№4а-557/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 20 апреля 2016 года
Заместитель председателя Нижегородского областного суда Толмачёв А.А., рассмотрев надзорную жалобу заместителя главного государственного инспектора г.Н.Новгорода по пожарному надзору ФИО1 на решение судьи Нижегородского областного суда от 15 января 2016 года, которым отменено постановление заместителя главного государственного инспектора г.Н.Новгорода по пожарному надзору ФИО1 от 08 сентября 2015 года и решение судьи Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 28 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, вынесенные в отношении Гаражно-потребительского кооператива №11 (далее по тексту ГПК №11) по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Н.Новгорода по пожарному надзору от 08 сентября 2015 года № 457 ГПК №11 привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 28 октября 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Нижегородского областного суда от 15 января 2016 года постановление заместителя главного государственного инспектора г.Н.Новгорода по пожарному надзору ФИО1 от 08 сентября 2015 года и решение судьи Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 28 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, вынесенные в отношении Гаражно-потребительского кооператива №11 (далее по тексту ГПК №11) по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ отменены, производство по делу прекращено по п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В надзорной жалобе заместитель главного государственного инспектора г.Н.Новгорода по пожарному надзору ФИО1 просит отменить решение судьи Нижегородского областного суда от 15 января 2016 года, как незаконное, необоснованное и учитывая положения ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, дело направить на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что поводом к привлечению ГПК №11 к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ послужило выявление в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 19 по 28 августа 2015 года нарушений ГПК №11 обязательных требований пожарной безопасности, а именно: объекты защиты, расположенные на территории ГПК №11 не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением для целей наружного пожаротушения – наружными водопроводными сетями с пожарными гидрантами в радиусе 200 метров.
Отменяя постановление должностного лица и решение Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода и прекращая производство по делу в отношении ГПК №11 судья вышестоящего суда указал на то, что административным органом не представлены доказательства, позволяющие отнести ГСК №11 к лицам, указанным в ст.38 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также подтверждающие наличие у кооператива права собственности, или иного законного права на земельный участок, на котором расположен кооператив и гаражи.
Однако, данный вывод судьи областного суда является преждевременным, в силу следующего.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности". Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу ст.2 Федерального закона №69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 3 Закона №123-ФЗ правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и данный Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30.04.2009 №1573.
Правила разработки и утверждения сводов правил утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 N 858, в соответствии с которыми своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (пункт 3) и являются составной частью национальной системы стандартизации Российской Федерации (пункт 4).
Своды правил входят в состав национальной системы стандартизации России, их применением обеспечивается соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности, соответственно правила носят обязательный для исполнения характер.
Кроме того, требования пожарной безопасности содержатся в строительных нормах и правилах, которые подлежат исполнению, поскольку их применение также обеспечивает соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности к объекту технического регулирования.
Таким образом, требования пожарной безопасности могут содержаться как в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, так и в нормативных документах по пожарной безопасности, подлежат выполнению всеми лицами в зависимости от возложенных на них действующим законодательством задач и обязанностей.
Статьей 37 Федерального закона №69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ГПК №11 внесен в единый государственный реестр юридических лиц, имеет свидетельство о государственной регистрации от 10.08.1995г.
Согласно части 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Таким образом, возложенные действующим законодательством на юридические лица, в рассматриваемом случае на гаражно-строительный кооператив, обязанности по выполнению требований пожарной безопасности подлежат исполнению, в том числе путем их добровольного соблюдения, обеспечивающего пожарную безопасность.
Кроме того, принимая решение об отмене в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановления о назначении административного наказания, судья сослался на недостаточность доказательств его вины в нарушении правил и норм пожарной безопасности.
Между тем по смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 данного Кодекса, неполнота установления обстоятельств дела об административном правонарушении является основанием к отмене постановления лишь в случае невозможности ее восполнения при рассмотрении жалобы по существу.
Поэтому суд, установив недостаточность и неполноту представленных суду доказательств был вправе, истребовать по собственной инициативе такие доказательства у органа пожарного надзора, привлечь специалистов данного органа к участию в рассмотрении жалобы для выяснения возникших вопросов.
Однако этого сделано не было.
С учетом изложенного, судебное решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение, при котором следует повторно проверить доводы жалобы должностного лица о наличии нарушений пожарного режима юридическим лицом, исследовать доказательства, подтверждающие основания и факт проведения проверки, дать надлежащую оценку вынесенному в отношении юридического лица постановлению.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу заместителя главного государственного инспектора г.Н.Новгорода по пожарному надзору ФИО1 – удовлетворить.
Решение судьи Нижегородского областного суда от 15 января 2016 года, которым отменено постановление заместителя главного государственного инспектора г.Н.Новгорода по пожарному надзору ФИО1 от 08 сентября 2015 года и решение судьи Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 28 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, вынесенные в отношении Гаражно-потребительского кооператива №11, по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ – отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Нижегородский областной суд.
Заместитель председателя суда А.А. Толмачёв