ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-597/2016 от 11.07.2016 Свердловского областного суда (Свердловская область)

а-597/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СВЕРДЛОВСКОГО

ОБЛАСТНОГО СУДА

г. Екатеринбург 11 июля 2016 года

Заместитель председателя Свердловского областного суда Т.П. Баландина, рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу судебные решения по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением мирового судьи судебного участка Ачитского судебного района Свердловской области от 21 апреля 2016 года

директору Муниципального казенного

образовательного учреждения Ачитского

городского округа «Каргинская

основная общеобразовательная школа»

(далее – МКОУ АГО «Каргинская ООШ»)

ФИО1

за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Ачитского районного суда Свердловской области от 20 мая 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных решений и прекращении производства по делу. Жалобу мотивирует тем, что положения п. 1, пп. «е» п. 2 ст. 12 Конвенции ООН против коррупции, ч.ч. 1, 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» свидетельствуют об отсутствии обязанности работодателя сообщать в десятидневный срок о заключении трудового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим, если бывший служащий осуществляет свою трудовую деятельность в государственном (муниципальном) органе. Поэтому директор муниципального учреждения не является субъектом правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность работодателя, в том числе, за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции»).

Согласно ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, прокуратурой Ачитского района в рамках проведения проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено, что 24 ноября 2014 года между МКОУ АГО «Каргинская ООШ» в лице директора ФИО1 и Щ. заключен трудовой договор , в соответствии с которым последний принят на должность учителя ОБЖ, о чем издан приказ -К от 24 ноября 2014 года и внесена запись в трудовую книжку.

Согласно записям в трудовой книжке в период с 25 июня 2012 года по 21 ноября 2014 года Щ. замещал должность муниципальной службы главы Каргинского территориального управления Администрации Ачитского городского округа, включенную в Перечень должностей муниципальной службы Ачитского городского округа, замещение которых налагает ограничения, предусмотренные в ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», утвержденный Постановлением Администрации Ачитского городского округа от 23 сентября 2009 года № 935.

По результатам проверки сделан вывод о том, что в нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» директор МКОУ АГО «Каргинская ООШ» ФИО1 не сообщила в Администрацию Ачитского городского округа в десятидневный срок о заключении трудового договора с Щ., замещающим ранее должность муниципальной службы.

25 марта 2016 года постановлением прокурора Ачитского района Свердловской области в отношении директора МКОУ АГО «Каргинская ООШ» ФИО1 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения мировым судьей директора МКОУ АГО «Каргинская ООШ» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, с выводами которого при пересмотре согласился судья районного суда.

Вместе с тем судебными инстанциями не было принято во внимание, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в ст. Федерального закона о противодействии коррупции, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).

Так, п. 1 ст. 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.

Согласно подп. «е» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Таким образом, из анализа п. 1, подп. «е» п. 2 ст. 12 Конвенции против коррупции, частей 2, 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

Исходя из системного анализа положений ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казенное учреждение является государственным (муниципальным) учреждением, созданным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии с положениями Устава муниципальное казенное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Каргинская основная общеобразовательная школа» является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

Учредителем учреждения является Администрация Ачитского городского округа, к исключительной компетенции которой относится определение цели и основных видов деятельности учреждения (п. 5.3). Целью деятельности учреждения является предоставление начального общего, основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (п. 2.3).

Существующие обстоятельства, что данное муниципальное казенное учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, его деятельность связана с предоставлением муниципальных услуг, позволяет сделать вывод о том, что исполнение должностных обязанностей учителя ОБЖ Щ. не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой им должностью на муниципальной службе.

Следовательно, вывод о том, что совершенное директором МКОУ АГО «Каргинская ООШ» ФИО1 деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является обоснованным.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи и вынесенное по жалобе решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 30.13, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя областного суда

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка Ачитского судебного района Свердловской области от 21 апреля 2016 года и решение судьи Ачитского районного суда Свердловской области от 20 мая 2016 года в отношении директора МКОУ АГО «Каргинская ООШ» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель председателя

областного суда Т.П. Баландина