ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-557-2019 от 02.09.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Мировой судья: Бабушкина Е.А.

Судья: Малахов С.Л. Дело № 4а-557-2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02.09.2019 г. Новосибирск

Заместитель председателя Новосибирского областного суда Рытикова Т.А., рассмотрев жалобу ООО «Юридическая компания «ЛексПроф» (далее ООО «ЮК «ЛексПроф»), поданную в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, на постановление мирового судьи 3-го судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 16.04.2019, решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 11.06.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, вынесенные в отношении ООО «Юридическая компания «ЛексПроф»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением мирового судьи 3-го судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 16.04.2019, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 11.06.2019, ООО «ЮК «ЛексПроф» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Заявитель просит отменить вынесенные по делу судебные постановления и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что судами были неправильно установлены юридически значимые обстоятельства и применены нормы материального права, утверждает, что занимаемая <данные изъяты> должность отсутствует в перечне должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, считает, что отдел пособий и социальных выплат Министерства труда и социального развития Новосибирской области является территориальным органом, который не вправе издавать нормативно-правовые акты, указывает, что трудовая книжка <данные изъяты> не содержит сведений о ее службе на должностях, предусмотренных нормативно-правовыми актами о противодействии коррупции, поэтому у него как у работодателя не возникла обязанность направления сведений о работнике на прежнее место работы.

Прокурор Центрального района г. Новосибирска, возбудивший дело об административном правонарушении, извещенный о подаче жалобы, возражений не представил.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Согласно части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).

Аналогичные требования закреплены в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанность, предусмотренная ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», распространяется на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного Перечня.

Раздел III Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. N 557 включает должности федеральной государственной гражданской службы и иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает, в том числе, предоставление государственных услуг гражданам и организациям.

В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925 Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Закона, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В силу п. 8 Типового положения о территориальном органе министерства социального развития Новосибирской области – отделе пособий и социальных выплат, утвержденного Постановлением администрации Новосибирской области от 27.12.2007 № 204-па «О территориальных органах министерства социального развития Новосибирской области» территориальный орган предоставляет государственные услуги в сфере социальной поддержки населения.

Согласно ст. 7, ст. 8 Закона Новосибирской области от 03.03.2004 № 168-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» отдел пособий и социальных выплат является территориальным органом областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области и наделен правом издавать нормативные правовые акты.

Приказом отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска от 20.10.2008 № 10-ОД утвержден перечень должностей государственных гражданских служащих отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска, которые обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Из материалов дела усматривается, что 29.04.2016 года директором ООО «Юридическая компания «ЛексПроф» <данные изъяты> заключен трудовой договор с <данные изъяты>., ранее замещавшей должность государственной гражданской службы - ведущего специалиста в отделе пособий и социальных выплат Министерства социального развития Новосибирской области, уволенной с государственной гражданской службы с 28.04.2016.

В должностные обязанности государственного гражданского служащего ведущего специалиста в отделе пособий и социальных выплат Министерства социального развития Новосибирской области, которую ранее занимала <данные изъяты>., входит в том числе, предоставление государственных услуг гражданам и организациям. Ее должность включена в перечень должностей государственных гражданских служащих отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска, которые обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Приказом отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска от 20.10.2008 № 10-ОД.

Таким образом, в соответствии с ч.4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", при заключении трудового договора с <данные изъяты>. работодатель обязан был в десятидневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы.

Установленные обстоятельства подтверждаются доказательствами, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на ином изложении фактических обстоятельств совершения административного правонарушения, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Судебными инстанциями было установлено, что должность, ранее замещаемая <данные изъяты> отнесена к тем должностям, замещение которых связано с коррупционными рисками, включена в раздел III Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. N 557, и в перечень должностей государственных гражданских служащих отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска, которые обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Приказом отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска от 20.10.2008 № 10-ОД.

Указанный Приказ не противоречит действующему законодательству о государственной гражданской службе, а также требованиям Закона о противодействии коррупции, Указам Президента РФ, издан должностным лицом органа, наделенным на то соответствующими полномочиями в соответствии с п. 20 и 21 Положения о территориальном органе министерства социального развития Новосибирской области – Отделе пособий и социальных выплат, утвержденного Постановлением администрации Новосибирской области от 27.12.2007 № 204-па «О территориальных органах министерства социального развития Новосибирской области».

Вопреки доводам заявителя приказ № 10-ОД следует целям Закона о противодействии коррупции, а также принятым в его развитие Указам Президента РФ.

В ходе рассмотрения жалобы судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что факт принятия приказа № 10-ОД 20.10.2008 ранее принятия Закона о противодействии коррупции (25.12.2008) правового значения не имеет. Оснований не согласиться с данным выводом не усматривается.

Доводы о наличии противоречий должностей, указанных в приказе территориального органа № 10-ОД списку должностей в приказе министерства социального развития Новосибирской области № 393-к от 25.12.2014 не обоснованы, поскольку приказом министра № 210-к от 04.08.2015 в приказ № 393-к внесены изменения, устраняющие ссылку на территориальные органы.

Кроме того, в соответствии со ст. 19 Положения о министерстве труда и социального развития Новосибирской области пределы действия указанного приказа министра ограничиваются только самим министерством и не распространяются на территориальные органы.

Довод заявителя о том, что он не располагал сведениями о бывшем месте службы <данные изъяты> также исследовался судами первой и второй инстанции и обоснованно признан несостоятельным, поскольку опровергается письмом ООО «Юридическая компания «ЛексПроф» № 11 от 16.04.2018 (л.д. 9), в котором указано, что уведомление о приеме на работу <данные изъяты> представителю нанимателя (работодателю) бывшего государственного или муниципального служащего не направлялось, т. к. заработная плата <данные изъяты> в их компании составляет менее 100000 рублей.

Каких-либо существенных противоречий, которые могли бы повлиять на правильность установления фактических обстоятельств, подлежащих доказыванию, не имеется.

Иная оценка лицом, привлеченным к административной ответственности, обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности соблюден.

Ссылка заявителя на выводы, изложенные в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 № 12-АД18-1, неосновательна, поскольку при рассмотрении данного дела судами установлены иные фактические обстоятельства.

Материалы дела свидетельствуют, что к выводу о виновности ООО «ЮК «ЛексПроф» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, судебные инстанции пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Их совокупности, а также доводам заявителя дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в его пользу, не усматривается.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления мирового судьи 3-го судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 16.04.2019, решения судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 11.06.2019 не усматривается, а жалоба ООО «Юридическая компания «ЛексПроф» подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, ст. 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Постановление мирового судьи 3-го судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 16.04.2019, решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 11.06.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, вынесенное в отношении ООО «Юридическая компания «ЛексПроф», оставить без изменения, а жалобу ООО «Юридическая компания «ЛексПроф» – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Новосибирского областного суда Т.А. Рытикова