№ 4А-55/2015
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Магадан 14 августа 2015 года
И.о. председателя Магаданского областного суда С.В. Мирошникова, рассмотрев жалобу Министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД России по городу Магадану №... от 17 ноября 2014 года, решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 15 января 2015 года и решение судьи Магаданского областного суда от 12 марта 2015 года, вынесенные в отношении Министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД России по городу №... от 17 ноября 2014 года, оставленным без изменения решением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 15 января 2015 года, Министерство дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области (далее - Миндорхозтрансвязь Магаданской области; Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <.......> рублей.
Решением судьи Магаданского областного суда от 12 марта 2015 года, принятым по результатам рассмотрения жалобы Миндорхозтрансвязь Магаданской области на постановление государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД УМВД России по городу Магадану №... от 17 ноября 2014 года, решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 15 января 2015 года изменено, размер административного штрафа снижен до <.......> рублей. В остальной части названное решение оставлено без изменения.
В поступившей в Магаданский областной суд 08 июля 2015 года жалобе, поданной в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, Миндорхозтрансвязь Магаданской области просит об отмене вынесенных в отношении него постановлений по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП, считая их незаконными.
Приводит доводы аналогичные изложенным в жалобе на постановление должностного лица ГИБДД ОМВД России и решение судьи Магаданского городского суда, рассмотренной судьей Магаданского областного суда 12 марта 2015 года.
Со ссылкой на пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункт 2.1 Устава областного государственного бюджетного дорожного эксплуатационного учреждения «<.......>», указывает, что бремя содержания межмуниципальной дороги «Магадан-Балаганное-Талон», включая участок дороги в районе строения «Э.» по <адрес>, лежит на государственном бюджетном дорожном эксплуатационном учреждении «<.......>», в связи с чем полагает, что Миндорхозтрансвязь Магаданской области субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, не является.
Определением председателя Магаданского областного суда от 13 июля 2015 года материалы дела об административном правонарушении в отношении Миндорхозтрансвязи Магаданской области истребованы из Магаданского городского суда, поступили в Магаданский областной суд 17 июля 2015 года.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
В соответствии со статьей 12.34 КоАП административным правонарушением признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Деятельность по содержанию автомобильных дорог, является одним из элементов дорожной деятельности уполномоченных субъектов (пункт 6 статьи 3 Федеральный закон № 257-ФЗ).
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.2007 г. № 1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
Согласно пунктам 4.5, 4.5.2.4 ГОСТа Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007) автомобильные дороги общего пользования должны быть обустроены средствами организации движения пешеходов. Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
В силу пункта 6.23* СНиПа 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 г. № 78 (ред. от 25.08.1993 г.) нанерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон равнобедренного треугольника для условий "транспорт - транспорт" при скорости движения 40 и 60 км/ч должны быть соответственно не менее, м: 25 и 40.
На основании Положения о министерстве дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 09.01.2014 г., полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения, а также обеспечение соответствия технического, транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения действующим правилам, стандартам, техническим нормам, возложены на Миндорхозтрансвязи Магаданской области (пункты 3.4, 3.5, 3.43 Положения) (т. 1, л.д. 13-14, 18).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 18 сентября 2014 года в 14 часов 40 минут государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД России по городу Магадану К. в ходе осмотра участка межмуниципальной дороги «Магадан-Балаганное-Талон» в районе строения «Э.» по <адрес> были выявлены нарушения требований и стандартов по содержанию указанной дороги, допущенные в результате бездействия Миндорхозтрансвязи Магаданской области.
Так, установлено, что в нарушение требований пункта 4.5.2.4 ГОСТа Р52766-2007, пункта 2.17 СН 541-82 Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов, в городе Магадане <адрес> в районе строения «Э.», в границах пешеходного перехода обозначенного, дорожными знаками особых предписаний 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», отсутствуют элементы наружного уличного освещения на собственных опорных стойках.
Вопреки требованиям пунктов 4.5 ГОСТа Р52766-2007, 6.23* СНиПа 2.07.01-89* отсутствует тротуар при подходе к пешеходному переходу; необеспечен треугольник видимости для условий "транспорт - транспорт". При выезде от строения «Э.» на проезжую часть <адрес>, стороны равнобедренного треугольника составляют 0,9 метра и 3,5 метра, при ограничении скорости движения по <адрес> 40 км/ч. Высота конструкции (забор), расположенный в зоне треугольника видимости, составляет 2,9 метра.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Миндорхозтрансвязи Магаданской области к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: актом осмотра выявленных недостатков и содержания дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 18 сентября 2014 года; схемой к акту обследования; фототаблицей; протоколом №... об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом от 13 ноября 2014 года (т. 1, л.д. 14, 50-55, 102-103) и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Указанное бездействие Министерства образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются должностные лица, отвечающие за состояние дорог и дорожных сооружений, юридические лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, деятельность по их эксплуатации и ремонту.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Между тем доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Миндорхозтрансвязи Магаданской области требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, равно как и о принятии Министерством всех зависящих от него мер по соблюдению этих требований, не представлено.
Доводы жалобы о том, что бремя содержания межмуниципальной дороги «Магадан-Балаганное-Талон» лежит на государственном бюджетном дорожном эксплуатационном учреждении «<.......>», в связи с чем Миндорхозтрансвязь Магаданской области субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, не является, основаны на ошибочном толковании норм закона и не могут быть признаны обоснованными.
По делу установлено, что на основании распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области от 24 сентября 2014 года № 780 межмуниципальная дорога «Магадан - Балаганное - Талон» (включая участок дороги в районе строения «Э.» по <адрес>) с 11 апреля 2014 года закреплена на праве оперативного управления за областным государственным бюджетным дорожным эксплуатационным учреждением «<.......>» (далее - ОГБЭУ «<.......>»), функции и полномочия учредителя которого осуществляет Миндорхозтрансвязи Магаданской области.
Во исполнение возложенных на Министерство функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, Миндорхозтрансвязи Магаданской области утвердило государственное задание ОБГДЭУ «<.......>» на 2014 год на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, в том числе межмуниципальной дороги «Магадан - Балаганное - Талон».
В рамках указанного государственного задания, Министерство <дата> заключило с ОБГДЭУ «<.......>» Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Магаданской области в 2014 году (далее - Соглашение) (т. 1, л.д. 139-143).
Приложениями №... и №... к Соглашению утверждены техническое задание на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и Перечень нормативных документов, обязательных при выполнении дорожных работ (т. 1, л.д. 145-150, 157-162).
Приложениями №... и №... к Соглашению также утверждены график перечисления субсидии на выполнение работ и параметры оценки уровня содержания автомобильной дороги (приемка работ) (далее - Параметры оценки) (т. 1, л.д. 144, 152-154).
В соответствии с предусмотренными в приложении №... к Соглашению Параметрами оценки, оценка уровня содержания автомобильной дороги является обязательной функцией Министерства, осуществляемой с целью определения степени достижения уровня содержания дороги и получения объективной информации о фактическом уровне содержания дороги и использования этой информации для целей управления содержанием дороги (т. 1, л.д. 152).
В целях определения уровня содержания автомобильной дороги (приемки работ) Миндорхозтрансвязи Магаданской области обязано совместно с ОБГДЭУ «<.......>» проводить обследование дороги; в процессе обследования фиксировать дефекты содержания дороги по конструктивным элементам, обрабатывать данные обследования и составлять акт обследования.
В случае, если состояние хотя бы одного конструктивного элемента оцениваемого участка дороги не соответствует требуемому уровню содержания, участок (километр с нарушениями) должен оцениваться как не соответствующий требуемому уровню (т. 1, л.д. 153).
Однако, каких-либо доказательств, подтверждающих выполнение Министерством обязательств в рамках заключенного <дата> с ОБГДЭУ «<.......>» Соглашения (утвержденных приложений к нему) по содержанию участка межмуниципальной дороги «Магадан - Балаганное - Талон» в районе строения «Э.» по <адрес> (в том числе в части исполнения графика перечисления субсидии на финансовое обеспечение государственного задания), в деле не имеется.
Вместе с тем, в силу пункта 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ, работы по оценке технического состояния автомобильной дороги являются частью полномочий Министерства по содержанию межмуниципальных дорог.
Принимая во внимание, что требования ГОСТа Р52766-2007, Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов, а также СНиПа 2.07.01-89* по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог Миндорхозтрансвязи Магаданской области не соблюдены, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оно является субъектом указанного выше административного правонарушения.
При этом, вопреки утверждению в жалобе, сам по себе факт создания ОБГДЭУ «<.......>», не освобождает Министерство от выполнения возложенных на него задач и от ответственности за их реализацию учрежденным юридическим лицом.
Иные доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций и не влекут отмену состоявшихся по делу решений.
Постановление о привлечении Миндорхозтрансвязи Магаданской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП для данной категории дел.
Административное наказание назначено Министерству в пределах санкции статьи 12.34 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л А:
постановление государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД России по городу Магадану №... от 17 ноября 2014 года, решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 15 января 2015 года и решение судьи Магаданского областного суда от 12 марта 2015 года, вынесенные в отношении Министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
И.о. председателя
Магаданского областного суда С.В. Мирошникова