ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-525/19 от 29.10.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

№ 4а-525/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Якутск 29 октября 2019 года

И.о. заместителя председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия) Александрова Р.С. рассмотрев жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 об отмене постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) от 09 июля 2019 года, решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2019 года, решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 05 сентября 2019 года, вынесенных по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – министра ******** ФИО2

у с т а н о в и л:

28 июня 2019 года старшим контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере УФК по РС (Я) Д. в отношении должностного лица – министра ******** ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в связи с несвоевременным возвратом неиспользованных остатков средств субсидии из федерального бюджета на поддержку государственных программ.

Постановлением заместителя руководителя УФК по РС (Я) П. от 09 июля 2019 года № ... должностное лицо – министр ******** ФИО2 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Решением Якутского городского суда РС (Я) от 26 июля 2019 года указанное постановление административного органа оставлено без изменения.

Решением Верховного Суда РС (Я) от 05 сентября 2019 года постановление административного органа и судебное решение оставлены без изменения, жалоба должностного лица – без удовлетворения.

В настоящей жалобе защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 выражая несогласие с постановлением административного органа и названными судебными актами, просит об их отмене, ссылается на то, что денежные средства неиспользованных остатков субсидий был обусловлен несвоевременным возвратом неиспользованных остатков средств субсидий со стороны МО «..........» РС (Я), которым возврат неиспользованных остатков средств субсидии произведен 31.01.2019г. Кроме того указал, что ФИО2 как должностным лицом были предприняты все возможные действия исполнения своих служебных обязанностей. При этом указал, что поскольку ФИО2 порядок предоставления межбюджетного трансфера был соблюден, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в действиях ФИО2 отсутствует.

Поданные со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции жалобы (протесты) на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб (протестов), подлежат рассмотрению кассационными судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). При этом сохраняются полномочия председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, окружных (флотских) военных судов и их заместителей по рассмотрению жалоб (протестов) на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб (протестов), поданных в указанные суды до начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Настоящая жалоба на вступившие в законную силу судебные акты подана в Верховный Суд РС (Я) до начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, в связи с чем подлежит рассмотрению Председателем Верховного Суда РС (Я) или его заместителями.

Изучив доводы, изложенные в жалобе, обоснованность и законность вынесенных судебных решений, по материалам истребованного дела, прихожу к следующему.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ образует нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Объектом правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица - руководители соответственно финансового органа либо главного распорядителя (распорядителя) или получателя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно ст. 6 БК РФ межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, именуются субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 139 БК РФ).

В силу ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 того же Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Из материалов дела усматривается, что 25 октября 2018 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) заключено Соглашение № ... о предоставлении в 2018 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия) на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ ********.

Общий размер субсидии составил .......... руб. Получателем субсидии (средств федерального бюджета) явилось ********, которое обязалось осуществлять контроль за соблюдением условий предоставления субсидии (п. 4.1.1).

В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 20.12.2017 1925-3 №1429- V «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» ******** является уполномоченным органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств субсидии на «********».

Согласно отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом на 01.01.2019 г. общий размер субсидии, поступившей из федерального бюджета, составил .......... руб., кассовый расход составил .......... руб., неиспользованный остаток средств на 01.01.2019 г. составил .......... руб. (л.д. 172-174).

В соответствии с частью 5 статьи 242 БК РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Между тем, как установлено из материалов дела, неиспользованный остаток средств субсидии возвращен в федеральный бюджет 05 февраля 2019 года, что подтверждается платежным поручением от 05.02.2019 № ... (л.д. 175).

В соответствии с п. 2.1 Должностной инструкции министра ******** ФИО2, утвержденной Председателем Правительства Республики Саха (Якутия) 25.12.2018 г., министр руководит деятельностью Министерства, обеспечивает решение стоящих перед ним задач, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Таким образом, должностным лицом – министром ******** ФИО2 не соблюдены требования части 5 статьи 242 БК РФ, п. 22 Правил N 1710, что выразилось в несвоевременном возврате неиспользованных остатков субсидии, предоставленной из федерального бюджета.

Указанные выше обстоятельства явились основанием для составления в отношении ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения настоящего дела административным органом и судами в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ были исследованы письменные документы, которые обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными доказательствами, в результате этого был сделан обоснованный вывод о виновности должностного лица в совершении вменяемого административного правонарушения.

Довод жалобы о том, что ФИО2 были предприняты все зависящие от него меры для исполнения своих служебных обязанностей не может повлечь отмену законных и обоснованных судебных постановлений, поскольку кроме объяснительной и приложенными к ней сопроводительными письмами, никаких других допустимых доказательств о предпринятых мерах представлено не было.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что перечисленные муниципальным образованиям неиспользованные остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, в силу ч. 4 ст. 242 БК РФ не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению на единый счет бюджета. Следовательно, работа по осуществлению надлежащего контроля за исполнением расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достигнутых значениях показателей результативности предоставления субсидии (контроль за порядком расходования межбюджетных трансфертов) ФИО2 не велась.

Ссылка в жалобе на то, что постановление о назначении административного наказания вынесено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, также является несостоятельной, поскольку основана на неверном толковании норм права.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Санкция ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО2, являясь министром ********, нарушил условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, а именно срок их возврата, в связи с чем срок давности его привлечения к административной ответственности, установленный ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, начал исчисляться с 30 января 2019 года (29.01.2019г. – последний день возврата) и истекает 29 января 2020 года. Следовательно, должностное лицо административного органа привлекло ФИО2 к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в пределах срока давности.

Каких-либо иных доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления должностного лица административного органа и судебных постановлений, жалоба не содержит.

Административное наказание должностному лицу – министру ******** ФИО2 назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов, по делу не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

п о с т а н о в и л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) от 09 июля 2019 года, решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2019 года, решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 05 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – министра ******** ФИО2 – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

И.о. зам. председателя Верховного Суда

Республики ФИО3 Александрова