ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-550/2015 от 19.10.2015 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск

Дело № 4А-550/2015

19 октября 2015г.

Заместитель председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Полуян А.Л., рассмотрев жалобу законного представителя открытого акционерного общества “Самотлорнефтегаз” – генерального директора ФИО1, на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Нижневартовского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений – старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды от 24 февраля 2015 года, решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 апреля 2015 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 мая 2015 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества “Самотлорнефтегаз” по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя начальника Нижневартовского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений – старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды от 24 февраля 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 апреля 2015 года, юридическое лицо – открытое акционерное общество “Самотлорнефтегаз” (далее – ОАО “Самотлорнефтегаз”) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере одиннадцати тысяч рублей.

Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 мая 2015 года, постановление должностного лица и решение судьи городского суда оставлены без изменения.

В жалобе ФИО1, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в порядке ст. 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поставлен вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных решений ввиду их незаконности и необоснованности.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении в порядке, установленном частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, оснований для её удовлетворения и отмены или изменения принятых по делу судебных решений не нахожу.

В соответствии со статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административно-противоправным и наказуемым признаётся сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Согласно типовой форме оперативного сообщения об аварии (инциденте), утверждённого в качестве приложения № 8 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 января 2011 года N 5-п, в срок не позднее 24 часов с момента обнаружения разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, предприятием направляются сведения по форме оперативного сообщения об аварии (инциденте) в уполномоченные федеральные службы и уполномоченные службы автономного округа.

21 января 2015 года в управление Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре из ОАО “Самотлорнефтегаз” поступило оперативное сообщение об аварии, произошедшей 20 января 2015 года в 10 часов 40 минут на участке нефтепровода d-159 мм в направлении нефтесбора к. 1806, 70 м. от АГЗУ Самотлорского месторождения, ЦДНГ-4 (л.д. 53-54).

27 января 2015 года государственным инспектором Природнадзора Югры в ходе рейдового патрулирования лесного фонда в кварталах 258-263, 330-333, 294-296, 366-370 Нижневартовского участкового лесничества ТО Нижневартовское лесничество, а также прилегающих к кварталам территорий, выявлено загрязнение нефтесодержащей жидкостью земельного участка в районе кустовой площадки № 1806 Самотлорского месторождения нефти, с координатами – N 61?07?40.9?, E 76?57?08.4?: нарушена целостность обвалования кустовой площадки № 1806 в районе АГЗУ, имеются следы проведения работ по замене трубопровода. В 30 метрах севернее от кустовой площадки организовано искусственное углубление в виде траншеи глубиной 1 метр, шириной – 1,5 метра и протяжённостью 130 метров, на дне и по бокам которой имеются следы тёмной жидкости с характерным запахом нефти. Траншея направлена по понижению в сторону водного объекта – выработанного гидронамывного карьера. Имеются следы загрязнения нефтесодержащей жидкостью ледовой поверхности водного объекта на площади 30м x 60 м, а также выступающей из проруби водной поверхности площадью 6 м2, образованной по причине провала бульдозера под ледовый покров. На загрязнённом участке работают механизмы и спецтехника, проводятся работы по ликвидации аварии (л.д. 55, 56).

20 февраля 2015 года государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды в отношении ОАО “Самотлорнефтегаз” составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о том, что в поступившей в органы Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре из ОАО “Самотлорнефтегаз” информации об аварии отсутствуют сведения о попадании или угрозе попадания нефтесодержащей жидкости (нефти) в поверхностные или подземные воды. Сведения о загрязнении водного объекта – выработанного гидронамывного карьера, на момент составления протокола, от юридического лица не поступили. Действия (бездействие) ОАО “Самотлорнефтегаз” квалифицированы как нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды, предусмотренных ст.ст. 3, 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 января 2011 года N 5-п.

Факт совершения ОАО “Самотлорнефтегаз” административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении (л.д. 46-49); распоряжением начальника Нижневартовского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 января 2015 года № 02-28/2015 (л.д. 41); копией оперативного сообщения об аварии (инциденте) на объектах ОАО “Самотлорнефтегаз” от 20 января 2015 года (л.д. 53); копией сведений об аварии (инциденте) на трубопроводе ОАО “Самотлорнефтегаз” от 20 января 2015 года (л.д. 54); копией акта маршрутного патрулирования № 02-28/2015 от 27 января 2015 года с фото-таблицей (л.д. 55-56).

Изложенные обстоятельства дела и перечисленные доказательства получили оценку суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспаривая законность и обоснованность постановления должностного лица и судебных решений, заявитель в жалобе указывает на то, что вменённые юридическому лицу действия (бездействие) не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Свои доводы мотивирует тем, что ОАО “Самотлорнефтегаз” направило в уполномоченный орган сообщение, заполненное согласно типовой форме, утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 января 2011 года N 5-п. Оперативное сообщение, по мнению заявителя, содержало всю необходимую информацию, которой располагало юридическое лицо на момент аварии. Вследствие чего, в действиях (бездействии) ОАО “Самотлорнефтегаз” нельзя установить квалифицирующий признак умышленности.

Приведённые доводы были предметом юридической оценки судьями нижестоящих судебных инстанций и мотивированно отвергнуты как несостоятельные.

Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (и сами планы) разработаны с учетом особенностей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, характера расположения месторождений углеводородного сырья, большинство из которых находится в пределах водоохранных зон рек, относящихся к водоемам рыбохозяйственного значения, озер и в заболоченных участках местности, формирующих стоки рек.

Судьями нижестоящих судебных инстанций приведено нормативно-правовое обоснование неправомерности действий (бездействия) юридического лица.

В пункте 4 оперативного сообщения об аварии от 20 января 2015, уполномоченным должностным лицом ОАО “Самотлорнефтегаз” указано на то, что авария произошла в силу коррозии, участок локализован, угрозы распространения нет (л.д. 53).

Как указывалось, согласно акту маршрутного патрулирования от 27 января 2015 года, в районе кустовой площадки № 1806 Самотлорского месторождения нефти, с координатами – N 61?07?40.9?, E 76?57?08.4?: нарушена целостность обвалования кустовой площадки № 1806 в районе АГЗУ, имеется траншея, направленная по понижению в сторону водного объекта – выработанного гидронамывного карьера. Имеются следы загрязнения нефтесодержащей жидкостью ледовой поверхности водного объекта, а также выступающей из проруби водной поверхности площадью, образованной по причине провала бульдозера под ледовый покров. На загрязнённом участке работают механизмы и спецтехника, проводятся работы по ликвидации аварии (л.д. 55, 56).

Таким образом, по состоянию на 27 января 2015 года юридическое лицо обладало информацией о границах произошедшей аварии, предпринимало действия по её ликвидации. Однако в уполномоченные федеральные органы и органы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры достоверные и полные сведения не сообщило, вплоть до 20 февраля 2015 года.

Доводу заявителя о том, что материалами дела не доказано наличие водного объекта в месте аварии и маршрутного патрулирования, в решении судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры дана исчерпывающая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается.

Правильность квалификации действий ОАО “Самотлорнефтегаз” и доказанность его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашли своё подтверждение и сомнений не вызывают.

Доводы, содержащиеся в жалобе о несогласии с оценкой судьи городского суда и судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, данной обстоятельствам дела, не могут являться основанием к отмене состоявшихся постановления должностного лица и судебных актов, поскольку принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления при наличии двух точек зрения по одному вопросу. Отступление от этого принципа оправдано только когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.

Наличие таких обстоятельств судом не установлено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 N 219-ФЗ) в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление заместителя начальника Нижневартовского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений – старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды от 24 февраля 2015 года, решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 апреля 2015 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 мая 2015 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества “Самотлорнефтегаз” по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Заместитель председателя суда

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подпись А.Л. Полуян

Верно:

Заместитель председателя суда

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.Л. Полуян