ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-570/2014 от 23.12.2014 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

 4а-570-14

                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     город Якутск        23 декабря 2014 года

 Председатель Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Горева Л.Т., рассмотрев надзорную жалобу представителя ФИО1 в интересах ЗАО Авиакомпании «ИрАэро» на постановление мирового судьи по судебному участку № 45 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2014 года, решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 04 июня 2014 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Закрытого акционерного общества Авиакомпания «ИрАэро» (далее - ЗАО Авиакомпания «ИрАэро»),

 УСТАНОВИЛ:

     Постановлением мирового судьи по судебному участку № 45 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2014 года ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

     Решением Якутского городского суда от 04 июня 2014 года постановление мирового судьи от 10.04.2014 г. оставлено без изменения.

     В надзорной жалобе представитель ФИО1 просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить, производство по делу прекратить.

     Изучив материалы административного дела, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.

     В соответствии с ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта, за исключением автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

     Как следует из материалов дела, 21 января 2014 года на ВС ЦРЙ ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» выполнялся регулярный пассажирский рейс РД-224 по маршруту Якутск-Иркутск. В процессе выполнения полета на эшелоне возник дисбаланс топлива, превышающий допустимые пределы. Согласно Руководства по летной эксплуатаций самолета экипаж под управлением КВС Н. выключил левый двигатель и принял решение о возврате на аэродром вылета Якутск. При заходе на посадку шасси были выпущены, закрылки не выпустились. После посадки самолета произошел отказ управления передней стойки шасси, в связи с чем он был отбуксирован на место стоянки.

     По данным метеоусловий: ветер магнитный 310-1 м/с, видимость 190, видимость на ВПП 1000/550/400, туман, температура воздуха минус 45 гр. С.

     Согласно ч. 22 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ, деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

     В силу п. п. "б" и "в" п. 4 Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 г. N 457, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок воздушным транспортом пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом общих правил воздушных перевозок пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также наличие у лицензиата воздушных судов на праве собственности или ином законном основании в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных воздушных перевозок пассажиров и программой выполнения нерегулярных воздушных перевозок пассажиров.

     Согласно п. 2.3. Федеральных авиационных правил «Подготовка" и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утв. приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (далее - ФАП), эксплуатант воздушного судна в случае осуществления воздушных перевозок пассажиров, грузов, почты, предоставляемые за плату на основании договоров воздушной перевозки пассажиров, грузов или почты, или КВС авиации общего назначения обеспечивает знание и исполнение членами летного экипажа воздушного судна законов, правил и процедур, касающихся исполнения их обязанностей.

     В соответствии с пунктом 2.7. ФАП перед полетом- КВС обязан ознакомиться со всей имеющейся информацией, касающейся данного полета, а также запланировать альтернативные действия на тот случай, если полет по плану не может быть выполнен вследствие ухудшения погодных условий.

     Согласно части В главы 1-CRJ «Информации по эксплуатации воздушного судна» Руководства по производству полетов ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» от 23.12.2009 года минимальная температура воздуха для полетов ВС CRJ-100/200 ограничена до минус 40 гр. С. Вместе с тем, как следует из объяснительной КВС Н., он «прослушал информацию АТИС «Д» тихо, t -45 гр. С, V- 600 по огням, но в нарушение Руководства по производству полетов КВС Н. принял решение на вылет.

     Пунктом 3 статьи 65 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае нарушения авиационным предприятием или индивидуальным предпринимателем требований соответствующей лицензии или осуществления деятельности без соответствующей лицензии, если ее получение является обязательным, к такому предприятию или такому индивидуальному предпринимателю могут быть применены установленные законодательством Российской Федерации меры воздействия.

     Судебными инстанциями сделан обоснованный вывод, что ЗАО АК "ИрАэро", осуществлявшим предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой воздушным транспортом пассажиров, нарушены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров воздушным транспортом.

     Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

     В нарушение вышеуказанных норм, ЗАО АК "ИрАэро" не были предприняты возможные меры по обеспечению соблюдения лицензионных условий в части исполнения членами летного экипажа воздушного судна законов, правил, и процедур, касающихся исполнения их обязанностей.

     Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении от 13.03.2014 года был составлен неуполномоченным лицом подлежит отклонению по следующим основаниям.

         В соответствии с п. 44 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный транспортный надзор.

     Как следует из положений, установленных в пп. «е» п. 3 и п.п «г» п. 4 "Положения о федеральном государственном транспортном надзоре", утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2013 N 236, начальники отделов, заместители начальников отделов и другие федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

     Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО АК «ИрАэро» составлен государственным инспектором Саха (Якутского) территориального отдела государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К.

     В соответствии с главой 2 раздела 9 Реестра должностей Федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 N 1574, должность государственного инспектора федеральной службы, осуществляющей государственный контроль или надзор, относится к старшей группе должностей, категории «специалисты».

     Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен правомочным лицом, вывод судьи о том, что указанный протокол признается допустимым доказательством является правильным и обоснованным.

     Несоблюдение авиаперевозчиком ЗАО АК "ИрАэро" указанных выше правил перевозок воздушным транспортом пассажиров обоснованно расценены мировым судьей как нарушение лицензионных требований к осуществлению воздушных пассажирский перевозок, в связи с чем действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

     При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельств* совершения административного правонарушения.

     Выводы о виновности ЗАО АК "ИрАэро" сделаны на основания всестороннего, полного и объективного исследования собранных по дел) доказательств, которые были оценены мировым судьей в совокупности на предмет достоверности, достаточно и допустимости, в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ.

     При рассмотрении жалобы генерального директора ЗАО АК "ИрАэро” Л. на постановление мирового судьи от 10.04.2014 г. дело проверено судьей Якутского городского суда в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст, 30.6 КоАП РФ. В решении судьи приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ЗАО АК "ИрАэро" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ

     На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 ПОСТАНОВИЛ:

 В удовлетворении жалобы ФИО1 - отказать.

 Постановление мирового судьи по судебному участку № 45 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2014 года, решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 04 июня 2014 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Закрытого акционерного общества Авиакомпания «ИрАэро», - оставить без изменения.

                Председатель Верховного

     Суда Республики Саха (Якутия)                                                               Л.Т. Горева