ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-597/2017 от 19.07.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Мировой судья Пустовая С.Ю.

Судья Усов А.С.

Дело № 4а-597/2017

Новосибирский областной суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 июля 2017 г. г. Новосибирск

Председатель Новосибирского областного суда Шатовкина Р.В., рассмотрев жалобу конкурсного управляющего ООО «ПК «Красный Яр»» Владимирова И.В. на постановление и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области - мирового судьи 1-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области от 14 марта 2017 г., решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 05 мая 2017 г., вынесенных по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л а:

постановлением и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области - мирового судьи 1-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области от 14 марта 2017 г., оставленным без изменения решением судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 05 мая 2017 г., ООО «ПК «Красный Яр»» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренным ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем общество подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе ООО «ПК «Красный Яр»», поданной в Новосибирский областной суд в порядке ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена просьба об отмене постановленных в отношении общества судебных актов.

Изучив доводы жалобы, и проверив в соответствии с положениями ст. 30.16 КоАП РФ административное дело в полном объеме, прихожу к следующему.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ ("О бухгалтерском учете" обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

В силу п. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.

Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, предусмотрена ст. 19.7 КоАП РФ.

Как установлено судебными инстанциями по данным бухгалтерской (финансовой) отчётности на конец 2014 года объём выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполненных работ, оказания услуг) ООО «ПК «Красный Яр» за 2014 год составил 433,0 млн. рублей, сумма активов составила 517 млн. рублей. Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.

С учетом изложенного, суды пришли к выводу, что отчетность ООО «ПК «Красный Яр»» за 2015 год в силу названных выше положений Закона об аудиторской деятельности подлежала обязательному аудиту и предоставлению в месте с аудиторским заключением в Новосибирскстат в срок до 31 декабря 2016 г.

Поскольку указанная обязанность обществом исполнена не была, бездействие ООО «ПК «Красный Яр»» квалифицировано в соответствии с положениями ст. 19.7 КоАП РФ.

Выводы судебных инстанций являются законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела. В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы о ненадлежащем извещении конкурсного управляющего о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении подлежат отклонению, как не основанные на законе.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.2, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Между тем, ч. 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

В силу части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц на момент составления протокола об административном правонарушении, адрес места нахождения ООО «ПК «Красный Яр»»: Новосибирская область, Новосибирский район, поселок Красный Яр, законным представителем общества является конкурсный управляющий Владимиров И.В.

Вся корреспонденция юридическому лицу подлежит направлению по месту его нахождения.

Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «ПК «Красный Яр»» составлен должностным лицом 31 января 2017 г. в отсутствие его законного представителя.

Однако из материалов дела усматривается, что 25 января 2017 г. должностным лицом в адрес общества посредством системы специализированного электронного информационного обмена (ООО «ПК «Красный Яр»» является участником указанной системы) направлено извещение, содержащее сведения о времени и месте составления протокола. Указанное извещение, получено обществом в тот же день, т.е. 25 января 2017 г.

Таким образом, протокол об административном правонарушении законно и обоснованно составлен в отсутствие законного представителя юридического лица.

Доводы жалобы с указанием на то, что решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09 февраля 2016 г. в отношении общества открыто конкурсное производство, равно как и доводы об отсутствии у конкурсного управляющего обязанности по проведению аудита бухгалтерской (финансовой отчетности) не влияют на законность и обоснованность постановленных судебных актов.

В силу положений пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве, части 2 статьи 7, части 1 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", подпункта 5 пункта 1 статьи 23, статей 24 и 27 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанности по ведению и сдаче бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности должника возлагаются на конкурсного управляющего.

При этом нормы Закона об аудиторской деятельности не содержат какого-либо исключения для лиц, находящихся в процедуре банкротства.

Неисполнение же конкурсным управляющим, как единственным исполнительным органом юридического лица должника, публично правовой обязанности по проведению аудита и предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчетности должника является основанием для привлечения общества к административной ответственности в соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что также следует из письма Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ "Об административной ответственности за непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения".

В целом доводы жалобы основаны на ошибочном понимании и толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения постановленных в отношении общества судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области - мирового судьи 1-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области от 14 марта 2017 г., решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 05 мая 2017 г., вынесенные в отношении ООО «ПК «Красный Яр»» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу конкурсного управляющего ООО «ПК «Красный Яр»» Владимирова И.В. – без удовлетворения.

Председатель

Новосибирского областного суда Р.В. Шатовкина