ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-533/2016 от 26.12.2016 Астраханского областного суда (Астраханская область)

№ 4а-533/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Астрахань 26 декабря 2016 года

Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т.П., рассмотрев надзорную жалобу Кабакова В.Г. на постановление мирового судьи судебного участка <....> района Астраханской области от "Дата", решение судьи <....> районного суда Астраханской области от "Дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «<.....>» Кабакова В.Г.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка <....> района Астраханской области от "Дата" глава администрации муниципального образования «.......» Кабаков В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <....> рублей.

Решением судьи <.....> районного суда Астраханской области от 18 августа 2016 года постановление мирового судьи судебного участка <.....> района Астраханской области от "Дата" оставлено без изменения, жалоба Кабакова В.Г. - без удовлетворения.

В жалобе в порядке надзора Кабаков В.Г. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений по основаниям нарушения норм процессуального и материального права.

Проверив доводы надзорной жалобы, материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 6 и пункта 2 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетным кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ на возвратной и возмездной основах. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Согласно пункту 3 статьи 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет. Основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района.

Из материалов дела следует, что между муниципальным образованием <....> и муниципальным образованием «<....>» "Дата" был заключен договор о предоставлении бюджетного кредита из бюджета МО <....> в сумме <....> рублей на покрытие дефицита бюджета муниципального образования, срок возврата кредита установлен согласно графику: до "Дата" в размере .... рублей, до "Дата" в размере .... рублей, до "Дата" в размере .... рублей.

Условия договора муниципальным образованием <.....> выполнены не были, в срок до "Дата" кредитный договор в сумме .... рублей не был возвращен бюджету муниципального района.

По данному факту начальником финансового управления администрации муниципального образования ..... составлен протокол об административном правонарушении от "Дата" в отношении главы администрации муниципального образования ....... Кабакова В.Г..

На основании указанного протокола мировым судьей вынесено постановление от "Дата" о привлечении Кабакова В.Г. к административной ответственности по части 1 статьи 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении жалобы Кабакова В.Г. на постановление судьи от "Дата" судья районного суда пришел к выводу о законности и обоснованности вынесенного постановления.

При этом в качестве доказательств по делу приняты и исследованы протокол об административном правонарушении от "Дата", договор от "Дата", уведомление о взыскании задолженности.

Однако судьей районного суда не учтены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 приведенной статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 1.3.1 указанного Кодекса).

В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля (часть 3 статьи 1.3.1 этого же Кодекса).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливая административную ответственность за правонарушения в различных сферах жизнедеятельности общества, определяет органы, правомочные рассматривать дела указанной категории, и перечень лиц, полномочных составлять протоколы об административных правонарушениях по конкретным составам правонарушений, что следует из положений статей 28.3, 23.1-23.78.

Полномочие субъекта Российской Федерации определять органы и должностных лиц, правомочных составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе и из числа должностных лиц органов местного самоуправления, предусмотренное в частности положениями части 3 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть реализовано произвольно, без учета положений статей 28.3, 23.1-23.78, без конкретизации органов и должностных лиц, правомочных составлять протоколы об административных правонарушениях, с указанием их отраслевой либо функциональной принадлежности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрено установление перечня должностных лиц, имеющих право составлять протоколы по каждому из видов административных правонарушений.

Должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 настоящего Кодекса, при осуществлении муниципального контроля, а об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса, - при осуществлении муниципального финансового контроля (часть 7 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 14 статьи 31 Закона Астраханской области от 04.09.2007 № 49/2007-ОЗ "Об административных правонарушениях", (в редакции от 05.11.2015 действующей на момент составления протокола) протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов местного самоуправления, замещающие должности муниципальной службы высшей, главной, ведущей, старшей и младшей группы должностей в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Астраханской области - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1 (в части невыполнения законных требований главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления либо создания препятствий в осуществлении их деятельности, несоблюдения установленных сроков предоставления информации главе муниципального образования, депутату представительного органа местного самоуправления), 1.1 (в части невыполнения или нарушения нормативных правовых актов органов местного самоуправления), 1.2 (в части нарушения порядка предоставления муниципальной услуги), 5 (в части знаков отличия, учрежденных органами местного самоуправления), 6.1, 6.2, 8, 8.2, 9 - 15.1, 19.1, 19.2, 22, 27, 29 настоящего Закона, а также об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 2.1 статьи 7.29, частями 1 - 4.2, 6 - 8, 11, 13, 14 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.31, частями 1, 2 статьи 7.31.1, статьей 7.32, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.4.1, частями 1, 7 статьи 19.5, статьями 19.7, 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении муниципального контроля.

Однако, доводы лица, привлеченного к административной ответственности, о том, что административный протокол составлен должностным лицом, не наделенным соответствующими полномочиями в порядке, определенном законом, судом надлежаще не проверены.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Нарушение судьей положений статей 24.1, 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выяснить обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, что является основанием для отмены решения в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два года.

С учетом изложенного, дело подлежит направлению на новое рассмотрение, при котором суду следует учесть изложенное и постановить по делу законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

надзорную жалобу Кабакова В.Г. удовлетворить.

Решение судьи ..... районного суда Астраханской области от "Дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования ..... Кабакова В.Г. отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования ....... Кабакова В.Г. направить на новое рассмотрение в <.....> районный суд Астраханской области.