ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-534/19 от 10.06.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-534/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 10 июня 2019 года

Председатель Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу Кострицкого Павла Ивановича на постановление начальника отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области от 23.11.2018г., решение Октябрьского районного суда г.Самары от 07.02.2019г. и решение Самарского областного суда от 21.03.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главного инженера УМТСиК филиала ООО «Газпром Трансгаз Самара» Кострицкого Павла Ивановича

установил:

постановлением начальника отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области от 23.11.2018г. должностное лицо – главный инженер УМТСиК филиала ООО «Газпром Трансгаз Самара» Кострицкий П.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.10.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 рублей за нарушение порядка извещения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, вывезенной из карантинной фитосанитарной зоны.

Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 07.02.2019г. постановление должностного лица от 23.11.2018 года оставлено без изменения.

Решением Самарского областного суда от 21.03.2019 года постановление должностного лица от 23.11.2018 года и решение районного суда от 07.02.2019 года оставлены без изменения.

В надзорной жалобе Кострицкий П.И. просит состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебные акты отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения его к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, при этом отрицает факт принятия деревянного крепежного материала в качестве подкарантинной продукции, доставленной с территории, в отношении которой введен карантинный фитосанитарный режим; обращает внимание на истечение срока давности привлечения должностного лица к административной ответственности; указывает, что неоднократно привлечен к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений - за каждый факт доставки трубной продукции, для перевозки которой использовался деревянный крепежный материал, в рамках исполнения одного договора поставки.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014г. №206-ФЗ "О карантине растений" (далее – Федеральный закон от 21.07.2014г. №206-ФЗ), целями настоящего Федерального закона являются обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования в области карантина растений, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также основные права и обязанности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российских юридических лиц, иностранных организаций (далее - граждане, юридические лица) в области карантина растений.

В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ подкарантинная продукция - растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.

Согласно п.п.1,2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны в том числе: выполнять карантинные фитосанитарные требования; извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10.08.2017г. №390 утвержден порядок немедленного извещения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме.

Согласно п.3 Порядка заявитель либо его уполномоченный представитель направляет извещение о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на территории деятельности которого осуществлена доставка.

В силу п.4 Порядка заявитель в срок не позднее, чем один календарный день со дня доставки, направляет извещение в управление Россельхознадзора.

Нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), - образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.10.3 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 14.09.2018 г., в целях проведения контрольно-надзорных мероприятий согласно ежегодному плану проведения плановых проверок Управления на 2018г., главным государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна, на основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области от 15.08.2018г. №122, проведена плановая выездная проверка юридического лица – ООО «Газпром трансгаз Самара» требований законодательства РФ в области карантина растений, семеноводства сельскохозяйственных растений, технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна», по результатам которой установлено, что главным инженером УМТСиК филиала ООО «Газпром Трансгаз Самара» Кострицким П.И. допущено нарушение ст.32 Федерального закона от 21.07.2014г. №206-ФЗ, Порядка, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10.08.2017г. №390, выразившееся в немедленном не извещении Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области о доставке 29.04.2018г. на основании договора поставки №16-18-00470 от 03.04.2018г., заключенного с АО «Выксунский металлургический завод» по транспортной железнодорожной накладной УНО 782172190 (ЭФ 106023) в сопровождении карантинного сертификата от 18.04.2018г. №63521025180418084 подкарантинной продукции (крепежный материал, деревянный объемом 0,5 куб.м.), вывезенной из карантинной фитосанитарной зоны, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.10.3 КоАП РФ.

Судебными инстанциями и должностным лицом в подтверждение, что должностным лицом – главным инженером УМТСиК филиала ООО «Газпром Трансгаз Самара» Кострицким П.И. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.10.3 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении №63030516 от 08.11.2018г. (л.д.41); распоряжение о проведении плановой выездной проверки от 15.08.2018г. №122 (л.д.34-37); акт проверки от 14.09.2018г. (л.д.38-40); договор поставки от 03.04.2018г., заключенный между АО «Выксунский металлургический завод» и ООО «Газпром трансгаз Самара» на поставку трубной продукции (л.д.62-69); транспортная железнодорожная накладная УНО 782172190 (ЭФ 106023) и карантинный сертификат от 18.04.2018г. №63521025180418084 на подкарантинную продукцию (крепежный материал, деревянный объемом 0,5 куб.м.) (л.д.75,76), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности должностного лица – главного инженера УМТСиК филиала ООО «Газпром Трансгаз Самара» Кострицкого П.И. в совершении данного административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с правилами ст. 28.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, нарушений требований норм КоАП РФ, влекущих признание его недопустимым доказательством, не установлено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.Установленные должностным лицом административного органа и судебными инстанциями событие и состав правонарушения, предусмотренного ст.10.3 КоАП РФ, обстоятельства его совершения и вина должностного лица – главного инженера УМТСиК филиала ООО «Газпром Трансгаз Самара» Кострицкого П.И. подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, отвечающих критериям достоверности, достаточности и согласующимися между собой, а также установленных правовых оснований.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ в случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Приказом №1478-ООД от 24.10.2008г., изданным Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республики Марий Эл «Об установлении карантинных фитосанитарных зон и карантинного фитосанитарного режима», в границах Выксунского района Нижегородской области установлена карантинная зона и карантинный фитосанитарный режим по большому черному усачу; вывоз лесоматериалов за пределы Нижегородской области разрешен при наличии карантинного сертификата.

Вышеизложенное подтверждает, что в случае вывоза из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, такая подкарантинная продукция должна обязательно сопровождаться карантинным сертификатом.

По смыслу преамбулы Приказа МПС РФ от 18.06.2003 №36 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов», Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. №327, грузы, которые могут быть переносчиками карантинных объектов, перевозятся железнодорожным транспортом под контролем территориального подразделения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

При отправке груза юридическим лицом - ОА «Выксунский металлургический завод» оформлен карантинный сертификат №63521025180418084 от 18.04.2018г., согласно которого ООО «Газпром трансгаз Самара» является получателем подкарантинной продукции – крепежного материала, деревянный 0,5 куб.м. Указанный карантинный сертификат юридическое лицо ООО «Газпром трансгаз Самара» получило одновременно с транспортной железнодорожной накладной УНО 782172190 (ЭФ 106023).

В соответствии с пунктом п.4 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Минсельхоза России от 13 июля 2016 г. №293, карантинный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции при ее вывозе из карантинных фитосанитарных зон, установленных в связи с выявлением карантинного объекта, заражение и (или) засорение которым характерно для вывозимой подкарантинной продукции.

Наличие в материалах дела карантинного сертификата на продукцию (крепежного материала, деревянный 0,5 куб.м), поступившую в адрес ООО «Газпром трансгаз Самара», выданного территориальными органами ветеринарного и фитосанитарного надзора по Самарской области, очевидно свидетельствует, что данная продукция являлась подкарантинной и подлежала государственному карантинному фитосанитарному контролю, а равно о безусловном исполнении главным инженером УМТСиК филиала ООО «Газпром трансгаз Самара» Кострицким П.И. обязанности немедленно известить территориальное подразделение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о прибытии подкарантинной продукции, и вопреки доводам надзорной жалобы данная обязанность возникает у лица, осуществляющего ее прием по мере принятия каждой партии подкарантинной продукции, при этом не имеет правового значения, какое именно количество продукции она включает. Подтверждением факта приема партии продукции в данном случае является товарно-транспортная накладная. Поэтому каждый факт приема конкретной партии подкарантинной продукции и в разное время следует квалифицировать, как отдельное правонарушение.

Доводы заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности не могут быть приняты во внимание, поскольку должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении и судебные инстанции при рассмотрении жалоб на постановление должностного лица и решение районного суда свои выводы относительно данного обстоятельства подробно мотивировали в постановлении и решении, и нет оснований с ними не соглашаться.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению, не свидетельствует, что судами допущены нарушения названного Кодекса, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Остальные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка, бездействие должностного лица – главного инженера УМТСиК филиала ООО «Газпром трансгаз Самара» Кострицкого П.И. правильно квалифицировано по ст.10.3 КоАП РФ.

Наказание должностному лицу назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.10.3 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы на постановление начальника отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области от 23.11.2018г. судьей районного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 07.02.2019г. дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения должностного лица – главного инженера УМТСиК филиала ООО «Газпром трансгаз Самара» Кострицкого П.И. к административной ответственности по ст.10.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица.

Законность и обоснованность постановления должностного лица от 23.11.2018г. и решения районного суда от 07.02.2019г., были в полном объеме проверены судьей областного суда с соблюдением требований ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ. В решении судьи от 21.03.2019г. дана правовая оценка всем доказательствам по делу, и доводам жалобы на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, и указаны мотивы, по которым судья областного суда пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Кострицкого П.И. к административной ответственности по ст.10.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения районного судьи.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности должностного лица – главного инженера УМТСиК филиала ООО «Газпром трансгаз Самара» Кострицкого П.И. в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.

Принцип презумпции невиновности должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении и судебными инстанциями при рассмотрении жалоб на постановление должностного лица и решение районного суда не нарушен, неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу должностного лица – главного инженера УМТСиК филиала ООО «Газпром трансгаз Самара» Кострицкого П.И., не усматривается.

Нарушений процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Состоявшиеся постановление должностного лица административного органа и судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.

постановил:

постановление начальника отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области от 23.11.2018г., решение Октябрьского районного суда г.Самары от 07.02.2019г. и решение Самарского областного суда от 21.03.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главного инженера УМТСиК филиала ООО «Газпром Трансгаз Самара» Кострицкого Павла Ивановича, оставить без изменения, а надзорную жалобу Кострицкого Павла Ивановича, оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Председатель Самарского областного суда В.В. Кудинов