ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-528 от 21.08.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело № 4а-528

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ижевск 21 августа 2017 года

Председатель Верховного Суда Удмуртской Республики Суханов Ю.В., рассмотрев жалобу Якшур-Бодьинского потребительского общества № 2 на постановление мирового судьи судебного участка Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики от 28.02.2017 года и решение судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 13.04.2017 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении Якшур-Бодьинского потребительского общества № 2,

у с т а н о в и л :

постановлением мирового судьи судебного участка Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики от 28.02.2017 года Якшур-Бодьинское потребительское общество № 2 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 13.04.2017 года постановление мирового судьи судебного участка Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики от 28.02.2017 года оставлено без изменения, жалоба Якшур-Бодьинского потребительского общества № 2 - без удовлетворения.

В настоящей жалобе представитель Якшур-Бодьинского потребительского общества № 2 Самарина Н.А., действующая на основании доверенности, просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу за отсутствием события административного правонарушения, ссылается на то, что запрос о предоставлении документов и информации Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, направленный почтовой связью, получен Обществом ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение десяти рабочих дней, все необходимые документы были представлены в Инспекцию, что согласуется с ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; таким образом, протокол об административном правонарушении составлен незаконно; общество не получало документов посредством сети «Интернет»; адрес электронной почты, на который было направлено распоряжение инспекции по труду, Обществу не принадлежит; доказательств получения распоряжения по электронной почте именно Обществом в деле не имеется.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, поступившего в адрес Верховного Суда Удмуртской Республики 15.08.2017 года, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, помимо иных обстоятельств, наличие события административного правонарушения.

В ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, что Якшур-Бодьинское ПО № 2 не представило в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда в Удмуртской Республике документы, указанные в Распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ, необходимые для проведения внеплановой, документарной проверки, чем воспрепятствовало законной деятельности органа государственного контроля (надзора), совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

В обоснование вывода о виновности Общества в совершении административного правонарушения мировой судья сослался на совокупность собранных по делу доказательств.

Не согласившись с постановлением мирового судьи о назначении административного наказания, Якшур-Бодьинское потребительское общество № 2 обжаловало его в Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики, судья которого вынес указанное выше решение.

Между тем судебными инстанциями не учтено следующее.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, направленного на создание препятствий для осуществления законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 14.24, ч. 9 ст. 15.29 и ст. 19.4.2 КоАП РФ.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Частью 4 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предусмотрено правомочие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля направить в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

Согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

В соответствии с п. 70 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н (далее - Административный регламент), внеплановая проверка может проводиться в форме выездной проверки или документарной проверки, проводимой в порядке, установленном пунктами 49 - 53 Административного регламента.

На основании п. 50 Административного регламента в случае отсутствия или недостаточности в территориальном органе Роструда материалов и документов, позволяющих сделать объективные выводы и заключения о соблюдении проверяемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда уведомляет проверяемое лицо о начале проверки и направляет ему копию распоряжения на проведение проверки и мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения документы, перечень которых определяется исходя из характера и объемов проводимого государственного надзора. При направлении запроса уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда должно письменно предупредить работодателя об административной ответственности за непредоставление в срок запрашиваемых документов.

В силу п. 52 Административного регламента в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны направить в территориальный орган Роструда указанные в запросе документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя).

Непредставление в установленный срок запрашиваемых документов является основанием для возбуждения административного производства в отношении виновных должностных лиц проверяемого лица в соответствии с нормами статьи 19.7 КоАП РФ и внесения руководителю территориального органа Роструда предложения о прекращении документарной проверки и проведении выездной проверки.

Привлекая Якшур-Бодьинское ПО № 2 к административной ответственности, судебные инстанции исходили из того, что сопроводительное письмо о предоставлении документов с их перечислением и распоряжение Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике о предоставлении документов и информации от 13.12.2016 года Общество получило посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» электронной почтой 15.12.2016 года, в связи с чем в указанный в запросе срок – не позднее 27.12.2016 года, обязано было предоставить необходимые для проверки документы.

Однако из отчета о доставке, приобщенного к материалам настоящего дела, не представляется возможным установить, какие документы были направлены в адрес юридического лица электронной почтой. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие установить принадлежность Якшур-Бодьинскому ПО № 2 адреса электронной почты, по которому осуществлена передача документов.

Между тем действующим законодательством не предусмотрена возможность направления мотивированного запроса должностного лица органа государственного контроля (надзора) в форме факсимильного или электронного сообщения. Следовательно, при передаче распоряжения должностного лица и мотивированного запроса о предоставлении документов в адрес проверяемого юридического лица факсимильной связью либо посредством электронной почты досылка заверенных печатью органа государственного контроля (надзора) копий названных документов является обязательной.

Как следует из материалов дела, письменное распоряжение Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике о проведении проверки с сопроводительным письмом о представлении документов, направленные в адрес Якшур-Бодьинского ПО № 2 по почте, получены Обществом ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно отчета об отслеживании почтовых отправлений, Общество предоставило в адрес Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике документы ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в течение 10 рабочих дней.

Таким образом, срок исполнения обязанности по представлению Якшур-Бодьинским ПО № 2 истребуемых Государственной инспекцией труда в Удмуртской Республике документов на день ДД.ММ.ГГГГ, указанное в протоколе как день совершения правонарушения, не истек, то есть событие административного правонарушения не наступило. Факт получения Якшур-Бодьинским ПО № 2 запроса о предоставлении документов ранее ДД.ММ.ГГГГ материалами дела не подтверждается.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики от 28.02.2017 года и решение судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 13.04.2017 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении Якшур-Бодьинского потребительского общества № 2, нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу, - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л :

жалобу Якшур-Бодьинского потребительского общества № 2 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики от 28.02.2017 года и решение судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 13.04.2017 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении Якшур-Бодьинского потребительского общества № 2, отменить. Производство по делу прекратить.

Председатель Верховного Суда

Удмуртской Республики - Ю.В. Суханов