ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-548/2016 от 30.05.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Лисовская В.В. 44а-548/2016

Судья – Спиридонов Е.В.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 30 мая 2016 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу должностного лица - руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае от 16.11.2015 № **, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 15.01.2016, решение судьи Пермского краевого суда от 09.03.2016, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - ФИО1,

у с т а н о в и л :

вышеуказанными постановлением должностного лица, оставленным без изменения перечисленными решениями судей, руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 12.04.2016, заявитель ставит вопрос об отмене вынесенных постановления и решений по делу об административном правонарушении, просит прекратить производство по делу.

Дело об административном правонарушении истребовано 18.04.2016, поступило в Пермский краевой суд 28.04.2016.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из положений п. 38 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» следует, что счет 101 «Основные средства» предназначен для учёта операций с материальными объектами, относящимися в соответствии с положениями настоящей Инструкции к основным средствам.

Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций), либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств.

На основании п. 45 указанного приказа единицей учёта основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.

Согласно п. 99 данного приказа к материальным запасам относятся: предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.

Разделом 5 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства финансов от 01.07.2013 № 65н предусмотрено, что расходы получателей бюджетных средств, а также государственных (муниципальных), бюджетных и автономных учреждений на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, относятся к статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведённой плановой выездной проверки осуществления финансово-хозяйственной деятельности Управления Росреестра за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 выявлено нецелевое использование средств федерального бюджета в размере 2 574,72 руб., что послужило основанием для составления протокола от 03.11.2015 № ** об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица Управления – его руководителя, и последующего привлечения ФИО1 к административной ответственности по указанной статье Кодекса в соответствии с постановлением об административном правонарушении от 16.11.2015 № **.

Из содержания бюджетной сметы Управления Росреестра по Пермскому краю на 2014 год, утверждённой руководителем Управления ФИО1, следует, что приобретение прочих основных средств в части административно-хозяйственного обеспечения осуществляется по следующим кодам бюджетной классификации: целевой статье 1530019 «Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов в рамках подпрограммы «Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» (л.д. 20).

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае пришло к выводу о наличии правовых оснований, предусмотренных ст. 2.4 КоАП РФ, для привлечения должностного лица - руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю к административной ответственности как нарушившего положения ч. 1 ст. 306.4 БК РФ, предусматривающей обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению целевого характера их использования. При этом исходил из того, что при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности Управления допущено нецелевое расходование бюджетных средств в размере 2 574,72 руб., выразившееся в направлении указанных денежных средств, выделенных на приобретение материальных запасов по КОСГУ 340 «Увеличение материальных запасов», на приобретение объекта основных средств по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» (водонагреватель проточный «Термекс»), а названное должностное лицо, наделённое полномочиями по распоряжению финансовыми средствами, непосредственно санкционировало направление бюджетных средств не по целевому назначению (абз. 4 ст. 162 БК РФ).

Факт совершения должностным лицом вменённого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом от 03.11.2015 № ** об административном правонарушении; авансовым отчётом от 19.12.2014 № ** с указанием на покупку водонагревателя «***»; служебной запиской от 19.12.2014 об оплате авансового отчёта от 19.12.2014 № **; заявкой на кассовый расход от 24.12.2014, подписанной ФИО1, реестром от 25.12.2014 № ** с включением в него расходов, в том числе по авансовому отчёту от 19.12.2014 № **; записью о проведении бухгалтерской операции от 22.09.2015 по перемещению водонагревателя на счёт 106.31; копией бюджетной сметы Управления Росреестра по Пермскому краю на 2014 год.

Данные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, им дана надлежащая оценка согласно положениям ст. 26.11 КоАП РФ.

Установив, что должностным лицом – руководителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, являющегося получателем бюджетных средств, нарушен принцип целевого использования бюджетных средств Российской Федерации путём направления части переданных средств на оплату денежного обязательства в целях не соответствующих определённым документом, являющимся правовым основанием предоставления данных средств, должностное лицо Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае правомерно привлёкло ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ.

Вина должностного лица установлена в ходе рассмотрения дела и нашла свое подтверждение при судебной проверке законности и обоснованности постановления о назначении административного наказания, осуществлённой в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях.

Не соглашаясь с привлечением к административной ответственности и выводами судей, оставивших жалобы на постановление без удовлетворения, руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю приводит в жалобе следующие доводы.

Отнесение материальных ценностей (в том числе и водонагревателя) к той или иной группе нефинансовых активов – основные средства либо материальные запасы является компетенцией получателя бюджетных средств, который принимает соответствующее решение согласно положениям Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти, утверждённой Приказом Министерства финансов России от 01.12.2010 № 157н. Поэтому отнесение водонагревателя к материальным запасам исключает ответственность должностного лица по ст. 15.14 КоАП РФ. Кроме того, приобретённый водонагреватель неправомерно отнесён к основным средствам, поскольку единицей бухгалтерского учёта основных средств является инвентарный объект. К основным средствам не относится оборудование, подлежащее монтажу, в то время как указанный водонагреватель может быть использован только после сборки его частей и присоединения к водопроводу, т.е., после монтажа. При производстве по делу вина должностного лица, привлечённого к административной ответственности, в форме умысла не установлена. Вывод судьи об отсутствии правовых оснований для применения Письма Минфина России от 27.02.2012 № **, разъясняющего, в частности, вопросы применения бюджетного законодательства при осуществлении финансового контроля, не являются обоснованными, поскольку позиция финансового ведомства, издавшего указанный документ, в отношении квалификации неправильного отнесения расходов на определённые статьи (подстатьи) КОСГУ чётко определена, не зависит от тех, обстоятельств, что письмо носит рекомендательный характер, а указанные в нём нормативные акты отменены.

Приведённые доводы отмену судебных постановлений и прекращение производства по делу не влекут.

Довод жалобы о наличии у получателя бюджетных средств полномочий на самостоятельное отнесение материальных ценностей к любой группе нефинансовых активов не опровергает выводов должностного лица и судей о наличии у получателя бюджетных средств обязанности по отнесению приобретённого водонагревателя на одну из тех статей расходов, которая утверждена бюджетной сметой в предусмотренном порядке самим получателем бюджетных средств. Невыполнение данной обязанности, а именно направление бюджетных денежных средств, выделенных на приобретение материальных запасов по КОСГУ 340 «Увеличение материальных запасов», на приобретение объекта основных средств по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», повлекло привлечение должностного лица к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.

Доводы об отсутствии вины должностного лица не могут быть признаны состоятельными, поскольку данное должностное лицо самостоятельно утвердило бюджетную смету на соответствующий период, следовательно, не могло не знать о конкретных статьях расходов в соответствии с которыми и следовало направлять бюджетные денежные средства, выделенные на приобретение объектов основных средств, а также не могло не осознавать неправомерность собственных действий.

Доводы жалобы о необоснованности отнесения водонагревателя к основным средствам в связи с необходимостью его монтажа для использования по назначению со ссылкой на п. 99 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № ** являлись предметом проверки судьи краевого суда, в соответствии с которой водонагреватель является самостоятельным оборудованием, приобретён не в качестве запасной части, поэтому расходы по его оплате не могли быть отнесены на статью КОСГУ 340 «Увеличение материальных запасов». Данный вывод является правильным.

С выводами судей в отношении отсутствия оснований для применения письма Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2012 № ** следует согласиться, поскольку данное письмо содержит разъяснения по применению ст. 289 БК РФ, положения которой утратили силу к моменту возникновения спорных правоотношений. Более того, положения указанного письма не содержат каких-либо разъяснений, которые бы противоречили выводам должностного лица и судей.

Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено должностному лицу по правилам ст. 2.4 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае от 16.11.2015 № **, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 15.01.2016, решение судьи Пермского краевого суда от 09.03.2016, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - ФИО1 оставить без изменения, жалобу указанного должностного лица – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда подпись