставки продукции по договору поставки <данные изъяты>., заключенному в рамках исполнения государственного оборонного заказа, а именно в соответствии с договором поставки и спецификацией к договору поставщик обязан поставить продукцию в количестве 570 шт. до ноября 2017 г., 180 шт. до декабря 2017 г., однако ООО «ЗВЛ «Аванград» допустило нарушение сроков поставки продукции. Согласно товарным накладным № 159,160,161,171,173,178,181,185,186,194,198 окончательная поставка продукции произведена 06.12.2017 г.
Нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, влечет административную ответственность по ч.1 ст.14.55 КоАП РФ.
Учитывая, что Ивантаев С.Л. является генеральным директором ООО «ЗВЛ «Авангард», заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области обоснованно своим постановлением от 01.06.2018 г. привлек его к административной ответственности по ч.1 ст.14.55 КоАП РФ.
Являясь ответственным должностным лицом за нарушение сроков по договору поставки, заключенному в рамках государственного контракта по государственному оборонному заказу, Ивантаев С.Л. в силу положений ст.2.4 КоАП РФ несет административную ответственность в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.
Согласно должностной инструкции генерального директора ООО «ЗВЛ «Авангард» генеральный директор руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
При осуществлении административно-хозяйственной деятельности Ивантаев С.Л. имел возможность контролировать соблюдение исполнения условий договора поставки в рамках государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе, сроков поставки, в случае необходимости перенесения сроков поставки, принять меры для заключения дополнительного соглашения. Дополнительных соглашений об изменении, переносе сроков поставки продукции, а равно снижения объема поставляемого товара к указанному договору сторонами не заключалось, при том, что договором поставки <данные изъяты> установлено, что любые дополнения и изменения действительны лишь в том случае, если они оформлены в письменной форме и подписаны обеими сторонами (п.7.2 договора). Представленная защитой Ивантаева С.Л. переписка между ООО «ЗВЛ «Авангард» и АО «<данные изъяты>», а также доводы о том, что заказчик АО «<данные изъяты>» инициировал перенос сроков поставки продукции, в связи с чем сроки поставки нарушены не были, являлись предметом изучения судебных инстанций, пришедших к выводу, что изменение условий договора в надлежащей форме сторонами согласовано не было, изменением договора представленная переписка не является. Оснований для освобождения Ивантаева С.Л. от административной ответственности по приведенным защитой Ивантеева С.Л. доводам не имеется, равно как и не имеется оснований для иной оценки имеющихся по делу доказательств и фактических обстоятельств.
Наличие вины подтверждается постановлением прокурора Устиновского района г. Ижевска о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 09.04.2018 г., договором поставки <данные изъяты>. со спецификацией к договору, должностной инструкцией генерального директора ООО «ЗВЛ «Авангард».
Действия Ивантаева С.Л. как генерального директора ООО «ЗВЛ «Авангард» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.55 КоАП РФ, поскольку диспозиция ч.1 ст.14.55 КоАП РФ предусматривает ответственность как должностного лица головного исполнителя за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, так и ответственность должностного лица исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, а потому Ивантаев С.Л. правомерно привлечен к административной ответственности, установленной данной нормой.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, объективно и всесторонне рассмотреть дело, должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы и судьями не допущено, порядок и срок давности привлечения Ивантаева С.Л. к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в минимальном размере санкции статьи.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления и судебных решений не имеется. Жалоба защитника Ивантаева С.Л. З.А.И. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13, ч. 1, 2 ст. 30.17 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 1 июня 2018 года № 938-ФАС52-11/18, решение судьи Устиновского районного суда г. Ижевска от 6 декабря 2018 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.55 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «ЗВЛ «Авангард» Ивантаева С.Л. оставить без изменения, жалобу его защитника З.А.И. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя Верховного Суда
Удмуртской Республики А.В. Емельянов