Дело № 4а-569/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Барнаул 12 июля 2019 года
Заместитель председателя Алтайского краевого суда Лобова О.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 7 мая 2019 года, постановление мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного района г.Барнаула от 3 апреля 2019 года, которым
ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец <адрес>, проживающий по адресу: <адрес>, исполняющий обязанности начальника Управления специальной связи по Алтайскому краю – филиала федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи»,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
согласно протоколу об административном правонарушении от 1 февраля 2019 года, составленному начальником отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Алтайскому краю ФИО2, в 10 часов 1 февраля 2019 года выявлено, что ФИО1, являясь исполняющим обязанности начальника Управления специальной связи по Алтайскому краю – филиала федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» (далее – Управление специальной связи по Алтайскому краю), расположенного по адресу: г.Барнаул, площадь Победы, д.8 «а», воспрепятствовал законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) – Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – Управление Росгвардии по Алтайскому краю) по проведению с 14 января по 11 февраля 2019 года внеплановой документарной и выездной проверки на основании поручения Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2018 года № ЮБ-П4-8547, не обеспечив представление информации, необходимой для достижения целей и задач проведения проверки, а именно действующих договоров с указанием контрагентов, исполнение которых связано с использованием боевого ручного оружия, имеющегося у Управления специальной связи по Алтайскому краю.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 7 мая 2019 года постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, ФИО1 просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что запрошенная информация составляла тайну связи, в связи с чем могла быть представлена только на основании судебного акта; Управление специальной связи по Алтайскому краю проверке должностными лицами Управления Росгвардии по Алтайскому краю не подлежало, поскольку охранную деятельность не осуществляет, подразделение охраны не создало; порядок получения документов, содержащих коммерческую тайну, Управлением Росгвардии по Алтайскому краю соблюден не был, поскольку мотивированные запросы с указанием цели и правового основания истребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срока предоставления этой информации не направлялись; запрошенные документы не входят в перечень учетных и служебных документов в сфере оборота оружия и не подлежат проверке должностными лицами Управления Росгвардии по Алтайскому краю; разъяснения, как запрошенные документы относятся к цели, задачам и предмету проверки, должностным лицом даны не были.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В силу части 5 статьи 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Согласно статье 4 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон «Об оружии») предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее – юридические лица с особыми уставными задачами).
В силу статьи 12 Федерального закона «Об оружии» Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации), Сберегательный банк Российской Федерации, Главный центр специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, а также иные юридические лица с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по охране объектов производства и хранения оружия, боеприпасов, боевой техники, особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов, мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей, добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, других особо важных объектов, а также при транспортировании особо опасных грузов, оружия, боеприпасов, боевой техники, денежных средств и ценностей, дипломатической почты, корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» прием от юридических лиц, осуществляющих деятельность в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий, почтовых отправлений, содержащих относящиеся к государственной тайне сведения и предметы, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также изделия из них, денежные знаки Российской Федерации и иностранную валюту, их перевозка и доставка осуществляются силами и средствами специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи.
В соответствии с пунктом 2.2 устава Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи», утвержденного приказом Федерального агентства связи от 29 декабря 2017 года № 294, предприятие является организацией федеральной почтовой связи и обеспечивает вид почтовой связи – специальную связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи.
В силу пунктов 1.11, 1.11.1 названного устава предприятие имеет филиалы; филиалы осуществляют в качестве основного вида деятельности оказание услуг специальной связи и иных услуг почтовой связи.
Согласно пункту 3.1 положения об Управлении специальной связи по Алтайскому краю, утвержденного 22 мая 2008 года, основной целью деятельности филиала является: эффективное действие федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» в реализации его уставных целей и задач на территории Российской Федерации и за ее пределами в интересах государственной обороны и безопасности Российской Федерации, сохранения государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны, укрепления экономического потенциала Российской Федерации, получения прибыли.
В силу пунктов 3.2.7, 3.2.8 вышеназванного положения, для достижения цели, указанной в пункте 3.1 настоящего положения, филиал осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности филиала): вооруженная охрана отправлений (грузов) в процессе их доставки; вооруженная доставка объектов и помещений, используемых для хранения и обработки отправлений (грузов).
Как следует из материалов дела, приказом начальника Управления Росгвардии по Алтайскому краю от 25 декабря 2018 года № 420 на основании поручения Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2018 года № ЮБ-П4-8547 в отношении Управления специальной связи по Алтайскому краю назначено проведение внеплановой документарной и выездной проверки в срок с 14 января по 4 февраля 2019 года.
Копия Приказа получена Управлением специальной связи по Алтайскому краю 9 января 2019 года.
В соответствии с запросом начальника отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Алтайскому краю от 14 января 2019 года № 717/9-31, полученным Управлением специальной связи по Алтайскому краю 15 января 2019 года, для достижения целей и задач проверки до 10 часов 18 января 2019 года необходимо было представить следующие документы: 1) справку о количестве заключенных с 1 января 2018 года договоров на оказание услуг по доставке отправлений с разбивкой по видам – секретная корреспонденция, денежные средства, оружие и патроны, наркотические и психотропные сильнодействующие вещества и т.д.; 2) расшифровку всех применяемых индексов вложимого, используемых в реестрах отправлений; 3) заверенные копии договоров по оказанию услуг специальной связи по доставке оружия и патронов, денежных средств, наркотических и психотропных сильнодействующих веществ и т.д.; 4) заверенные копии книг учета перевозок оружия и патронов, журналов регистрации документов по доставке наркотических и психотропных сильнодействующих веществ; 5) заверенные копии приказов о назначении лиц, ответственных за перевозку оружия и патронов, наркотических и психотропных сильнодействующих веществ.
Ответом от 17 января 2019 года № 14 Управлением специальной связи по Алтайскому краю в представлении справки о количестве заключенных договоров на оказание услуг по доставке отправлений, расшифровки применяемых индексов вложимого, используемых в реестрах отправлений, заверенных копий договоров по оказанию услуг специальной связи по доставке оружия и патронов, денежных средств, наркотических и психотропных сильнодействующих веществ было отказано.
В соответствии с запросом начальника отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Алтайскому краю от 18 января 2019 года № 717/9-47, полученным Управлением специальной связи по Алтайскому краю в тот же день, для достижения целей и задач проверки ФИО1 до 14 часов 21 января 2019 года необходимо было предоставить для ознакомления накладные и реестры (с расшифровкой индексов вложений), использованных на маршрутах специальной связи с 1 января 2018 года по 18 января 2019 года.
Ответом от 21 января 2019 года № 15 Управлением специальной связи по Алтайскому краю в представлении вышеназванных документов также было отказано.
1 февраля 2019 года Управлением Росгвардии по Алтайскому краю составлен акт проверки № 1/2019, согласно которому документы, необходимые для достижения целей и задач проверки, представлены не были.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон «О связи») сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента – юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.
В силу статьи 15 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям.
Согласно части 4 статьи 63 Федерального закона «О связи» сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу части 1.1 статьи 64 Федерального закона «О связи» операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
Таким образом, ограничение конституционного права на тайну связи допускается только на основании судебного акта и исключительно при осуществлении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, своих функций.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 утверждал о том, что запрошенные договоры не представлены, поскольку в ином случае это повлекло бы нарушение охраняемой законом тайны связи.
При этом из текста запросов должностного лица следует, что в них поставлен вопрос о предоставлении договоров по оказанию услуг специальной связи по охраняемой доставке ценностей, оружия, наркотических средств, накладных и реестров отправлений, которые содержат данные пользователей услуг почтовой связи.
Следовательно, отказ ФИО1 в предоставлении должностному лицу Управления Росгвардии по Алтайскому краю запрашиваемой информации без соответствующего судебного решения со ссылкой на тайну связи (л.д.13-16, 78-79) соответствует положениям Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О связи» об охране тайны связи.
В этой связи вывод судей о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного правонарушения нельзя признать законным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи, решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного района г.Барнаула от 3 апреля 2019 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 7 мая 2019 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда О.А. Лобова
Справка:
мировой судья Огнев Д.С.,
судья районного суда Рише Т.В.