№ 4а-545/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 октября 2015 года г. Сыктывкар
Заместитель председателя Верховного суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу руководителя администрации муниципального района «Ижемский» ФИО1 на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Ижемскому району от 04.06.2015 года, решение судьи Ижемского районного суда Республики Коми от 16.07.2015 года и решение судьи Верховного суда Республики Коми от 12.08.2015 года
по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района «Ижемский»,
установил:
Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Ижемскому району от 04.06.2015 года администрация МР «Ижемский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Ижемского районного суда Республики Коми от 16.07.2015 года приведенное постановление изменено путем снижения назначенного наказания в виде штрафа до 150 000 рублей.
Решением судьи Верховного суда Республики Коми от 12.08.2015 приведенное решение Ижемского районного суда Республики Коми оставлено без изменения, жалоба администрации без удовлетворения.
В надзорной жалобе заявитель просит состоявшиеся постановление и решения отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы приводит анализ и дает свою оценку обстоятельствам и доказательствам по делу.
Проверив материалы истребованного дела, изучив доводы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, пункт 10 статьи 5 указанного Закона.
Улично-дорожная сеть в границах сельских поселений является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, из чего следует, что указанные автомобильные дороги по классификации, предусмотренной Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенных для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Принимая во внимание что участок дороги в район дома ... является улично-дорожной сетью, т.е объектом транспортной инфраструктуры для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, довод о том, что указанная дорога не соответствует СНиП и ей нельзя присвоить категорию автомобильной дороги является несостоятельным.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Нормой статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Кроме того, согласно Устава МО МР «Ижемский», к вопросам местного значения, решаемым на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района «Ижемский», органам местного самоуправления муниципального района «Ижемский» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Отсутствие тротуаров для движения пешеходов и искусственного освещения напротив дома ... образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ.
Проверяя законность и обоснованность привлечения администрации к ответственности, судебные инстанции согласились с выводом должностного лица о несоблюдении администрацией МР «Ижемский» требований пункта 4.6.1.1. ГОСТа Р52766-2007, который регулирует электрическое освещение на автомобильных дорогах и пункта 13 Правил дорожного движения и нормами Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: актом выявления недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 06.05.2015, протоколом об административном правонарушении от 29.05.2015, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы руководителя администрации о том, что автомобильные дороги не были переданы из сельских поселений в муниципальный район, в связи с чем администрация муниципального района «Ижемский» не может нести бремя содержания в отношении не принадлежащих ей дорог является ошибочным, учитывая следующее.
В соответствии со ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В силу п.п. 5, 6 ст. 13, ч.ч. 1, 2, 3, ст. 17 ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счёт средств местных бюджетов.
Пунктом 4 ст. 6 ФЗ № 196 О безопасности дорожного движения» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
Полномочия по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечении безопасности дорожного движения на них к вопросам местного значения поселения не относятся. Данные полномочия в соответствии с положением ст.14 ФЗ №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2015 отнесены к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Учитывая изложенное, отсутствие решений Советов сельских поселений о передаче автомобильных дорог общего пользования местного значения, состоящих в собственности сельских поселений в муниципальную собственность муниципального района и заключение администрацией СП «Ижма» договоров на выполнение работ по обслуживанию улиц и переулков СП «Ижма» со специализированными организациями не освобождает администрацию района от необходимости осуществления контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения на них, не изменяет субъекта, ответственного за состояние дорог и не может служить основанием для освобождения администрации МР «Ижемский» от ответственности.
Утверждение заявителя о нарушении норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки ввиду отсутствия уведомления о проверке и отсутствия распоряжения на проведение проверки является несостоятельным, так как акт проверки составлялся 06.05.2015 на основании визуального осмотра дороги после ДТП с летальным исходом пешехода, при котором взаимодействие государственного органа и юридического лица не требовалось, поэтому нарушений требований Федерального закона N 294 допущено не было.
Иных правовых аргументов ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений надзорная жалоба не содержит.
Оценив на основании имеющихся в деле законность и обоснованность вынесенного постановления, судьи обоснованно пришли к выводу об отсутствии нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену обжалуемого постановления. Доводам администрации МР «Ижемский» дана надлежащая правовая оценка относительно имеющихся в материалах дела доказательств.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ при вынесении постановления и судебных актов соблюдены, при этом судом были учтены доказательства не соразмерности наложенного штрафа, что явилось основанием для его снижения.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемые постановление должностного лица и решения по результатам рассмотрения жалоб являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
Постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Ижемскому району от 04.06.2015 года, решение судьи Ижемского районного суда Республики Коми от 16.07.2015 года и решение судьи Верховного суда Республики Коми от 12.08.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального района «Ижемский» оставить без изменения, жалобу руководителя администрации муниципального района «Ижемский» ФИО1 – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя А.В. Юдин