Мировой судья – А.А. Страдымова дело № 4а-578/2017
Федеральный судья – Ю.В. Абикова
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
08 сентября 2017 года город Южно-Сахалинск
Заместитель председателя Сахалинского областного суда Усольцева И.В., рассмотрев жалобу защитника должностного лица – заместителя директора обособленного предприятия «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» Публичного акционерного общества «Сахалинэнерго» ФИО1 – Т.Ю.К. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 25 городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 04 апреля 2017 года и решение Южно-Сахалинского городского суда от 01июня 2017 года по делу о привлечении должностного лица – заместителя директора обособленного предприятия «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» Публичного акционерного общества «Сахалинэнерго» ФИО1 к административной ответственности по статье 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного участка № 25 городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 04 апреля 2017 года должностное лицо – заместитель директора обособленного предприятия «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» Публичного акционерного общества «Сахалинэнерго» (далее – ОП «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» ПАО «Сахалинэнерго») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 01 июня 2017 года названное постановление оставлено без изменения.
07 августа 2017 года на перечисленные вступившие в законную силу судебные акты защитником должностного лица – заместителя директора ОП «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» ПАО «Сахалинэнерго» ФИО1 – Т.Ю.К. подана жалоба, в которой он просит их отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием вины ФИО1 и недоказанностью обстоятельств совершенного правонарушения. Указывает, что судами оставлены без внимания доводы ФИО1 об отсутствии предписания в Правилах о конкретных сроках выполнения работ для обеспечения безопасности объектов электростанции. Полагает, что выявленные нарушения были допущены в результате ненадлежащего финансирования мероприятий по обеспечению безопасности электростанции, которое осуществляется за счет собственных средств предприятия, в связи с чем, ФИО1 не может повлиять на указанные статьи расходов либо увеличить объем инвестиций для реализации работ по антитеррористической защищенности. Обращает внимание на то, что ФИО1 не является субъектом правонарушения, так как не относится к должностным лицам, полномочным выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Обязанность заниматься обеспечение безопасностью и антитеррористической защищенностью электростанции внесена в должностную инструкцию ФИО1 лишь в 2016 году.
Дело истребовано из судебного участка № 25 городского округа «Город Южно-Сахалинск» и поступило в Сахалинский областной суд 10 августа 2017 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что ОП Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» ПАО «Сахалинэнерго», заместителем директора которого является ФИО1, относится к субъектам топливно-энергетического комплекса, под которым в силу статьи 2 Закона № 256-ФЗ понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно части 3 статьи 12 Закона № 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Из статьи 16 Закона № 256-ФЗ следует, что финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса за счет иных источников средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 3 статьи 7 Закона N 256-ФЗ предусматривает, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 458 (далее – Правила).
В период с 01 по 14 февраля 2017 года в ходе проведения плановой документарно-выездной проверки отделом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Сахалинской области объектов топливно-энергетического комплекса выявлено невыполнение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности категорированных объектов топливно-энергетического комплекса ПАО "Сахалинэнерго" на ОП «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1»:
- в нарушение пунктов 59, 70 Правил протяженность периметра территории объекта составляет 3761 м, основное заграждение выполнено из железобетонных секций размером 4,0 х 2,2 м, толщиной от 70 до 100 мм, верхнее дополнительное ограждение диаметром 0,6 м, дополнительное нижнее противоподкопное ограждение выполнено из сварной панели, ячейкой 50 х 200, диаметр прутка 5 мм с заглублением в грунт 0,5 м;
- в нарушение пунктов 61, 66 Правил коммуникации (технологические трубы) и сооружения (примыкающие контейнеры сторонней организации, лестница, ведущая на крышу металлического склада), расположенные с северной стороны основного ограждения объекта, а также высота дополнительного ограждения на данном участке не исключают проникновения нарушителя на охраняемую территорию;
- в нарушение пункта 99 Правил конструкция и материал наблюдательных вышек не обеспечивает контролера (постового) от поражения стрелковым оружием, наблюдательные вышки не оборудованы телевизионным наблюдением;
- в нарушение пункта 177 Правил на объекте критические элементы не оборудованы системой охранной сигнализации;
- в нарушение пунктов 186, 199 Правил не организована система сбора и обработки информации, на объекте отсутствует пункт централизованной охраны;
- в нарушение пунктов 116, 137, 139 Правил перед досмотровой площадкой на контрольно-пропускном пункте № 1 отсутствует дорожный знак «Контроль», досмотровая площадке не оборудована эстакадой, колесоотбоями, снаружи у двери не установлена телекамера для наблюдения за подступами двери;
- в нарушение пунктов 131, 139 Правил на контрольно-пропускном пункте № 2 не оборудована досмотровая площадка, не установлена телекамера снаружи двери для наблюдения за доступами к двери;
- в нарушение пунктов 131, 137, 139, 151, 152, 155 Правил на контрольно-пропускном пункте № 3 ворота для железнодорожного транспорта не исправны и постоянно находятся в открытом состоянии, досмотровая площадка не оборудована устройством принудительной остановки и спаренными башмаками, для досмотра железнодорожного и автомобильного транспорта не оборудованы досмотровые площадки, перед досмотровой площадкой отсутствует дорожный знак «Контроль»;
- в нарушение пунктов 131, 137, 139 Правил на контрольно-пропускном пункте № 4 не оборудована досмотровая площадка, перед досмотровой площадкой отсутствует дорожный знак «Контроль»;
- в нарушение пункта 232 Правил охранная телевизионная система отсутствует;
- в нарушение пунктов 113, 253, 255256 Правил основное охранное освещение периметра не обеспечивает необходимого освещения, восточная сторона основного ограждения освещена частично, отсутствует дополнительное охранное освещение, сеть охранного освещения не разделена на самостоятельные участки, включение сети охранного освещения выведено в разные точки объекта, щиты не оборудованы охранной сигнализацией и находятся в свободном доступе.
Данному объекту присвоена средняя категория опасности.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора ОП «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» ПАО «Сахалинэнерго» ФИО1
Вина ФИО1 в совершении данного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3), объяснением ФИО1 (л.д. 4), должностной инструкцией заместителя директора ОП «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» ПАО «Сахалинэнерго» (л.д. 10-14), приказом (распоряжением) о приеме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), результатами проведенной плановой документарно-выездной проверки (л.д. 16-35).
Деяние заместителя директора ОП «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» ПАО «Сахалинэнерго» ФИО1 правильно квалифицировано по статье 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы в жалобе о том, что отсутствие в Правилах сроков выполнения необходимых комплексов работ исключает привлечение должностного лица к административной ответственности, основаны на неверном толковании норм административного права, в связи с чем, отмены принятых по делу судебных постановлений не влекут.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Судами обеих инстанций правильно установлено, что заместитель директора ОП «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» ПАО «Сахалинэнерго» ФИО1 является должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными полномочиями или административно-хозяйственными функциями, в связи с чем, обязан соблюдать действующее законодательство, а также контролировать исполнение действующего законодательства со стороны подчиненных ему лиц. Однако материалы дела не содержат каких-либо сведений о принятии ФИО1 все зависящих от него мер для соблюдения требований антитеррористической защищенности топливно-энергетического объекта.
Таким образом, заместитель директора ОП «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» ПАО «Сахалинэнерго» ФИО1, будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, возложенные на него пунктами 2.7, 2.8, 2.9 и 2.10 должностной инструкции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что ненадлежащее исполнение ФИО1 обязательств по соблюдению требований антитеррористической защищенности топливно-энергетического объекта оказалось невозможным вследствие недостаточного финансирования, был предметом исследования мирового судьи и судьи районного суда, получил надлежащую правовую оценку, с которой оснований не согласиться не нахожу.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности должностного лица в инкриминируемом правонарушении, в жалобе не приведено, процессуальных нарушений не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, наказание должностному лицу назначено в пределах санкции статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией, с учетом характера совершенного административного правонарушения, принципов соразмерности и справедливости, соответствия наказания содеянному.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Сахалинского областного суда
п о с т а н о в и л а:
постановление мирового судьи судебного участка № 25 городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 04 апреля 2017 года и решение Южно-Сахалинского городского суда от 01 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заместителя директора ОП «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» ПАО «Сахалинэнерго» ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – Т.Ю.К. - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Заместитель председателя
Сахалинского областного суда И.В. Усольцева