ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-585 от 25.09.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

№ 4а-585

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 сентября 2017 года г. Ижевск

Заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу акционерного общества «Ижавиа» на вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Завьяловского района Удмуртской Республики от 17 апреля 2017 года и решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 3 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Ижавиа»,

у с т а н о в и л:

постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Завьяловского района Удмуртской Республики от 17 апреля 2017 года АО «Ижавиа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Решением судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 3 июля 2017 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, заявитель выражает несогласие с названными судебными актами, полагая их незаконными. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения.

В возражениях на жалобу и.о. Удмуртского транспортного прокурора К. С.В. просит состоявшиеся судебные постановления оставить без изменения, жалобу АО «Ижавиа» – без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 457 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно подпунктам «б» и «в» пункта 4 данного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются, в частности:

- наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров;

- соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.102 Воздушного Кодекса РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами; перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок; эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей; правила воздушных перевозок почты должны быть согласованы с уполномоченным органом в области почтовой связи.

Согласно пункту 72 Правил воздушных перевозок регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов; чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.

Таким образом, нарушение авиаперевозчиком лицензионных требований и условий осуществления деятельности, связанной с перевозками пассажиров воздушным транспортом, выразившееся в невыполнении положений действующего законодательства о необходимости резервирования достаточного количества воздушных судов, послужившее причиной задержки рейсов, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Согласно материалам дела АО «Ижавиа», осуществляющее предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой воздушным транспортом пассажиров на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральным агентством воздушного транспорта, допустило задержку отправления на срок более двух часов (по причине позднего прибытия в аэропорт вылета воздушных судов из предыдущих рейсов) следующих авиарейсов:

- 18.01.2017 (аэропорт Бованенково) рейс <данные изъяты> (задержка на 47 часов 17 минут);

- 18.01.2017 (аэропорт Бованенково) рейс <данные изъяты> (задержка на 52 часа 41 минуту);

- 19.01.2017 (аэропорт Красноярск) <данные изъяты> (задержка на 20 часов 17 минут);

- 19.01.2017 (аэропорт Талакан) <данные изъяты> (задержка на 21 час 30 минут);

- 20.01.2017 (аэропорт Бованенково) <данные изъяты> (задержка на 2 часа 30 минут);

- 26.01.2017 (аэропорт Бованенково) <данные изъяты> (задержка на 71 час 03 минуты);

- 26.01.2017 (аэропорт Бованенково) <данные изъяты> (задержка на 71 час 44 минуты).

Привлекая АО «Ижавиа» к административной ответственности, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что задержка рейсов в связи с поздним прибытием воздушного судна не устраняет обязанность АО «Ижавиа», как обладателя лицензии, иметь воздушные суда на праве собственности или ином законном основании в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок пассажиров в соответствии с формируемыми расписанием регулярных воздушных перевозок пассажиров и программой выполнения нерегулярных воздушных перевозок (чартерные рейсы) пассажиров. АО «Ижавиа» не были приняты все зависящие от них меры по соблюдению лицензионных требований, возложенных на АО «Ижавиа» в связи с осуществлением деятельности но перевозке пассажиров воздушным транспортом.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Ижавиа» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, судами первой и второй инстанций не учтено следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении защитником общества последовательно приводились доводы о том, что резервное воздушное судно из аэропорта базирования не было направлено, т.к. причиной задержки авиарейсов явились неблагоприятные метеорологические условия; вины АО «Ижавиа» в указанном правонарушении не имеется.

Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение материалами дела, в том числе копиями радиограмм (л.д.<данные изъяты>).

Однако, как видно из судебных решений, оценка данным доводам представителя юридического лица не дана, своего опровержения они не получили.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу о том, что вина АО «Ижавиа» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, представленными материалами дела не доказана.

В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Завьяловского района Удмуртской Республики от 17 апреля 2017 года и решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 3 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Ижавиа», подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные акты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Завьяловского района Удмуртской Республики от 17 апреля 2017 года и решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 3 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Ижавиа», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель Председателя Верховного Суда

Удмуртской Республики А.В. Емельянов