ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-52/2013 от 13.02.2013 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело №4а-52/2013

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Барнаул                      13 февраля 2013 года

Заместитель председателя Алтайского краевого суда Лобова О.А., рассмотрев надзорную жалобу Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов на постановление мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края от 28 апреля 2012 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 июля 2012 года, которыми

Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов,

юридический адрес: <адрес>, фактический адрес: <адрес>,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,

У С Т А Н О В И Л:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному начальником отдела административно – надзорного производства Контрольно – ревизионного управления Федеральной службы по тарифам России М.М.М.., Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в двухнедельный срок с даты регистрации представленных ООО "С." документов (29 апреля 2011 года) не открыло дело об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в нарушение пункта 13 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года №109, пункта 21 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утв. Приказом Федеральной службы по тарифам России от 08 апреля 2005 года №130-э.

В соответствии с частью 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении передано Федеральной службой по тарифам на рассмотрение судье.

Вышеназванным постановлением мирового судьи (с учетом определения мирового судьи от 28 мая 2012 года об исправлении описки), оставленным без изменения решением судьи районного суда, Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее по тексту также – Управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В надзорной жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Управление просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что отказ в открытии дела об установлении тарифов по заявлению ООО "С." в связи с неполным предоставлением им документов для открытия дела (в том числе в связи с отсутствием документов, подтверждающих законность владения тепловыми сетями, а также отсутствием сведений о заявителе в Реестре субъектов естественных монополий) являлся законным, поскольку действующее законодательство не предусматривает в качестве основания прекращения тарифного дела непредоставление необходимых документов, а отсутствие таковых не позволяет установить тарифы; вмененное Управлению бездействие не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса, кроме того, субъективная сторона в виде прямого умысла также не установлена; судьями не учтено отсутствие в результате нарушения срока открытия дела об установлении тарифов негативных последствий для ООО "С." (поскольку дело было открыто и тарифы утверждены до начала периода регулирования с 01 января 2012 года). В надзорной жалобе также содержатся доводы о допущенных, по мнению Управления, судьями процессуальных нарушениях: Федеральная служба по тарифам не наделена полномочиями по привлечению заявителя к административной ответственности; о составлении протокола Управление не было надлежащим образом извещено; в протоколе отсутствуют указание на время совершения правонарушения, а также указано иное место совершения административного правонарушения; в материалах дела отсутствуют реквизиты для уплаты штрафа.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены судебных постановлений не нахожу.

Частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Понятие ценообразования в отношении тепловой энергии содержится в пункте 2 Основ ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года №109, в котором к ценообразованию относится процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

Порядок установления тарифов на тепловую энергию определен, помимо указанных Основ ценообразования, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года №109 (далее – Правила регулирования), Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утв. Приказом Федеральной службы по тарифам России от 08 апреля 2005 года №130-э (далее – Регламент).

Согласно пункту 4 Правил регулирования в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены), в том числе на тепловую энергию (мощность).

Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, которое (рассмотрение) производится, в том числе по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и по представленным в регулирующий орган обоснованным предложениям (пункт 7 Правил регулирования, пункт 1 Регламента).

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов письменное заявление об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов, подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя. В заявлении указываются сведения об организации, основания обращения и требование, с которым заявитель обращается. К заявлению прилагаются материалы (в подлиннике или заверенных заявителем копиях), согласно перечню, установленному пунктом 10 Правил регулирования (пункт 8 Правил регулирования, пункты 3,18 Регламента).

Материалы регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и помечаются специальным штампом.

По результатам рассмотрения заявления руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (лицо, исполняющее обязанности руководителя) принимает решение об открытии дела об установлении тарифов либо об отказе в открытии дела.

Дело об установлении тарифов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов открывает не позднее двух недель с даты регистрации представленных документов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отказывает в открытии дела по установлению тарифов (цен) (рассмотрении заявлений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней) в случае пропуска сроков направления заявления, предусмотренных пунктом 3 настоящего Регламента (пункт13 Правил регулирования, пункт 21 Регламента).

Таким образом, пункт 21 Регламента (в редакции, действовавшей на дату регистрации заявления ООО "С." в качестве основания для отказа в открытии дела об установлении тарифов предусматривает пропуск срока направления заявления.

Как следует из материалов дела, 29 апреля 2011 года Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов зарегистрировано заявление ООО "С." об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2012 год.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Управление отказало в открытии дела об установлении тарифов в связи с отсутствием части материалов, представление которых вместе с заявлением является обязательным, а именно – статистической отчетности по форме ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», расчета полезного отпуска тепловой энергии (таблица П1.7), плана счетов, согласованных величин тепловой нагрузки и полезного отпуска тепловой энергии, договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя и поставки тепловой энергии, а также договоров аренды тепловых сетей на очередной период (так как срок представленных договоров аренды истек, а условие о пролонгации отсутствует).

В письме от ДД.ММ.ГГГГ № на имя начальника Управления ООО "С." ответило о приложении части документов к первоначальному заявлению, отсутствии обязанности у него предоставить статистическую отчетность по форме ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (так как Общество относится к микропредприятиям), а также просило повторно рассмотреть заявление от 29 апреля 2011 года. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Обществом были направлены копии договоров аренды тепловых сетей и зданий тепловых пунктов, заключенных ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительное соглашение к договору аренды тепловых сетей от ДД.ММ.ГГГГ о пролонгации срока действия договора до ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Управление отказало в открытии дела об установлении тарифов на 2012 год в связи с отсутствием необходимых материалов (статистической отчетности), а также пропуском Обществом срока подачи заявления об установлении тарифов (до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, то есть до 1 мая 2011 года, тогда как повторное заявление направлено в адрес Управления ДД.ММ.ГГГГ).

После обращения ООО "С." в Федеральную службу по тарифам Управление открыло дело об установлении тарифов ООО "С." на период с 01 января 2012 года, о чем ДД.ММ.ГГГГ направлено извещение заявителю.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № (л.д.1-4), заявлением ООО "С." об открытии дела об установлении тарифов, зарегистрированное Управлением ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), письмами Управления от ДД.ММ.ГГГГ №/О/1118 и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в открытии дела об установлении тарифов (л.д.17-19, 53-54), письмом Федеральной службы по тарифам в адрес Управления от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим в требование об открытии дела об установлении тарифов по заявлению ООО "С." (л.д.70-73), извещением об открытии дела по установлению тарифов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76), оцененными мировым и федеральными судьями по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Поскольку указанное Управлением основание для отказа в открытии дела об установлении тарифов (непредоставление всех материалов) не предусмотрено действующим законодательством, а установленное законом основание отсутствовало (заявление ООО "С." зарегистрированное 29 апреля 2011 года, подано в установленный срок), правовые основания для отказа в открытии дела у Управления отсутствовали. С учетом положений вышеприведенных нормативных актов дело подлежало открытию в двухнедельный срок с даты регистрации заявления, то есть не позднее 12 мая 2011 года.

Бездействие Управления, выразившееся в неоткрытии дела об установлении тарифов в установленный срок, правомерно квалифицировано судьями как нарушение порядка ценообразования, которое (нарушение) образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы надзорной жалобы о том, что открытие дела в отсутствие необходимых материалов и их непредоставление по запросу регулирующего органа приведут к невозможности установления тарифов, не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса.

Кроме того, пунктом 5.1 Правил регулирования установлено, что регулирующий орган вправе по результатам проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, рассмотреть вопрос об установлении тарифов (цен) в отношении указанных организаций исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих тарифов.

В материалах дела имеются решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 23 декабря 2009 года №285, от 21 декабря 2010 года №273 об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, в том числе ООО "С.", на периоды регулирования с 01 января 2009 года и 01 января 2010 года соответственно (л.д.10-12), что свидетельствует о наличии оснований для применения Управлением пункта 5.1 Правил регулирования. В надзорной жалобе Управление указывает на то, что тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для ООО "С." на 2012 год установлены до начала периода регулирования, то есть непредоставление части документов заявителем (в том числе после открытия дела и направления запроса о предоставлении документов) не повлияло на рассмотрение дела об установлении тарифов.

Что касается довода о непредоставлении ООО "С." при подаче заявления об открытии дела об установлении тарифов договоров аренды тепловых сетей, то пункт 10 Правил регулирования не предусматривает представление соответствующих документов, подтверждающих право использования тепловых сетей, при подаче заявления. Кроме того, данный довод опровергается реестром документов для обоснования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2012 год, являющийся приложением к заявлению, в котором в числе прочих указаны копии договоров аренды, срок действия части из которых на 01 января 2011 года не истекал, что свидетельствовало о наличии у заявителя на праве аренды тепловых сетей и правомерности в связи с этим подачи заявления об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии через данные сети. Во исполнение требований письма Управления от ДД.ММ.ГГГГ ООО "С." представило договоры аренды тепловых сетей, заключенные ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительное соглашение о продлении срока действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-26, 33-52).

Ссылка в жалобе на отсутствие в Реестре естественных монополий сведений об ООО "С." как субъекте регулируемой деятельности не влияет на законность выводов судей о наличии в бездействии Управления состава вмененного административного правонарушения, учитывая, что в отношении указанной организации на предшествующие периоды регулирования Управлением устанавливались тарифы на передачу тепловой энергии. Более того, данное обстоятельство также не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в открытии дела, а равно не указывалось самим Управлением в письменных отказах.

Позиция Управления по делу о том, что бездействие в виде неоткрытия дела об установлении тарифов в установленный срок не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса, ошибочна, так как, помимо прямо перечисленных в данной норме действий, к образующим объективную сторону правонарушения относятся и иные действия или бездействие, связанные с нарушением установленного порядка ценообразования.

Отказ в открытии дела об установлении тарифов по основанию, не предусмотренному закону, свидетельствует о наличии вины Управления. В связи с этим несостоятельны доводы надзорной жалобы о недоказанности субъективной стороны вмененного правонарушения.

Отсутствие негативных последствий в результате нарушения срока открытия дела об установлении тарифов не влияет на наличие состава административного правонарушения, так как состав в данном случае является формальным, а правонарушение считается оконченным с момента истечения двухнедельного срока и неоткрытия дела об установлении тарифов при отсутствии оснований для отказа в его открытии.

Не могут быть признаны заслуживающими внимания и доводы жалобы о допущенных, по мнению Управления, процессуальных нарушениях.

Федеральная служба по тарифам, являясь уполномоченным органом в сфере государственного регулирования тарифов (пункт 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №332), в силу статьи 23.51, части 1 статьи 28.3 Кодекса относится к органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 14.6 Кодекса и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанной нормой. Таким образом, составление Федеральной службой по тарифам протокола в отношении Управления, при последующем направлении дела на рассмотрение судье в соответствии с частью 2 статьи 23.1 Кодекса, соответствовало нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При составлении протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ присутствовал представитель Управления Б., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на его имя начальником Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов сроком на 1 год (л.д.90). Представитель Управления получил копию протокола в тот же день, о чем имеется его роспись в протоколе (л.д.4).

Отсутствие в протоколе точной даты события административного правонарушения при указании даты, с которой подлежит исчислению двухнедельный срок для открытия дела об установлении тарифов, и описании бездействия Управления не является существенным недостатком протокола.

Указание в протоколе в качестве места совершения правонарушения фактического адреса Управления, как правильно сделан вывод федеральным судьей, не повлияло на соблюдение подсудности рассмотрения дела.

Вопреки доводам надзорной жалобы, реквизиты для уплаты административного штрафа указаны в постановлении мирового судьи (л.д.210).

Обжалуемое постановление вынесено в течение установленного срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), назначенное наказание соответствует санкции части 2 статьи 14.6 Кодекса.

Поскольку существенных нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено, оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Алтайского краевого суда

П О С Т А Н О В И Л:

постановление мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края от 28 апреля 2012 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 июля 2012 года оставить без изменения, жалобу Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Алтайского краевого суда                        О.А. Лобова