ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-524/18 от 23.05.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

№4а-524/2018

Судья Айрапетян Е.М. Судья Жуков А.А.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 мая 2018 года г. Челябинск

Заместитель председателя Челябинского областного суда Малашковец В.В., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества «Специальное конструкторское бюро «Турбина» ФИО1 на решение судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 08 декабря 2017 года и решение судьи Челябинского областного суда от 07 февраля 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Специальное конструкторское бюро «Турбина»,

установил:

Постановлением государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО2 от 19 сентября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 08 декабря 2017 года и решением судьи Челябинского областного суда от 07 февраля 2018 года, Акционерное общество «Специально конструкторское бюро «Турбина» (далее - АО СКБ «Турбина») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты от имени юридического лица, генеральный директор АО СКБ «Турбина» ФИО1 просит их отменить, считая незаконными, и прекратить производство по делу.

В возражениях, поданных на жалобу генерального директора АО СКБ «Турбина», прокурор Челябинской природоохранной прокуратуры указывает на необоснованность доводов жалобы и отсутствие оснований к отмене состоявшихся по делу решений.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу постановления и судебных решений не нахожу.

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет наложение административного


2

штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что АО СКБ «Турбина» осуществляет производственную деятельность по адресу: <...>, в целях чего распоряжается недвижимым имуществом - нежилыми помещениями, очистным сооружениями и земельными участками. Согласно утвержденным нормативам (проект ПДВ (предельно допустимых выбросов)) на производственной площадке расположено 62 источника выброса (45 -организованных, 17 - неорганизованных). Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляются АО СКБ «Турбина» на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, от 18 сентября 2015 года № 764, сроком действия по 13 августа 2020 года. В результате производственной деятельности АО СКБ «Турбина» выделяется 58 наименований загрязняющих веществ (50 из них подлежат нормированию), валовый выброс которых составляет 21,4977335 т/год. При этом на предприятии АО СКБ «Турбина» пылегазоочистными установками оснащены 2 источника выброса: источники выброса 0019 и 0022 (Совплим MDB-6, Циклон ЦН-15). Газоочистная установка Циклон ЦН-15 (источник 0022) в Министерстве экологии Челябинской области на период рассмотрения дела была не зарегистрирована.

В период с 31 июля по 18 августа 2017 года Челябинской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Министерства экологии Челябинской области на основании решения Челябинского природоохранного прокурора от 31 июля 2017 года № 32 и в соответствии с п.2 плана работы Челябинской природоохранной прокуратуры на 2 полугодие 2017 года, а также решением коллегии прокуратуры Челябинской области 11.11.2016 года, проведена проверка на предмет соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в период неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) в отношении АО СКБ «Турбина», расположенного по адресу <...>. В ходе проверки установлены нарушения природоохранного законодательства (положений ст.ст. 19, 25, 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а также ст.ст. 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Выявление указанных обстоятельств зафиксировано в акте проверки от 18.08.2017 года.

При рассмотрении дела установлено, что АО СКБ «Турбина» осуществляется эксплуатация источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу - при этом газоочистная установка Циклон-ЦН-15 в Министерстве экологии Челябинской области не зарегистрирована, в нарушение ч. 3 ст. 19, ст. 25, ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» согласованные с Министерством


3

экологии Челябинской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в воздух в периоды НМУ АО СКБ «Турбина» не осуществляются, производственный контроль выбросов вредных (загрязняющих) веществ в периоды НМУ за 2016-2017 годы не проводился.

Событие административного правонарушения и виновность в его совершении АО СКБ «Турбина» подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, оценив которые всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности виновности АО СКБ «Турбина» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. Объективных данных, ставящих под сомнение вышеуказанные доказательства, в деле не содержится.

Доводы жалобы о том, что при рассмотрении дела не установлена объективная сторона правонарушения, что действующее законодательство не предусматривает проведение производственного контроля в период НМУ, что при наличии согласованного проекта ПДВ необходимости в дополнительном согласовании с Министерством экологии мероприятий по регулированию выбросов при НМУ не имеется, доводы о том, что с учетом отсутствия регистрации в Министерстве экологии газоочистной установки Циклон-ЦН-15, действия юридического лица следовало квалифицировать по ч.З ст. 8.21 КоАП РФ, несостоятельны и связаны с неправильным толкованием подателем жалобы норм права.

Статьей ст. 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований, в том числе, при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Согласно положений статьи 25 Федерального закона РФ от 04.05.1999 года № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, указанными лицами должен осуществляться производственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

В силу части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 04.05.1999 года № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов, обязаны: планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов


4

выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

В соответствии с ч.З ст. 19 Федерального закона РФ от 04.05.1999 года № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Таким образом, обязанность по соблюдению вышеуказанных экологических требований возлагается на организации, фактически осуществляющие эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, и их несоблюдение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

При рассмотрении дела установлено, что АО СКБ «Турбина» имеет источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе источник, не зарегистрированный в установленном порядке, осуществляет их эксплуатацию, при этом согласованные с Министерством экологии Челябинской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в воздух в периоды НМУ не проводит, в период 2016-2017 г.г. производственный контроль выбросов вредных (загрязняющих) веществ в периоды НМУ АО СКБ «Турбина» не осуществляло.

То обстоятельство, что в проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), разработанный в 2015 году ООО «ИннЭко-ЮУрГУ», включены мероприятия по регулированию выбросов при НМУ, а письмом разработчика проекта ПДВ указано на необходимость проведения производственного контроля при наступлении НМУ 1 раз в период расчетным методом, не свидетельствует о выполнении обществом требований закона в указанной части. Сведений о том, что в Министерство экологии по Челябинской области, как уполномоченный на согласование данных мероприятий орган, обществом предоставлялись заявления о согласовании и реальные планы мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ и планы-графики контроля выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках в периоды НМУ, что обществом проводился производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в условиях НМУ при эксплуатации источника выбросов в 2016-2017 годах, не представлено.


5

Таким образом, действия АО СКБ «Турбина» правильно квалифицированы по статье 8.1 КоАП РФ, как несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Указанные доводы общества, изложенные в жалобе, являлись предметом рассмотрения судей, им дана надлежащая правовая оценка, основания для их иной оценки отсутствуют. Указанные доводы не подтверждают неправильного применения судами норм права, а фактически сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств по делу.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении АО СКБ «Турбина» вынесено исполняющим обязанности Челябинского природоохранного прокурора Дримановой Н.Н. с участием представителя АО СКБ «Турбина» ФИО3, действующей на основании доверенности, в соответствии с требованиями ст. 28.4 КоАП РФ; копия постановления вручена представителю юридического лица в установленном законом порядке.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении АО СКБ «Турбина» вынесено уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области, наделенным правом на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 КоАП РФ, в соответствии с п.9 ч.2 ст. 23.29 КоАП РФ. Довод жалобы об обратном несостоятелен.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении АО СКБ «Турбина» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Административное наказание АО СКБ «Турбина» назначено в соответствии с санкцией статьи 8.1 КоАП РФ, является справедливым, соответствующим требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

При рассмотрении жалоб АО СКБ «Турбина» на постановление судьями районного суда и областного суда дело проверено в соответствии с


ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, решения судей соответствуют требованиям ст.ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в судебных заседаниях принимали участие защитники АО СКБ «Турбина», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, действующие по доверенностям, которые обосновывали позицию общества по делу, нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Ссылки в жалобе на то, что при рассмотрении дела Челябинским областным судом в качестве представителя Министерства экологии Челябинской области было допущено лицо, не наделенное доверенностью соответствующими полномочиями, не являются основанием к отмене состоявшихся по делу решений. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 08 декабря 2017 года и решение судьи Челябинского областного суда от 07 февраля 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Специальное конструкторское бюро «Турбина», оставить без изменения, жалобу генерального директора акционерного общества «Специальное конструкторское бюро «Турбина» ФИО1 - без удовлетворения.

Заместитель председателя

областного суда В.В. Малашковец