ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-54/2018 от 18.04.2018 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

№ 4А-54/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 18 апреля 2018 года

Председатель Верховного Суда Республики Марий Эл
Давыдов А.С., рассмотрев жалобу Коротковой М.М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 13 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от
17 января 2018 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Коротковой М.М., родившейся <дата> в <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, работающей <...> в <...>», ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 13
Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от
17 января 2017 года, оставленным без изменения решением судьи
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
26 февраля 2017 года, Короткова М.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл жалобе Короткова М.М. просит отменить состоявшиеся судебные постановление и решение, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что предписание является незаконным, а потому не может быть исполнено. На принадлежащем ей земельном участке на основании договора аренды возведено антенно-мачтовое сооружение станции сотовой радиотелефонной связи с закрепленным оборудованием, принадлежащее
ПАО «МТС». Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с приложением 2 которого, размещение на земельном участке с видом разрешенного использования - для садоводства, допустимо расположение антенно-мачтового сооружения и линейного объекта. При этом изменения вида разрешенного использования земельного участка под данным объектом не требуется. Также выражает несогласие с выводом судьи городского суда о том, что возведенный объект является капитальным сооружением. Указывает, что в соответствии с проектной документацией станция базовой сотовой связи обладает признаками временных сооружений, не является особо опасными технически сложным сооружением связи, а потому не входит в перечень объектов капитального строительства.

Проверив доводы жалобы, изучив дело об административном правонарушении, поступившее в Верховный Суд Республики Марий Эл
30 марта 2017 года, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно части 25 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно постановлению о назначении административного наказания от 3 ноября 2016 года Кубарева М.М. (после регистрации брака
<дата> Короткова М.М.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, выразившегося в использовании земельного участка площадью 600 кв.м по адресу: <адрес> не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

21 октября 2016 года заместителем главного государственного инспектора г. Йошкар-Олы, Оршанского, Моркинского районов по использованию и охране земель Кузнецовой В.А. выдано предписание № 14, согласно которому Кубаревой (Коротковой) М.М. предписано в срок до
21 апреля 2017 года устранить допущенные нарушения путем использования вышеуказанного земельного участка по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, либо изменить вид разрешенного использования земельного участка.

На основании определения об удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания от 19 апреля 2017 года назначен новый срок для устранения нарушения – до 21 октября 2017 года.

Согласно акту проверки <№> от 13 ноября 2017 года предписание № 14 от 21 октября 2016 года в установленный срок выполнено не было, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ.

Факт невыполнения данного предписания Коротковой М.М. не оспаривался, указывалось на отсутствие такой обязанности ввиду незаконности предписания.

Однако данный довод является необоснованным в связи со следующим.

Часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка <№> площадью 600 кв.м по адресу: <адрес> - для садоводства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок – это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

1 июня 2016 года между ПАО «МТС» (арендатор) и Кубаревой (Коротковой) М.М. (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка <№> по адресу: <адрес>, в соответствии с которым арендатор принимает во временное владение и пользование часть земельного участка общей площадью 25 кв.м для установки и эксплуатации базовой станции сотовой связи (опора высотой 30 м с размещением рядом контейнера-аппаратной станции сотовой связи ПАО «МТС») (пункт 1.1 раздела 1 договора аренды земельного участка).

28 апреля 2017 года между Коротковой М.М. и ПАО «МТС» заключено дополнительное соглашение к указанному договору аренды, по условиям которого пункт 1.1 раздела 1 договора аренды земельного участка изменен и изложен в следующей редакции: арендатор принимает во временное владение и пользование часть земельного участка общей площадью 25 кв.м для установки и эксплуатации объекта связи (антенно-мачтовое сооружение высотой 30 м с размещением рядом контейнера-аппаратной станции сотовой связи ПАО «МТС»).

В ходе проведенной 13 ноября 2017 года проверки, главным специалистом-экспертом Межмуниципального отдела по городу Йошкар-Оле Управления Росреестра по Республике Марий Эл, государственным инспектором г. Йошкар-Олы, Оршанского, Моркинского, Медведевского и Килемарского районов по использованию и охране земель ФИО1 установлено, что на принадлежащем Коротковой М.М. земельном участке
<№> по адресу: <адрес>» размещено и эксплуатируется временное сооружение – базовая станция сотовой связи ПАО «МТС». Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработки почвы не производятся, земельный участок зарос сорной растительностью высотой примерно до 1 м, ограждение участка частично отсутствует, временный некапитальный объект, ранее расположенный на земельном участке, демонтирован.

Указанное подтверждается фототаблицей.

Таким образом, выявив использование земельного участка не по целевому назначению (земельный участок не обрабатывается, не выращиваются на нем сельскохозяйственные, плодовые, ягодные и овощные культуры), должностное лицо административного органа правомерно выдало Коротковой М.М. предписание об устранении допущенного нарушения путем использования земельного участка по целевому назначению, а в ином случае изменить вид разрешенного использования земельного участка.

Доводы о законности размещения на земельном участке антенно-мачтового сооружения и линейного объекта не освобождают Короткову М.М. от ответственности за нецелевое использование земельного участка, поскольку в соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Приведенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что Коротковой М.М. не были предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению установленных требований земельного законодательства в целях исполнения в срок предписания Управления Росреестра по Республике
Марий Эл № 14 от 21 октября 2016 года, а потому Короткова М.М. обоснованно привлечена к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено Коротковой М.М. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 25
статьи 19.5 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия отягчающих и наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи. 30.13, статьей 30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 13 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 17 января 2018 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Коротковой М.М. оставить без изменения, жалобу Коротковой М.М. – без удовлетворения.

Председатель Верховного Суда

Республики Марий Эл А.С. Давыдов