№ 4а-600/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Заместитель председателя Оренбургского областного суда КужабаевМ.Д., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 13 Промышленного района г. Оренбурга от 22 марта 2019 года и решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 23 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Государственного казенного учреждения «***» ФИО1,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 13 Промышленного района г. Оренбурга от 22 марта 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 23 мая 2019 года, начальник Государственного казенного учреждения «***» (далее – ГКУ «***», учреждение) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет ответственность по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно материалам дела, 12 декабря 2018 года заместителем начальника службы - начальником дежурной смены СПТ и ПАСР ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Оренбургской области» проведена проверка организации несения гарнизонной и караульной служб в ПЧ-1 по охране села имени 9 Января ГКУ «***».
В ходе проверки было установлено, что 10 декабря 2018 года личный состав ПЧ-1 по охране села имени 9 Января ГКУ «***» осуществлял тушение пожара, произошедшего в 21:39 час по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, п. Южный Урал, ул. ***, д. № (объект пожара – гараж), в отсутствии лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах, что является нарушением п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника ГКУ «***» ФИО1 постановлением мирового судьи к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
С выводами мирового судьи согласился судья районного суда.
Между тем выводы судебных инстанций не учитывают следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1, 3 и 4 ст. 28.6 настоящего Кодекса.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 названного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28.3 названного Кодекса).
Частью 3 ст. 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.20 данного Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего органа.
При этом перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 названной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 21 января 2019 года в отношении директора ГКУ «***» ФИО1 составлен старшим инженером (по лицензированию) управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Оренбургской области.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 апреля 2012 года № 176 утвержден Перечень должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в котором должность старшего инженера (по лицензированию) управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Оренбургской области отсутствует.
Из материалов дела также невозможно установить наделено ли указанное должностное лицо полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. При рассмотрении дела в суде не было истребовано Положение об управлении организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ в целях определения объема полномочий, которыми орган наделен при осуществлении проверок деятельности подразделений МЧС субъекта и подразделений ФПС МЧС субъекта.
Данное обстоятельство оставлено без внимания и правовой оценки судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Допущенное судьей районного суда нарушение процессуальных требований носит существенный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга нельзя признать законным и обоснованным, данный судебный акт подлежит отмене, а дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Промышленный районный суд г. Оренбурга.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности, дать оценку всем приведенным выше и иным заявленным сторонами доводам, и правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
жалобу ФИО1 удовлетворить частично.
Решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 23 мая 2019 года, вынесенное в отношении начальника ГКУ «***» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Промышленный районный суд г. Оренбурга.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда ФИО2