ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-525/19 от 09.09.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-525/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

9 сентября 2019 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев протест заместителя прокурора Оренбургской области Вязикова А.П. на вступившее в законную силу решение судьи Илекского районного суда Оренбургской области от 3 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Илекского района Оренбургской области от 22 марта 2019 года *** муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования *** (далее – МБУ ДО ***) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Илекского районного суда Оренбургской области от 3 июня 2019 года постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Илекского района Оренбургской области от 22 марта 2019 года отменено, дело об административном правонарушении передано на рассмотрение Контрольно-счетной палате муниципального образования Илекский район Оренбургской области.

В протесте, принесенном в Оренбургский областной суд, заместитель прокурора Оренбургской области Вязиков А.П. просит об отмене решения судьи районного суда и направлении дела на новое рассмотрение в районный суд.

ФИО1, уведомленная в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о принесении заместителем прокурора Оренбургской области Вязиковым А.П. протеста на указанный выше судебный акт, в установленный срок возражения на него не представила.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенным прокурором Илекского района Оренбургской области 27 февраля 2019 года, *** МБУ ДО *** ФИО1 вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, выразившегося в нарушении порядка принятия бюджетных обязательств путем заключения 22 октября 2018 года между МБУ ДО *** и ООО *** контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания кинотеатра, расположенного по адресу: *** с превышением утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Отменяя постановление мирового судьи о назначении ФИО1 административного наказания судья районного суда счел, что положениями ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение данного дела не отнесено к компетенции мирового судьи, в связи с чем направил дело на рассмотрение Контрольно-счетной палате муниципального образования Илекский район Оренбургской области.

Приходя к такому выводу, судья указал, что Контрольно-счетная палата муниципального образования Илекский район Оренбургской области является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, должностные лица которой, в том числе, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации. Поскольку в целях исполнения условий заключенного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания кинотеатра выделялись средства бюджета муниципального образования Илекский район Оренбургской области, настоящее дело об административном правонарушении могло быть рассмотрено мировым судьей только в случае его возбуждения председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования Илекский район Оренбургской области.

Выводы судьи районного суда о том, что рассмотрение данного дела не отнесено к компетенции мирового судьи, поскольку оно могло быть рассмотрено мировым судьей только в случае его возбуждения председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования Илекский район Оренбургской области, являются верными, вытекающими из анализа ст. 22.3, а также ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ, согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16 и ч. 20 ст. 19.5 указанного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

Между тем с выводами судьи о передаче настоящего дела об административном правонарушении на рассмотрение в Контрольно-счетную палату муниципального образования Илекский район Оренбургской области согласиться нельзя, поскольку данный орган полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях названной категории не наделен.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.10 КоАП РФ, в перечень административных правонарушений, указанный в ч.ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП РФ не входит, следовательно, полномочиями по рассмотрению таких дел наделено должностное лицо административного органа.

В силу п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

В соответствии с ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности ст. ст. 15.14 - 15.15.16 КоАП РФ (в пределах своих полномочий).

Частью 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности ст. ст. 15.14 - 15.15.16 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий).

В данном случае пределы бюджетных полномочий федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ограничиваются рассмотрением дел об административных правонарушениях в отношении средств федерального бюджета и бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации

Из системного толкования положений статей 28, 29, 31, 265, 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации также следует, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контрольные функции в отношении средств бюджета соответствующего уровня.

Данное дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении ФИО1 возбуждено прокурором по факту нарушения порядка принятия бюджетных обязательств, связанных с исполнением местного бюджета.

В соответствии со ст. 77 Закона Оренбургской области от 26 декабря 2013 года № 2093/592-V-ОЗ «О бюджетном процессе в Оренбургской области» контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации, Оренбургской области и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения осуществляет министерство внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области.

В соответствии с п. 2 Указа Губернатора Оренбургской области от 29 ноября 2013 года № 1027-ук "Об утверждении положения, структуры и численности министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области" министерство является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим в пределах своих полномочий внутренний контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации в Оренбургской области, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Управление Федерального казначейства по Оренбургской области, Министерство внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области не уполномочены на осуществление внутреннего государственного контроля за расходованием средств местных (муниципальных) бюджетов, следовательно, названные органы не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с их незаконным расходованием.

Перечень случаев, когда судьи рассматривают неподведомственные им дела, предусмотрен ч. 1 ст. 22.3 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 22.3 КоАП РФ в случае упразднения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

Таким образом, данная норма действует только при упразднении органа, учреждения, наименование которого приведено в главе 23 КоАП РФ, ее положения в рассматриваемом случае неприменимы.

Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2018 года № 18-АД18-49.

В главе 23 КоАП РФ орган, полномочный рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении местных бюджетов, не определен.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Учитывая изложенное, решение судьи Илекского районного суда Оренбургской области от 3 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении ФИО1 нельзя признать законными и обоснованными, оно подлежит отмене, а производство по данному делу – прекращению.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

протест заместителя прокурора Оренбургской области Вязикова А.П. удовлетворить частично.

Решение судьи Илекского районного суда Оренбургской области от 3 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев