ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-589/19 от 12.08.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

№ 4а-589/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 августа 2019 года г. Симферополь

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Крым Скляров В.Н., рассмотрев в порядке ст. 30.16 КоАП РФ жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Альтфатер Крым» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 94 Ялтинского судебного района (городской округ Ялта) Республики Крым от 25.03.2019 года и решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 16.05.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.25.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Альтфатер Крым»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 94 Ялтинского судебного района (городской округ Ялта) Республики Крым от 25.03.2019 года, ООО «Альтфатер Крым» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.25.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.

Решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 16.05.2019 года постановление мирового судьи судебного участка № 94 Ялтинского судебного района (городской округ Ялта) Республики Крым от 25.03.2019 года оставлено без изменения, а жалоба директора ООО «Альтфатер Крым» ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, принятой в порядке ст. 30.15 КоАП РФ, директора ООО «Альтфатер Крым» ФИО1 просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 94 Ялтинского судебного района (городской округ Ялта) Республики Крым от 25.03.2019 года и решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 16.05.2019 года, с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Требования мотивированы тем, что при рассмотрении дела судами не полностью исследованы фактические обстоятельства дела, сделаны неверные выводы, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и допущены нарушения норм материального права, считает, что дело рассмотрено неполно, необъективно, постановленными при неполном установлении всех обстоятельств по делу, при ненадлежащей оценке доказательств, в связи, с чем принятые по делу судебные решения подлежат отмене.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения указанной жалобы и отмены судебных решений.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Федерального закона № 115-ФЗ юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры го установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Согласно информационному сообщению Росфинмониторинга «О порядке раскрытия юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах» в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в случае, если юридическое лицо не может установить своего бенефициарного владельца и приняло все доступные меры для того, чтобы установить соответствующие сведения относительно него, то такое юридическое лицо, в случае получения запроса уполномоченных органов государственной власти, должно представить информацию о принятых мерах по установлению сведений о своих бенефициарных владельцах. Документами подтверждающими принятие мер, могут являться вышеуказанные запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них.

В силу пункта 6 статьи 6.1 Федерального закона от 07 08.2001 N 115-ФЗ юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Порядок и сроки представления информации и о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ для целей настоящей статьи под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

В силу абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации обязаны в отношении физических лиц установить следующие сведения: фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика, а в случаях, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.12 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, фамилию, имя, а также отчество, серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.

Порядок и сроки представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных пунктом 6 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, по запросам Федеральной налоговой службы (ее территориальных органов) и Федеральной службы по финансовом} мониторингу (ее территориальных органов) установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2017 № 913 "Об утверждении Правил представления юргдическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» по запросам уполномоченных органов власти.

В соответствии с пунктом 4 «Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", по запросам уполномоченных органов государственной власти" (далее- Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 N 913, юридическое лицо представляет сведения о бенефициарных владельцах в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса.

В соответствии со статьей 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Судебными решениями установлено, что согласно протоколу об административном правонарушении № 24-04-15/09 от 11.02.2019 года, составленного в отношении ООО «Альтфатер Крым», расположенного по адресу: <адрес>, ООО «Альтфатер Крым» не исполнило обязанности по установлению, обновлению, хранению и предоставлению информации о своих бенефициарных владельцах, не предпринимало меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу Росфинмониторинга.

Мировым судьей, с выводами которого согласился судья апелляционной инстанции, что в нарушение вышеуказанных положений Закона и Правил, ООО «Альтфатер Крым» запрашиваемую информацию в МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю в установленный пятидневный срок – до 21.12.2018 года не представило, предоставленная информация после установленного срока не является надлежащим исполнением обязанностей, юридическим лицом не приняты обоснованные и допустимые меры по установлению бенефициарного владельца. ООО «Альтфатер Крым» предоставил ответ на запрос МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю 24.12.2018 года, о чем свидетельствует почтовый штемпель на конверте почтового отправления. Предоставленные сведения не являются надлежащим исполнением обязанностей, юридическим лицом не приняты обоснованные и доступные меры по установлению бенефициарного владельца.

Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что данные действия ООО «Альтфатер Крым» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.25.1 КоАП РФ.

Правильность выводов судей о событии административного правонарушения и вине ООО «Альтфатер Крым» в его совершении подтверждается приведенными в судебных решениях доказательствами, необходимость повторного приведения которых в данном постановлении отсутствует.

Приведенные в судебных решениях доказательства получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного порядка и отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении. Доказательства оценены судьями по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех доказательств дела в их совокупности с изложением в судебных решениях мотивов, по которым одни доказательства положены в основу принятых судебных решений, а другие отвергнуты как недостоверные.

Доказательства оценены судом по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех доказательств дела в их совокупности с изложением в судебных решениях мотивов, по которым одни доказательства, которые подтверждают факт допущенного административного правонарушения, положены в основу принятых судебных решений, а другие отвергнуты как недостоверные.

Обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, выяснены всесторонне, полно и объективно.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главами 29 и 30 КоАП РФ, судами соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении были исследованы все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и ООО «Альтфатер Крым» обоснованно признано мировым судьей виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.25.1 КоАП РФ.

Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения опровергаются материалами дела, события, изложенные судом первой инстанции, последовательны и подтверждены совокупностью доказательств. Принцип презумпции невиновности судом первой инстанции не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.

Аналогичные в жалобе доводы были предметом проверки в судах первой и апелляционной инстанций и не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, в связи с чем не ставят под сомнение наличие в действиях ООО «Альтфатер Крым» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.25.1 КоАП РФ.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.

Как усматривается из материалов дела постановление о привлечении ООО «Альтфатер Крым» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.25.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание ООО «Альтфатер Крым» назначено в пределах санкции ст. 14.25.1 КоАП РФ с учетом требований ст.ст.4.1, 4.2 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения соответствующей жалобы выносится постановление об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.16, 30.17, 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 94 Ялтинского судебного района (городской округ Ялта) Республики Крым от 25.03.2019 года и решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 16.05.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.25.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Альтфатер Крым» оставить без изменения, а жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Альтфатер Крым» ФИО1 - без удовлетворения.

Заместитель Председателя суда В.Н. Скляров