№ 4а-548/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Астрахань 28 декабря 2018 г.
Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т.П., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 10 сентября 2018 г. по делу по жалобе должностного лица - <--> - ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управлении Роспотребнадзора по Астраханской области № 02-01/000207 от 27 июля 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <--> ФИО2,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управлении Роспотребнадзора по Астраханской области № 02-01/000207 от 27 июля 2018г. должностное лицо - <--> - ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от 10 сентября 2018г. производство по делу прекращено, должностное лицо - заместитель <--> - ФИО2 освобожден от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, ограничившись устным замечанием в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе ФИО1 просит решение судьи от 10 сентября 2018г. отменить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы ФИО1, возражения на жалобу должностного лица ФИО2, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 9 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, либо транзитной организацией установленного законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Согласно пункту 3.1.11 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. На период ремонта объекты повышенной эпидемической значимости (больницы, интернаты, школьные и дошкольные учреждения и т.д.) подлежат обеспечению горячей водой от собственных резервных источников, что должно предусматриваться на стадии разработки проекта.
В соответствии с пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. №170, ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Материалами дела установлено, что после обращения граждан, проживающих по адресу: <-->, Управлением Росприроднадзора по Астраханской области проведено административное расследование, в ходе которого установлено, что акционерным обществом «ТЭЦ-Северная» по ул. Магистральная, 29 г. Астрахани, прекращена подача теплоносителя на нужды горячего водоснабжения с 8 час. 00 мин. 19 июня 2018 г. Общий срок отключение систем горячего водоснабжения составил 33 суток.
Ответственным должностным лицом за соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства является <--> - ФИО2, которым нарушен «порядок временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод», срок прекращения горячего водоснабжения превысил 14 суток, в связи с чем действия должностного лица ФИО2 правильно квалифицированы административным органом по части 9 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства допущено в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей должностным лицом - <--> - ФИО2
Установив данные обстоятельства, районный суд, пришел к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения и, руководствуясь статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освободил должностное лицо от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Однако при этом судом не дана оценка конкретным обстоятельствам совершения административного правонарушения и нормам права.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в постановлении от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом, как указано в постановлении, необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Применяя в данном случае норму о малозначительности административного правонарушения, суд исходил из оценки личности, привлекаемого лица, учитывал, что ранее лицо не привлекалось к административной ответственности, тогда как эти обстоятельства не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения и, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, они должны учитываться при назначении административного наказания.
Кроме того, суд установил, что акционерное общество «ТЭЦ-Северная» направило сообщение о прекращение подачи тепловой энергии в управление по коммунальному хозяйству и благоустройству г.Астрахани, администрацию Трусовского района г.Астрахани, управление образования муниципального образования «Город Астрахань», ООО «УК <-->», разместило информацию на официальном сайте акционерного общества «ТЭЦ-Северная» и в печатном издании газеты «<-->», указав, что о возобновлении подачи теплоносителя общество обязуется уведомить дополнительно, и что осуществлялся планово-предупредительный ремонт тепловых сетей.
Однако согласование планово-предупредительного ремонта теплосетей с органами местного самоуправления не отнесено к обстоятельствам, позволяющим увеличивать нормативные сроки отключения горячего водоснабжения. Прекращение подачи тепловой энергии энергоснабжающей организацией не соответствовало установленным нормам и правилам и повлекло за собой непредоставление услуги горячего водоснабжения ФИО1 и другим гражданам, проживающим в указанных домах, что существенно нарушало охраняемые общественные отношения и исключало возможность применения нормы о малозначительности административного правонарушения.
Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола №7 (в редакции Протокола №11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Допущенное районным судом нарушение процессуальных требований носит существенный характер и повлияло на сделанные им выводы, в связи с чем обжалуемый судебный акт нельзя признать законным и обоснованным, и он подлежит отмене.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем, в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что на момент рассмотрения в Астраханском областном суде жалобы ФИО1 срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, возможность возобновления производства по делу об административном правонарушении и правовой оценки действий названного лица не утрачена, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в районный суд.
При новом рассмотрении данного дела суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные сторонами доводы и представленные в дело доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от 10 сентября 2018 г. по делу по жалобе должностного лица - <--> - ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управлении Роспотребнадзора по Астраханской области №-- от 27 июля 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <--> - ФИО2, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Трусовский районный суд г. Астрахани.