ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ №...
датаадрес
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу ФИО2 ФИО7 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №... судебного района адрес Республики Башкортостан от дата и решение судьи Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 ФИО8
у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного участка №... судебного района адрес Республики Башкортостан от дата ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановление мирового судьи судебного участка №... судебного района адрес Республики Башкортостан от дата оставлено без изменения, жалоба ФИО2 – без удовлетворения.
В жалобе ФИО2 ставит вопрос об отмене судебных постановлений в связи с их незаконностью и необоснованностью, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на то, что сроки давности привлечения его к административной ответственности истекли; он не является должностным лицом, которому может быть вменено совершение данного административного правонарушения; в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как не доказана вина в совершении правонарушения и умысел; правильность начисления коммунальных услуг неоднократно проверялась контролирующими органами: в октябре 2013 года прокуратурой адрес Республики Башкортостан, в ноябре 2013 года, в январе и октябре 2014 года Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному надзору, которые каких-либо нарушений порядка ценообразования не выявили; решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от дата удовлетворены исковые требования ... об отмене предписания Госжилнадзора РБ о неправильном начислении коммунальных услуг по адрес, содержание предписания аналогично постановлению прокуратуры адрес Республики Башкортостан.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи судебного участка №... судебного района адрес Республики Башкортостан от дата и решение судьи Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата законными и обоснованными, жалобу ФИО2 подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области регулирования установленного государством порядка ценообразования.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в нарушении субъектом установленного порядка ценообразования.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном правительством Российской Федерации.
В силу пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 344, предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 42 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 344) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Согласно пункту 44 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 344) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Пунктом 51 Правил предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Согласно пункту 54 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 344) в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Как следует из материалов дела, прокуратурой адрес Республики Башкортостан по обращению ФИО3 и других жильцов общежития, расположенного по адресу: адрес, проведена проверка исполнения законодательства о порядке предоставления коммунальных услуг ...
Судебными инстанциями установлено, что в соответствии с приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№... по акту приема-передачи от дата№... являющееся собственностью Республики Башкортостан здание общежития, находящееся по адресу: адрес, передано в хозяйственное ведение ...
Данное здание является общежитием коридорного типа, которое оборудовано общедомовыми приборами учета электроснабжения, холодного водоснабжения. Горячее водоснабжение в здание централизованно не поставляется. Здание оборудовано ИТП.
Установленный в указанном многоквартирном жилом доме прибор учета тепловой энергии считает совокупное количество тепловой энергии, потребленное домом, как на отопление, так и на подогрев горячей воды. Раздельный учет тепловой энергии на нужды отопления и на подогрев холодной воды отсутствует. Исходя из имеющегося общедомового прибора учета тепловой энергии невозможно достоверно установить, какое количество теплоресурса использовано на отопление и на горячее водоснабжение.
... в ... начисление платы за холодное и горячее водоснабжение определялось исходя из объема потребленного за расчетный период в коммунальной квартире коммунального ресурса, определенного в соответствии с пунктом 42 Правил, количества граждан постоянно и временно проживающих в принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате в коммунальной квартире и тарифов на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (формула 7 Приложения № 2 Правил).
При этом начисление платы за горячее водоснабжение (ГВС) произвело с нарушением пунктов 40, 42, 54 Правил. Поскольку многоквартирный дом оборудован ИТП, размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению должен определяться в соответствии с формулой 20 приложения № 2 настоящих Правил. Начисление размера платы за холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение произвело с нарушением пунктов 42, 44 указанных Правил, поскольку должно производиться в соответствии с формулами 4, 5 и 10 приложения № 2 к Правилам.
По результатам проведенной проверки постановлением заместителя прокурора адрес Республики Башкортостан ФИО4 от дата в отношении ФИО10ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая экономиста ......ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья исходил из действующего законодательства, определяющего порядок расчета платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, а также конкретных обстоятельств дела, установленных на основании оценки имеющихся по делу доказательств.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность ФИО2 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением заместителя прокурора адрес Республики Башкортостан ФИО4 о возбуждении в отношении ... ФИО2 производства по делу об административном правонарушении от дата... объяснениями ФИО1, данными помощнику прокурора адрес Республики Башкортостан ... должностной инструкцией экономиста ...... отчетом Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору о проверке правильности начисления размера платы за содержание и ремонт, коммунальные услуги по многоквартирному жилому дому по адресу: РБ, адрес... а также другими материалами дела.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку ФИО2, как должностное лицо ... допустил нарушение порядка расчета платы за поставленную услугу, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях ФИО2 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства дела установлены полно, административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы ФИО2 о том, что он не является должностным лицом, которому может быть вменено совершение данного административного правонарушения, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм закона.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются граждане, должностные и юридические лица.
В силу положений, установленных в примечании к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия о лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 гола № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
Согласно приказу от дата......ФИО5 ФИО2 был принят на работу на должность экономиста 1 категории в ...л.д. 149).
В соответствии с пунктом 2.3 должностной инструкции ... в должностные обязанности экономиста 1 категории входит выполнение расчетов по материальным, трудовым и финансовым затратам предприятия (л.д. 87).
В своих объяснениях, данных помощнику прокурора адресдата, ФИО2 также пояснил, что в его должностные обязанности входит организация начисления и учета платы за коммунальные услуги по общежитию, расположенному по адресу: адрес...
Таким образом, ФИО2, являясь должностным лицом, в силу занимаемой должности обязан был принять все зависящие от него меры для соблюдения правильного порядка ценообразования в ...
Доводы жалобы ФИО2 об истечении сроков давности привлечения его к административной ответственности не являются основанием для отмены судебных постановлений и прекращении производства по делу, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Согласно положениям статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Довод жалобы о том, что правильность начисления коммунальных услуг неоднократно проверялась контролирующими органами, которые нарушения порядка ценообразования не выявили, не может служить основанием для освобождения ФИО2 от административной ответственности, поскольку выводы судебных инстанций не опровергает.
Суды обоснованно пришли к выводу о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки заявителя на судебные акты других судов по иным делам также не могут служить основанием для отмены судебных постановлений, поскольку принятие судебных актов по другим спорам не свидетельствует об их преюдициальном значении применительно к рассматриваемому делу. Верховный Суд Республики Башкортостан при рассмотрении дела не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых спорных отношений и толковании правовых норм.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений.
Постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО2 в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения ФИО2 к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных требований административного законодательства, влекущих в соответствии со статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену судебных постановлений, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка №... судебного района адрес Республики Башкортостан от дата и решение судьи Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 ФИО9 оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.У. Латыпова
Копия верна
Судья Э.Ю. Арманшина