ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-541/19 от 16.10.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-541/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 октября 2019 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда КужабаевМ.Д., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности заместителя министра внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области С.Н.В. на вступившие в законную силу решение судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 29 апреля 2019 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 11 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установил:

постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенным заместителем прокурора г. Новотроицка Оренбургской области 7 марта 2019 года, начальнику отдела *** администрации муниципального образования *** ФИО1 вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившегося в нарушении порядка заключения муниципальных контрактов. Согласно постановлению прокурора Грачевым В.Б. не соблюдены требования ч. 4 и ч. 7 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполнения работ, оказанной услуги в случае, если к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации.

Определением заместителя министра внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области от 18 марта 2019 года постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 7 марта 2019 года и другие материалы дела переданы на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № 3 г. Новотроицка Оренбургской области.

Решением судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 29 апреля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 11 июня 2019 года, вышеуказанное определение должностного лица от 18 марта 2019 года отменено, дело передано на рассмотрение в министерство внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заместитель министра внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области С.Н.В. просит состоявшиеся по делу судебные акты изменить, исключив вывод о том, что министерство внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области, как орган внутреннего государственного финансового контроля, наделено полномочиями по контролю, предусмотренному ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, в отношении закупок, осуществляемых для муниципальных нужд, и по рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении начальника отдела *** администрации муниципального образования *** ФИО1

В обоснование заявленного требования указывает на то, что министерство внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области не уполномочено на осуществление государственного финансового контроля в отношении закупок для муниципальных нужд. Обращает внимание, что источником финансового обеспечения исполнения обязательств, принятых администрацией муниципального образования город Новотроицк по муниципальным контрактам, в ходе исполнения которых были нарушены требования законодательства о контрактной системе, являются не только средства бюджета Оренбургской области, но и средства федерального бюджета, выделенные в рамках государственной программы «Формирование комфортной городской среды в Оренбургской области» на 2018-2022 года», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 года № 696-пп, в отношении исполнения которого внутренний государственный финансовый контроль осуществляется Федеральным казначейством, которое в соответствии со ст. 23.7 КоАП РФ также наделено полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ в пределах своих полномочий.

ФИО1 в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ направлена копия жалобы на указанные судебные акты и извещение о подаче жалобы. В установленный срок возражения от указанного лица не поступили.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 8 ст. 7.32 названного Кодекса, рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий).

Рассматривать такие дела об административных правонарушениях от имени этого органа вправе должностные лица, перечисленные в ч. 2 указанной статьи.

Согласно ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 8 ст. 7.32 названного Кодекса (в пределах своих полномочий).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители.

Частью 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ установлено, что в соответствии с названным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют, в частности, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок; органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

В соответствии с п. 2 Указа Губернатора Оренбургской области от 29 ноября 2013 года № 1027-ук «Об утверждении положения, структуры и численности министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области» министерство является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим в пределах своих полномочий внутренний контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и Оренбургской области, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; осуществляющим контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее - законодательство в сфере закупок); уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов для нужд Оренбургской области и сфере закупок.

Пункт 12 данного Указа от 29 ноября 2013 года № 1027-ук наделяет министерство полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок, предусмотренного ч. 3 и ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 8 ст. 99 органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 данной статьи), в том числе за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.

В силу п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 данной статьи осуществляется органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

В рассматриваемом случае таким органом является министерство внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области.

Указанное полномочие данного органа закреплено в приведенном выше п. 12 Положения о министерстве внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 29 ноября 2013 года № 1027-ук.

Таким образом, в силу приведенных выше норм министерство внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области наделено полномочиями по контролю в сфере закупок для обеспечения нужд указанного субъекта Российской Федерации.

В силу п. 3 ч. 9 ст. 99 Закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 данной статьи осуществляется органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В то же время, в силу подп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 данной статьи, с учетом ч. 4 данной статьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения, в том числе внеплановых проверок в отношении заказчиков при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.

При этом в соответствии с положениями ч. 22 ст. 99 Закона № 44-ФЗ по результатам проведения мероприятий по контролю в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе, в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях.

Рассмотрение таких дел не исключено и в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок по результатам прокурорской проверки.

Положения указанных норм и ст. 23.7.1 КоАП РФ позволяют сделать вывод о том, что рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении отнесено к компетенции министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области.

С учетом того, что на момент рассмотрения протеста прокурора города Новотроицка срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (с учетом положений ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ) для данной категории дел, не истек, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 7 марта 2019 года и другие материалы дела обоснованно были переданы на рассмотрение в министерство внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области.

Довод заявителя о неверном применении судьями нижестоящих судов положений ст. 23.7 КоАП РФ (в части направления постановления прокурора от 7 марта 2019 года и других материалов дела в Федеральное казначейство) не принимается во внимание, поскольку министерство внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области в соответствии с п. 2 и п. 12 Положения о министерстве внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 29 ноября 2013 года № 1027-ук, подп. «б» п. 2 ч. 3 и ст. 22 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ уполномочено рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ.

Таким образом, поводов не согласиться с решением судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 29 апреля 2019 года и решением судьи Оренбургского областного суда от 11 июня 2019 года не имеется. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.

Выводы судей нижестоящих судов корреспондируются позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 декабря 2018 года № 18-АД18-49.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

В удовлетворении жалобы исполняющего обязанности заместителя министра внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области С.Н.В. отказать.

Решение судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 29 апреля 2019 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 11 июня 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда ФИО2