4а-539/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 25 мая 2018 г.
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1 - представителя по доверенности АО «Транснефть Прикамье» на постановление № заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области от 14.06.2017 г., решение Красноярского районного суда Самарской области от 20.09.2017 г., и решение Самарского областного суда от 09.11.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области от 14.06.2017 г. АО «Транснефть - Прикамье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы.
Решением Красноярского районного суда Самарской области от 20.09.2017г. постановление должностного лица от 14.06.2017г. оставлено без изменения.
Решением Самарского областного суда от 09.11.2017г. постановление должностного лица от 14.06.2017 г. и решение Красноярского районного суда Самарской области от 20.09.2017 г. оставлены без изменения.
В надзорной жалобе ФИО1 ссылается на необъективное рассмотрение дела об административном правонарушении, несоответствие выводов предыдущих судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела; указывает, что административный орган превысил свои полномочия при осуществлении государственного земельного контроля, поскольку Управление Россельхознадзора по Самарской области не является уполномоченным органом на проведение проверки с привлечением к административной ответственности в отношении земельных участков относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, на которых расположены объекты недвижимого имущества – магистральные нефтепроводы; обращает внимание, что АО «Транснефть-Прикамье» неправомерно привлечено к административной ответственности 4 раза; полагает, что выполняемые работы по реконструкции подземного магистрального нефтепровода не носили самовольный характер, считает, что решение районного суда и Самарского областного суда вынесены на основании ненадлежащих доказательств, в связи с чем просит указанные судебные решения и постановление должностного лица отменить с прекращением производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях АО «Транснефть-Прикамье» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с ч.2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ регулируются, в том числе Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.
В силу положений п. п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды; обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использования при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначениям и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
В соответствии с главой 2 «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 г. № 525/67 проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова осуществляется при наличии специального разрешения, выданного в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 32 Основных положений за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
В соответствии с п. 1, п. 9 Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области, утвержденного Приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 17.05.2010 г. № 116-п (в ред. от 29.07.2014 г.) выдача разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области осуществляется министерством сельского хозяйства продовольствия Самарской области; под внутрихозяйственными работами, связанными с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области понимаются работы, проводимые заявителями (юридическими и физическими лицами) самостоятельно или с привлечением третьих лиц, по снятию и (или) перемещению плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Самарской области и принадлежащих заявителям на определенном праве; проведение внутрихозяйственных работ заявитель осуществляет только на основании разрешения.
Самостоятельное снятие или перемещение плодородного слоя почвы образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведения 31.05.2017 г. Управлением Россельхознадзора по Самарской области внеплановой документарной проверки по распоряжению заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Самарской области ФИО2№ от 24.04.2017г. установлено, что АО «Транснефть-Прикамье» в период с сентября 2016 г. – по март 2017 г. силами подрядной организации ООО «Турбострой» проведены работы на объекте АО «Транснефть-Прикамье» «замена участка МН Альметьевск – Куйбышев 1, участок Альметьевск – Самара 1 (7-276) (190,06-239,3), ДУ - 800 мм. Рекуонструкция», связанные со снятием и перемещением плодородного слоя почвы на земельном участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 63:26:2103001:83, расположенном по адресу: <адрес>, в границах ЗАО им. Ленина, на площади 30449 кв.м без соответствующего разрешения, т.е. самовольно, без разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на землях сельскохозяйственного назначения, что является нарушением требований ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, главы 2 «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета РФ по земельным ресурсами землеустройству от 22.12.1995 г. № 525/67.
По факту выявленного правонарушения 31.05.2017 г. заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области в отношении АО «Транснефть-Прикамье» составлен протокол №63161261 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Должностным лицом и судебными инстанциями в подтверждение, что АО «Транснефть-Прикамье» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: копия протокола № об административном правонарушении от 31.05.2017 г. (л.д. 7, 33, 105); копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 31.05.2017 г. (л.д. 32); копия акта № проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 31.05.2017 г. (л.д. 51-55, 109-111); копия ответа №МСХ2-5-7/1635 Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 21.04.2017 г. на запрос АО «Транснефть-Прикамье», согласно которому разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области, на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 63:26:0000000:4196, 63:26:2103004:36, 63:26:2103001:82, 63:26:2103001:83, расположенных по адресу: <адрес>, не выдавалось (л.д. 58); копия распоряжения № о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 24.04.2017 г. (л.д. 63-65) – поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности АО «Транснефть-Прикамье» в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Довод надзорной жалобы о том, что отсутствует событие административного правонарушения, поскольку проведение работ по реконструкции магистрального нефтепровода осуществлялось во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 06.05.2018 г. № 816-р, которым утверждена схема территориального планирования РФ в области федерального транспорта (в части трубопровода); проектная документация на выполнение работ по объекту, включающая проведение земляных работ, получила положительное заключение Главгосэкспертизы России от 19.04.2016г. №0145-16/СГЭ-4684/02; Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства России 18.11.2016 г. выдано Разрешение на строительство, в котором указаны кадастровые номера земельных участков, где проводятся земляные работы; выполнение работ по реконструкции магистрального нефтепровода осуществлялось при наличии всех необходимых разрешительных документов, предусмотренных градостроительным законодательством РФ, является несостоятельным, поскольку в соответствии с требованиями «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»», утвержденных Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 г. № 525/67 (во исполнение п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994г. №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы») проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 17.05.2010 г. №116-п «Об утверждении порядка выдачи разрешений па проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области» работы, связанные с нарушением почвенного покрова, осуществляются на основании Разрешения.
Согласно письма министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области № от 21.04.2017 г. разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова АО «Транснефть-Прикамье» не выдавалось.
Учитывая вышеизложенное, должностным лицом и предыдущими судебными инстанциями состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, установлен верно.
Довод жалобы о том, что АО «Транснефть-Прикамье» неправомерно привлечено к административной ответственности 4 раза за одно правонарушение несостоятелен, поскольку объективная сторона административного правонарушения, связана с местом совершения административного правонарушения, что в данном случае свидетельствует о 4-ех самостоятельных административных правонарушениях, совершенных с земельными участками, имеющими кадастровые номера, а именно: 63:26:0000000:4196, 63:26:2103004:36, 63:26:2103001:82, 63:26:2103001:83.
Довод заявителя о том, что административный орган превысил свои полномочия при осуществлении государственного земельного контроля, поскольку Управление Россельхознадзора по Самарской области не является уполномоченным органом на проведение проверки с привлечением к административной ответственности в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены объекты недвижимого имущества – магистральные нефтепроводы, а действие Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, на которых расположены объекты недвижимого имущества, основан на неправильном толковании норм права, поскольку ФЗ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. регулирует отношения в области оборота земель сельскохозяйственного назначения, в то время как АО «Транснефть-Прикамье» привлечено к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного со снятием и перемещением плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, согласно Положению «Об управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области», утвержденному приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 г. № 179 (в ред. утв. приказом Россельхознадзора от 11.07.2017 г. № 695) Управление Россельхознадзора по Самарской области (далее - Управление) создано для осуществления функций по контролю и надзору за обеспечением плодородия почв и т.п. (ст.2).
Управление на закрепленной территории осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в пределах своей компетенции, в том числе соблюдение требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, (п. 9.3.4.).
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом с соблюдением положений Главы 23 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка, действия АО «Транснефть – Прикамье» правильно квалифицированы по ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Другие доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной предыдущими судебными инстанциями правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу решений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
Судья Красноярского районного суда Самарской области, рассматривая 20.09.2017 г. жалобу на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области от 14.06.2017 г., пришел к правильному выводу об обоснованности привлечения АО «Транснефть – Прикамье» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ, и в решении судьи указаны мотивы на основании которых сделан вывод о виновности АО «Транснефть – Прикамье» в совершении указанного правонарушения и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.
Законность и обоснованность постановления вынесенного заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области от 14.06.2017 г. и решения Красноярского районного суда Самарской области от 20.09.2017 г. о привлечении АО «Транснефть – Прикамье» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ. в полном объеме проверены судьей Самарского областного суда с соблюдением требований ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на указанные постановление должностного лица и решение районного суда, и в решении от 09.11.2017 г. дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление и решение, в том числе доводам, аналогичным изложенным в надзорной жалобе, и указаны мотивы, по которым судья областного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления от 14.06.2017 г. и решения от 20.09.2017 г.
Наказание назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения состоявшегося судебного решения отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление № заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области от 14.06.2017 г., решение Красноярского районного суда Самарской области от 20.09.2017 г., и решение Самарского областного суда от 09.11.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении АО «Транснефть-Прикамье» оставить без изменения, а надзорную жалобу ФИО1 - представителя по доверенности АО «Транснефть Прикамье» оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ,
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров