ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-587/19 от 16.05.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

мировой судья - Соколова А.Р. 44а-587/2019

судья – Чудинова М.А.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 16 мая 2019 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе ООО «ДорТехИнжиниринг» на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Чусовского судебного района Пермского края от 5 марта 2019 года, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 11 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ДорТехИнжиниринг»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Чусовского судебного района Пермского края от 05.03.2019 ООО «ДорТехИнжиниринг» (далее – общество) признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 201 000 руб. (л.д. 58-62).

Решением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 11.04.2019 постановление мирового судьи судебного участка № 3 Чусовского судебного района Пермского края от 05.03.2019 оставлено без изменения, жалоба ООО «ДорТехИнжиниринг» - без удовлетворения (л.д. 88-92).

В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 17.04.2019, ООО «ДорТехИнжиниринг» просит отменить принятые по делу судебные постановления. В обоснование жалобы защитник общества М. указывает, что ООО «ДорТехИнжиниринг» не нарушало сроки ликвидации зимней скользкости на участке автодороги «Кунгур-Соликамск» 125-135 км. ООО «ДорТехИнжиниринг» выполняет возложенные на него обязанности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, в котором указано, что к зимней скользкости относится уплотненный снег, снежный накат, представляющий собой слой снега, образующийся в результате его уплотнения на дорожном покрытии транспортными средствами, на посадочных площадках, остановках маршрутных средств, на тротуарах - пешеходами или механизированной уборкой. Согласно руководству по борьбе с зимней скользкостью, утвержденному распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 №ОС-548-р, снежный накат может иметь различную толщину от нескольких миллиметров до нескольких десятков миллиметров и плотность от 0,3 до 0,6 г/см?. Коэффициент сцепления шин с поверхностью снежного наката составляет от 0,1 до 0,25. Ни плотность, ни коэффициент сцепления шин с покрытием не определены сотрудником ГИБДД с помощью измерительных сертифицированных средств. Таким образом, по названному дефекту «зимняя скользкость» в протоколе отсутствуют необходимые требуемые измерения и количественные показатели. Следовательно, наличие на автомобильной дороге недостатка, не соответствующего техническим требованиям, предъявляемым к содержанию автомобильных дорог в зимний период, не доказано. В п. 8.1 вышеуказанного ГОСТа установлен срок для устранения данного недостатка. Автомобильная дорога «Кунгур-Соликамск» с 125+000 км по 135+000 км Чусовского района относится к III категории дороги в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации», то есть срок устранения зимней скользкости не более 5-ти часов с момента ее обнаружения. ООО «ДорТехИнжиниринг» привлечено к административной ответственности за непринятие в установленные нормативные сроки мер по ликвидации указанного недостатка автомобильной дороги, однако такой вывод мог быть сделан только в том случае, если по истечении указанного периода времени, обнаруженные недостатки обществом не были устранены. Информация о погодных условиях, предшествующих и сопутствующих проведению проверки состояния автомобильной дороги, в протоколе об административном правонарушении не указана. Согласно справке, имеющейся в материалах дела, 14.01.2019 на протяжении всего дня выпадали осадки в виде снега. Таким образом, в результате проверки 14.01.2019 в 21 час. 10 мин. выявлен новый недостаток, образовавшийся в результате снегопада. Положения таблиц, пунктов 7.1 ГОСТ 33181-2014 и 8.1 ГОСТ Р50597-2017 предполагают процедуру уведомления ответственных лиц за содержание дорожных объектов о выявленных недостатков и предусматривают сроки устранения недостатков эксплуатационного состояния автомобильных дорог. В качестве отсчета для исчисления нормативного срока устранения выявленных недостатков является время обнаружения (фиксация) зимней скользкости либо время окончания выпадения осадков в виде снега/метели. Доказательств уведомления административным органом ответственных лиц о выявленных недостатках материалы дела об административном правонарушении не содержат. Общество 14.01.2019 осуществляло мероприятия по борьбе с зимней скользкостью на участке автодороги «Кунгур-Соликамск» с 125+000 км по 135+000 км, а именно производило очистку проезжей части, снежного вала, съездов; уширение, очистку проезжей части с последующей обработкой ПГМ, работы по предписаниям, что подтверждается журналом производства работ, сведениями из СР8-навигации, которой оборудована вся спецтехника общества. Незаконное бездействие дорожной организации не доказано. Вышеуказанное свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «ДорТехИнжиниринг» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Определением заместителя председателя Пермского краевого суда от 22.04.2019 жалоба ООО «ДорТехИнжиниринг» принята к рассмотрению, дело об административном правонарушении № 5-91/2019 истребовано 22.04.2019, поступило в Пермский краевой суд 30.04.2019.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, осмотрев видеозапись, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Из ст. 3 вышеуказанного Закона следует, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п.1).

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддерживанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 "О Правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно п. 3.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" момент обнаружения зимней скользкости: дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.

В соответствии с п. 8.1 ГОСТ 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в следующие сроки: рыхлый или талый снег - не более 6 часов, зимняя скользкость - не более 5 часов.

Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 14.01.2019 в период с 08 час. 53 мин. до 09 час. 04 мин. в рамках надзора за дорожным движением государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Чусовской» А. выявлены недостатки зимнего содержания участка автомобильной дороги Кунгур-Соликамск Пермского края 125 км+000 м - 135 км+000 м Чусовского района Пермского края, а именно на проезжей части автодороги образовалась зимняя скользкость (слой снежного наката, слой рыхлого снега на оси проезжей части, стекловидный лёд), проезжая часть не обработана противогололёдными материалами, о чем составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы).

Согласно договору субподряда на выполнение работ по содержанию региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в Пермском крае на 2017 -2022 г.г. от 25.12.2017, заключенного с ООО «***», ООО «ДорТехИнжиниринг» приняло обязательства обеспечивать, в том числе на региональной автомобильной дороге Кунгур-Соликамск 124 км+790 м -147 км+780 м:

- ежедневное надлежащее состояние конструктивных элементов и элементов обустройства дорог и искусственных сооружений;

- постоянное и бесперебойное движение автотранспорта и пешеходов;

- безопасность дорожного движения; сохранность автомобильных дорог;

- наличие, надлежащую фиксацию, контроль состояния и своевременную замену конструктивных элементов и элементов благоустройства дорог иных элементов, расположенных в границах автомобильных дорог, являющихся составной проезжей и/или пешеходной частей дороги;

- использование только качественных материалов, соответствующих требованиям СниП, ГОСТ и других нормативных документов (л.д. 24-31).

Информация о выявленных недостатках участка автомобильной дороги Кунгур-Соликамск Пермского края 125 км+000 м - 135 км+000 м Чусовского района Пермского края инспектором дорожного надзора передана мастеру ООО «ДорТехИнжиниринг» Л. по телефону: ** 14.01.2019 в 09 час. 15 мин.

С 21 час. 10 мин. до 21 час. 20 мин. 14.01.2019 в присутствии двух свидетелей В., К1. инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Чусовской» К2. проведена проверка устранения ООО «ДорТехИнжиниринг» зафиксированных с 08 час. 53 мин. до 09 час. 04 мин. 14.01.2019 недостатков участка автомобильной дороги Кунгур-Соликамск Пермского края 125 км+000 м - 135 км+000 м Чусовского района Пермского края в виде зимней скользкости, по результатам которой установлено, что дорога не расчищена на всю ширину от снега, ограничена видимость горизонтальной разметки, на проезжей части имеется зимняя скользкость в виде слоя рыхлого снега, снежного наката, уплотненного колёсами проезжающих машин, слоя стекловидного льда толщиной от 1-го мм, проезжая часть не обработана противогололёдными материалами, о чем составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (л.д. 11).

Выявленные недостатки дорожного покрытия зафиксированы на видеозапись (л.д. 9).

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «ДорТехИнжиниринг» к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения и виновность общества в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3-7); актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 14.01.2019 (л.д. 8); видеозаписью (л.д. 9); рапортом должностного лица единой дежурной диспетчерской службы Т. (л.д. 10); актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 14.01.2019 (л.д. 11); фотоматериалом (л.д.11 об); объяснением свидетеля В. (л.д. 12); объяснением свидетеля К1. (л.д. 13); ответом Пермского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды-филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Уральское управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 18.01.2019 № 87, из которого следует, что 14.01.2019 с 00 час. 00 мин. до 07 час. 35 мин., с 08 час. 15 мин. до 08 час. 26 мин., с 13 час. 17 мин. по 15 час. 07 мин., с 21 час. 47 мин. до 24 час. 00 мин. в районе автодороги «Кунгур-Соликамск» 125-135 км, Чусовской район, Пермский край, шел ливневый снег (л.д. 20); уведомлением директора ООО «ДорТехИнжиниринг» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 21); отчётом о передачи факса (л.д.22, 23); копией договора субподряда на выполнение работ по содержанию региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в Пермском крае на 2017-2022 г.г. от 25.12.2017 (л.д. 24-27); копией технического задания (л.д. 28); копией дополнительного соглашения от 10.05.2017 к договору № ** от 21.03.2017 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (л.д. 29-31); выпиской из журнала производства работ по содержанию автомобильной дороги «Кунгур-Соликамск» 124+790-175+000 км (л.д. 32-34).

При разрешении данного дела об административном правонарушении и жалобы судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ООО «ДорТехИнжиниринг» и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Довод жалобы о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием к привлечению ООО «ДорТехИнжиниринг» к административной ответственности за совершение вмененного в вину обществу правонарушения, является несостоятельным, поскольку неустранение ООО «ДорТехИнжиниринг» зимней скользкости на участке автомобильной дороги Кунгур-Соликамск Пермского края 125 км+000 м - 135 км+000 м Чусовского района Пермского края в установленный ГОСТ 50597-2017 срок, а именно в течение 5-ти часов после обнаружения инспектором дорожного надзора указанного недостатка, материалами дела не подтверждено.

Вопреки доводам жалобам ООО «ДорТехИнжиниринг» было извещено инспектором дорожного надзора об обнаружении зимней скользкости на участке автомобильной дороги Кунгур-Соликамск Пермского края 125 км+000 м - 135 км+000 м 14.01.2019 в 09 час. 15 мин, о чем оформлена телефонограмма, которая принята мастером ООО «ДорТехИнжиниринг» Л., однако через 5 часов вышеуказанный недостаток обществом не устранен, что подтверждено нетолько повторными результатами осмотра автомобильной дороги инспектором дорожного надзора, но и показаниями свидетеля К1., который указал, что 14.01.2019 в 21 час 00 мин он выехал с работы домой, но на 135 км встал в «пробку» на 2 часа, образовавшуюся из машин, которые не могли осуществлять движение по причине наличия на всем участке автодороги зимней скользкости в виде гололеда и снега, который его покрывал. Снегоуборочная машина прибыла на данный участок автодороги после того, как приехали сотрудники ГИБДД.

Наличие гололеда на 135 км автомобильной дороги Кунгур-Соликамск Пермского края в 20 час.00 мин. 14.01.2019 подтверждены и показаниями свидетеля В., который в объяснении указал, что ему пришлось ехать по обочине в связи с тем, что на дороге был гололёд, и он не мог подняться в гору, а также рапортом должностного лица единой дежурной диспетчерской службы Т. на имя начальника МО МВД «Чусовской», в котором сообщено о том, что 14.01.2019 в 20 час. 27 мин. на развилке автомобильной дороги Гремячинск-Горнозаводск-Чусовой не могут подняться в гору грузовые фуры, легковые машины едут по встречной полосе движения, создавая аварийную ситуацию.

Доказательства устранения 14.01.2019 ООО «ДорТехИнжиниринг» зимней скользкости на участке автомобильной дороги Кунгур-Соликамск Пермского края 125 км+000 м - 135 км+000 м до 15.час. 00 мин отсутствуют.

Выписка из журнала производства работ по содержанию автомобильной дороги «Кунгур-Соликамск» 124+790-175+000 км обратное не подтверждает, поскольку в нем не указано время начала и окончания производства ООО «ДорТехИнжиниринг» 14.01.2019 дорожных работ по устранению зимней скользкости на данном участке дороги (л.д. 33).

Данные из СР8-навигации, установленной на спецтехнике общества, согласно которым два автотранспортных средства марки КАМАЗ г/н ** и г/н ** находились в период с 08 час.00 мин. до 18. час. 00 мин. на 134, 136 км автодороги «Кунгур-Соликамск» 124+790-175+000 км не подтверждают надлежащее исполнение ООО «ДорТехИнжиниринг» обязанности по принятию мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, поскольку на момент проведения проверки должностным лицом установлено, что проезжая часть участка автодороги Кунгур-Соликамск с 125+000 км по 135+000 км не обработана противогололёдными материалами, от стекловидного льда и снега не расчищена.

Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 14.01.2019, составленный инспектором дорожного надзора К2. в 21 час. 10 мин., содержит в себе сведения об участке измерений, наименование дефекта и его местоположение, дату и время проведения измерений, результаты измерений.

Согласно данному акту толщина слоя стекловидного льда на участке автодороги составила от 1 мм.

Таким образом, наличие 14.01.2019 недостатка на автомобильной дороге в виде зимней скользкости инспектором дорожного надзора зафиксировано и подтверждено.

Все виды снежно-ледяных отложений образуют зимнюю скользкость, при которой коэффициент сцепления покрытия не обеспечивает безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, в связи с чем обязанность у инспектора дорожного надзора замерять коэффициент сцепления дорожного покрытия с колесами транспортных средств для предъявления дорожной организации требования об устранении выявленного недостатка отсутствует.

Доводы жалобы аналогичны доводам, приведенным в ходе рассмотрения жалобы на постановление о назначении административного наказания, были предметом рассмотрения, направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.

Административное наказание назначено ООО «ДорТехИнжиниринг» в пределах санкции ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ООО «ДорТехИнжиниринг» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 Чусовского судебного района Пермского края от 5 марта 2019 года, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 11 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ДорТехИнжиниринг» оставить без изменения, жалобу ООО «ДорТехИнжиниринг» - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда подпись