ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск Дело № 4А-535/2014 12 февраля 2015г. Заместитель председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Полуян А.Л., рассмотрев жалобу протест заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1 на вступившее в законную силу постановление судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 апреля 2014 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 апреля 2014 года индивидуальный предприниматель ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей.
В протесте заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1, принесенном в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в порядке ст. 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поставлен вопрос об отмене судебного постановления ввиду его незаконности и необоснованности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении в порядке, установленном частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы протеста, оснований для его удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу судебного постановления не нахожу.
30 января 2014 года государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Росприроднадзора по Югре) по поступившему обращению гражданина Ф. в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту осуществления ФИО2 предпринимательской деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности на территории города Нефтеюганска и Нефтеюганского района с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований. Полученные ею отходы I-IV классов опасности от сторонних предприятий захараниваются без их переработки (обезвреживания) на территории города и района (т. 1 л.д. 38-40, 42).
28 февраля 2014 года государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Югре в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что она осуществляла деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (отработанные ртутьсодержащие люминесцентные лампы) в нежилом помещении, расположенном по адресу – город Нефтеюганск, (адрес); не ведет учет в области обращения с отходами; у нее отсутствует разрешительная документация, соответствующие отчеты по форме 2-ТП (отходы) и расчеты платы за воздействие на окружающую среду за 2012-2013 годы; чем нарушила ст.ст. 1, 11, 12, 14, 15, 26, 28 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон об отходах), ст.ст. 34, 39, 51, 75 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон об охране окружающей среды).
Оспаривая законность судебного постановления, прокурор указывает в протесте на то, что государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Югре в нарушение требований законодательства проведена проверка в отношении индивидуального предпринимателя, не являющегося объектом федерального государственного экологического контроля, следовательно производство по делу осуществлялось не уполномоченным на это должностным лицом.
Оснований согласиться с приведенными доводами не усматривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу ч. 1 ст. 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают, в том числе, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 данного Кодекса.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический надзор является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 400).
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на эти органы федеральным законодательством (ч. 4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2008 N 716, должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), являются одновременно по должности государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы, в том числе: федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля, – государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности (на территории субъекта Российской Федерации).
Из системного толкования приведенных норм, с учетом ч. 2 ст. 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ) следует, что составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе, в том числе, государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы.
Таким образом, государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре обладал правом составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 65 Закона об охране окружающей среды).
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе, государственный надзор в области обращения с отходами;
утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух;
ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации отходов I - IV класса опасности;
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок (подпункты 5.1.3, 5.5.9-5.5.11 п. 5, п. 5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 400).
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года N 285, объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, содержатся в Перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
В соответствии с пунктом 5 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) (далее – Правила государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года N 53, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 285.
В силу пункта 9 Правил государственного экологического надзора, Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке, в том числе:
посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Как указывалось, действия государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Югре по проверке деятельности индивидуального предпринимателя ФИО2, явились следствием обращения в Управление Росприроднадзора по Югре гражданина Ф. по факту осуществления ФИО2 деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности с нарушением требований законодательства.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель ФИО3 заключала гражданско-правовые договоры, в том числе на передачу отходов: ртутьсодержащих ламп; аккумуляторов свинцовых отработанных неповрежденных; шлама очистки трубопроводов и емкостей от нефти; сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств (фильтры масляные от газопоршневых электростанций отработанные); лом и отходы черных металлов с примесями или загрязненные опасными веществами; проппант нефтезагрязненный при нефтедобыче (т. 1 л.д. 128-130, 135-138, 146-150).
Согласно сведениям отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Югре от 19 февраля 2014 года, у индивидуального предпринимателя ФИО2 отсутствует разрешительная документация (документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка производственного контроля), кроме того данный индивидуальный предприниматель не направлял в Управление отчеты по форме 2-ТП (отходы) и расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012-2013 годы (т. 1 л.д. 230).
ФИО2 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 20 августа 2010 года. Она имеет лицензию, выданную Управлением Росприроднадзора по Югре от 7 июля 2011 года (на срок до 7 июля 2016 года) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (т. 1 л.д. 50, 71).
При изложенных обстоятельствах, правильность квалификации действий индивидуального предпринимателя ФИО2 и доказанность её вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашли свое подтверждение и сомнений не вызывают.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ) в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 апреля 2014 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, протест заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1 – без удовлетворения.
Заместитель председателя суда
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подпись А.Л. Полуян
Верно:
Заместитель председателя суда
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.Л. Полуян