ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-56/19 от 15.03.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья 1 инст. – Иванов Д.Н.

Судья 2 инст. – Холикова Е.А.

№ 4а-56/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 марта 2019 года г. Смоленск

И. о. председателя Смоленского областного суда Батршин Р.Ю., рассмотрев жалобу Соваренко Владимира Александровича на вступившие в законную силу постановление начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от 16.08.2018, решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 19.10.2018 и решение судьи Смоленского областного суда от 21.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от 16.08.2018 Соваренко В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 19.10.2018, оставленным без изменения решением судьи Смоленского областного суда от 21.11.2018, указанное выше постановление должностного лица изменено в части назначенного наказания, назначен штраф в размере 20 000 рублей, в остальной части данное постановление оставлено без изменения, жалоба Соваренко В.А. – без удовлетворения.

В настоящей жалобе Соваренко В.А., ссылаясь на незаконность и необоснованность, просит состоявшиеся по делу указанные выше постановление должностного лица и судебные решения отменить.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу ст. 152 БК РФ к участникам бюджетного процесса относятся, в том числе, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств.

Согласно ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ; получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (ч. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что <данные изъяты> от 20.03.2017 утверждено Положение о целях и условиях предоставления и расходования субсидии для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований ... в рамках реализации областной государственной программы «<данные изъяты>» на 2014-2020 годы на обустройство мест массового посещения граждан, критериях отбора муниципальных образований <данные изъяты> для предоставления указанных субсидий (далее Положение).

31.03.2017 между Департаментом <данные изъяты> («Главный распорядитель») и Администрацией <данные изъяты> («Муниципальное образование») заключено соглашение от (далее Соглашение), предметом которого в соответствии с п. 1.1. является предоставление в 2017 году субсидии из областного бюджета бюджету <данные изъяты> в рамках реализации областной государственной программы «<данные изъяты>» на 2014-2020 годы на обустройство мест массового посещения граждан.

Пунктом 12 Положения установлено, что субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Согласно п. 8 Положения <данные изъяты>, с учетом представленных документов, указанных в пункте 7.1 Положения, осуществляет перечисление субсидии бюджету муниципального образования в соответствии с заключенным с уполномоченным органом Соглашением.

На основании п. 3.3 Соглашения перечисление субсидии из областного бюджета в бюджет <данные изъяты> осуществляется на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке на единые счета местных бюджетов, открытые в территориальных органах Федерального казначейства.

04.09.2017 между Управлением <данные изъяты> («Заказчик») и ОАО «<данные изъяты>» («Подрядчик») заключен муниципальный контракт (с учетом дополнительного соглашения от 12.12.2017 ), в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить, а заказчик обязуется обеспечить приемку и оплатить выполнение работ по обустройству мест наиболее посещаемых общественных территорий в городе ... (п. 1.1); цена настоящего контракта составляет <данные изъяты> рублей, оплата осуществляется при наличии и в пределах, доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств, в том числе, за счет средств бюджета ...<данные изъяты> рублей (из них федеральный бюджет – <данные изъяты> рублей, областной бюджет – <данные изъяты> рублей, бюджет ...<данные изъяты> рублей) (п. 2.1 дополнительного соглашения).

Платежным поручением от 19.12.2017 № Департамент <данные изъяты> перечислил субсидию бюджету <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> рубль.

Выполненные подрядчиком работы по обустройству мест наиболее посещаемых общественных территорий в городе ...) оплачены подрядчику за счет: денежных средств бюджета ... – платежным поручением от 13.12.2017 на сумму <данные изъяты> рублей; денежных средств, полученных в качестве субсидии по Соглашению, на общую сумму <данные изъяты> рублей – платежными поручениями от 21.12.2017 в сумме <данные изъяты> рублей (федеральный бюджет), в сумме <данные изъяты> рублей (областной бюджет).

09.07.2018 Департаментом <данные изъяты>, <данные изъяты> проведена внеплановая выездная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий из бюджета <данные изъяты> для софинансирования расходов бюджета города Смоленска на обустройство мест массового посещения граждан и благоустройство дворовых территорий в рамках вышеуказанной областной государственной программы.

По результатам проверки составлен промежуточный акт от 30.07.2018, согласно которому выявлено расхождение между объемами фактически выполненных работ и объемами работ, указанными в акте о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 10.12.2017 : вес площади ограждения указанной в пункте 30 формы КС-2 соответствует массе 4,6 тонн, вместо указанной в пункте 31 формы КС-2 массы металлических изделий, обработанных специальным покрытием и использованных для монтажа ограждения сквера в количестве 6,8 тонн. Указанный факт подтверждается пояснениями генерального директора ОАО «<данные изъяты>. Согласно формам КС-2 и КС-3 указанные работы приняты и оплачены как масса металлических изделий, обработанных специальным покрытием и использованных для монтажа ограждения сквера, общим весом 6,8 тонн, что привело к завышению объемов работ, указанных в форме КС-2 на <данные изъяты> рублей.

Таким образом, проверкой установлено нецелевое использование предоставленной Администрации ... субсидии, в связи с чем (дата) должностным лицом Департамента за допущенное правонарушение, выразившееся в направлении средств в общей сумме <данные изъяты> рублей (из них федеральный бюджет – <данные изъяты> рублей, областной бюджет – <данные изъяты> рублей, бюджет ...<данные изъяты> рубля), полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением от (дата) , являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, в отношении <данные изъяты> Соваренко В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, и 16.08.2018 вынесено постановление о признании его виновным в совершении указанного правонарушения.

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 10.08.2018,соглашением от 31.03.2017 , платежным поручением от 13.12.2017 , муниципальным контрактом от 04.09.2017 (с дополнительным соглашением от 12.12.2017), платежными поручениями от 21.12.2017 и ,актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 10.12.2017 ,промежуточным актом внеплановой выездной проверки от 30.07.2018,а также иными материалами дела.

Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, у суда не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает. Указанные доказательства были оценены судьями обеих инстанций в совокупности на предмет достоверности и допустимости в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в силу которой судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств являлась достаточной для вывода судей о наличии в действиях Соваренко В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Ссылка Соваренко В.А. в жалобе об отсутствии в его действиях умысла на совершение вмененного правонарушения является голословной и опровергается фактическими обстоятельствами дела.

С указанием в жалобе Соваренко В.А. о том, что вменяемое ему деяние не образует состава нескольких административных правонарушений, полагая, что Департаментом искусственно создана совокупность дел, согласиться нельзя, поскольку состав административного правонарушения образует совершение конкретной платежно-расчетной операции по расходованию бюджетных средств.

Иные доводы жалобы были предметом проверки судами нижестоящих инстанций, они обоснованно отвергнуты, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства и не опровергают правильность выводов судебных инстанций. Каких-либо обстоятельств происшедшего, которые не были предметом рассмотрения судами нижестоящих инстанций, Соваренко В.А. в рассматриваемой жалобе не приводит. Его доводы сводятся к несогласию с оценкой доказательств и фактических обстоятельств правонарушения. Однако переоценка, имеющихся по делу доказательств и установленных на их основе обстоятельств, не входит в полномочия суда пересматривающего вступившие в законную силу судебные акты, так как нарушает принцип правовой определенности.

Существенных нарушений процессуальных требований, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, нижестоящими судебными инстанциями не допущено.

Постановление о привлечении Соваренко В.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Соваренко В.А. в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 15.14 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу п.п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.16-30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от 16.08.2018, решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 19.10.2018 и решение судьи Смоленского областного суда от 21.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Соваренко Владимира Александровича оставить без изменения, жалобу Соваренко В.А. – без удовлетворения.

И.о. председателя

Смоленского областного суда Р.Ю. Батршин