ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-585/18 от 05.06.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

4а – 585/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Самара 05 июня 2018 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Белых В.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 81 судебного района г. Сызрани Самарской области от 11.12.2017 и решение Сызранского городского суда Самарской области от 22.01.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

11.08.2017 прокурором г. Сызрани Самарской области в отношении должностного лица – заместителя генерального директора по управлению персоналом Акционерного общества «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» (далее АО «СНПЗ») Белых В.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ за привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора государственного служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Постановлением мирового судьи судебного участка №81 судебного района г. Сызрань Самарской области от 11.12.2017 должностное лицо – заместитель генерального директора по управлению персоналом АО «СНПЗ» Белых В.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением Сызранского городского суда Самарской области от 22.01.2018 постановление мирового судьи от 11.12.2017 оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Белых В.В. указывает на невиновность в данном правонарушении, ссылаясь на отсутствие возможности для выполнения, возложенных обязанностей по направлению уведомления о приеме на работу бывшему работодателю государственного служащего Серовой Ю.В., с которой 09.03.2017 был заключен трудовой договор, поскольку на рабочем месте он находился 06.03.2017, 07.03.2017, 09.03.2017 и 10.03.2017, а в остальные дни находился в командировке, а также отсутствовал на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью, просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с ч.4 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предусмотренной частью 4 статьи 12 названного закона обязанности работодателя корреспондирует закрепленная в части 2 этой статьи обязанность гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 данной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

В соответствии с ч. 5 ст. 12 указанного закона, неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, либо бывшего государственного служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что прокуратурой г. Сызрани Самарской области 11.08.2017 во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 №454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» проведена проверка АО «СНПЗ» по адресу: г. Сызрань, ул. Астраханская, 1, в ходе которой установлено, что 09.03.2017 ФИО2, уволенная 07.02.2017 из администрации г.о. Сызрани Самарской области, где занимала должность ведущего специалиста отдела экологии и природопользования администрации г.о. Сызрань, включенную в Перечень должностей муниципальной службы в администрации г.о. Сызрань, утвержденный постановлением администрации г.о. Сызрань от 12.12.2014 №4230, принята на работу в АО «СНПЗ» на должность инженера по охране окружающей среды (экологом) в отдел охраны окружающей среды АО «СНПЗ», и в нарушение требований ч.4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Белых В.В., являясь заместителем генерального директора по управлению персоналом АО «СНПЗ», не направил в предусмотренный законом 10- дневный срок в администрацию г.о. Сызрани Самарской области уведомление о приеме на работу ФИО2, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ.

В подтверждение, что должностным лицом - заместителем генерального директора по управлению персоналом АО «СНПЗ» Белых В.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.19.29 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: решение о проведение проверки от 29.06.2017 №365 и.о. заместителя прокурора г.о. Сызрани в отношении АО «СНПЗ» (т.1 л.д.10); распоряжение о прекращении (расторжении) трудового договора с работником №72-к от 06.02.2017 в отношении ФИО2 (т.1 л.д.23); должностная инструкция ведущего специалиста отдела экологии и природопользования администрации г.о. Сызрань (т.1 л.д.24-36); трудовая книжка ФИО2 (т.1 л.д.46-49); приказ о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГФИО2 на должность инженера по охране окружающей среды (экологом) в отдел охраны окружающей среды АО «СНПЗ», подписанный заместителем генерального директора по управлению персоналом АО «СНПЗ» Белых В.В. (т.1 л.д.50); трудовой договор №212 от 09.03.2017, заключенный между АО «СНПЗ» и ФИО2 (т.1 л.д. 51-56); сообщение работодателю по последнему месту службы о заключении трудового договора от 10.05.2017 № 09/239, направленное заместителем генерального директора по персоналу и социальным программам АО «СНПЗ» ФИО3 и полученное администрацией г.о. Сызрань 15.05.2017 (т.1 л.д.57-58); должностная инструкции П2-03ДИ-ОЭБ-03ЮЛ-039 инженера по охране окружающей среды отдела экологической безопасности от 10.09.2010 (т.1 л.д.60-64); приказ(распоряжение) №154к от 20.01.2014 года о приеме на работу Белых В.В. на должность заместителя директора по управлению персоналом АО «СНПЗ» (т.1 л.д.65); табель учета рабочего времени заместителя генерального директора по управлению персоналом АО «СНПЗ» Белых В.В. (л.д.73-76); приказ (распоряжение) №1911к от 29.03.2017 о прекращении трудового договора с Белых В.В. с 03.04.2017 (т.1 л.д.77); доверенность №1 от 09.01.2017, выданная генеральным директором АО «СНПЗ», которая уполномочивает Белых В.В. от имени Общества на заключение трудовых договоров, дополнительных соглашений к трудовым договорам, …. (т.1 л.д.129-131); должностная инструкция П2-03ДИ-РЗ-04-ЮЛ-039 от 01.12.2015 заместителя генерального директора по управлению персоналом АО «СНПЗ» (т.1 л.д.132-138); правила внутреннего трудового распорядка АО «СНПЗ» (т.2 л.д.10-60), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности должностного лица - заместителя генерального директора по управлению персоналом АО «СНПЗ» Белых В.В. в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Доводы надзорной жалобы Белых В.В. о невиновности в совершении правонарушения, являются несостоятельными.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ - под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно должностной инструкции П2-03ДИ-РЗ-04-ЮЛ-039 от 01.12.2015 заместителя генерального директора по управлению персоналом АО «СНПЗ» в должностные обязанности входят: возглавлять работу по формированию кадровой политики Общества, контролировать соблюдение норм трудового законодательства в работе с персоналом, давать руководителям структурных подразделений Общества указания по опросам, связанными с выполнением его должностных обязанностей, а также нести ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности (т.1 л.д.132-138).

В соответствии с доверенностью №1 от 09.01.2017, выданной генеральным директором АО «СНПЗ», Белых В.В., как заместитель генерального директора по управлению персоналом АО «СНПЗ», уполномочен от имени Общества заключать трудовые договоры, дополнительные соглашения к трудовым договорам, в том числе все необходимые действия: подавать, получать и подписывать документы, которые необходимы для исполнения и (или) документального оформления.

Белых В.В., являясь заместителем генерального директора по управлению персоналом АО «СНПЗ», на которого возложено осуществление должностных полномочий в соответствии с должностной инструкцией П2-03ДИ-РЗ-04-ЮЛ-039 от 01.12.2015 и доверенностью №1 от 09.01.2017, в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей при отсутствии организации и контроля за действиями непосредственных исполнителей, допустил нарушение 10 дневного срока, установленного ч.4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", для направления уведомления о приеме на работу бывшего муниципального служащего ФИО2 в адрес администрации г.о. Сызрани, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ.

Ссылка в надзорной жалобе Белых В.В. на отсутствие возможности для выполнения, возложенных обязанностей по направлению уведомления о приеме на работу бывшему работодателю государственного служащего ФИО2, поскольку на рабочем месте находился 06.03.2017, 07.03.2017, 09.03.2017 и 10.03.2017, а в остальные дни находился в командировке, а также отсутствовал на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью, не свидетельствует о невиновности Белых В.В. в данном правонарушении, поскольку Белых В.В., находясь на рабочем месте 09.03.2017 и 10.03.2017, что подтверждается табелем учета рабочего времени (т.1 л.д.75), имел возможность осуществить контроль за своевременными направлением уведомления о приеме на работу ФИО2, однако каких-либо поручений и указаний подчиненным ему работникам им не дано.

Учитывая вышеизложенное, Белых В.В. в соответствии с положениями ст.2.4 КоАП РФ обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица - заместителя генерального директора по управлению персоналом АО «СНПЗ» Белых В.В. состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. Нарушений правил правовой оценки доказательств мировым судьей не допущено, оснований для переоценки, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении доказательств и выводов судьи, у суда надзорной инстанции не имеется.

Наказание назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, личности Белых В.В., в пределах санкции ст. 19.29 КоАП РФ.

Законность и обоснованность вынесенного мировым судьей 11.12.2017 постановления о привлечении должностного лица - заместителя генерального директора по управлению персоналом АО «СНПЗ» Белых В.В. к административной ответственности, проверены городским судьей в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 22.01.2018 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление мирового судьи, указаны мотивы, по которым судья городского суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения состоявшихся судебных решений отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 81 судебного района г. Сызрани Самарской области от 11.12.2017 и решение Сызранского городского суда Самарской области от 22.01.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя генерального директора по управлению персоналом АО «СНПЗ» Белых В.В. оставить без изменения, а надзорную жалобу Белых В.В. оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда Шкуров С.И.