Дело № 4а-600/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 ноября 2015 года г. Томск
Исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев жалобу защитника Тимофеева А.В. в интересах открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании (далее - ОАО «Томскнефть» ВНК или Общество) на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ по государственному контролю за геологическим изучением, рациональным исследованием и охраной недр в Томской области от 11.03.2015, решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 16.06.2015, решение судьи Томского областного суда от 27.08.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Томскнефть» ВНК,
УСТАНОВИЛ
постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ по Томской области по государственному контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области от 11.03.2015 ОАО «Томскнефть» ВНК признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, производство по делу в части совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
Решением судьи Каргасокского районного суда Томской области от 16.06.2015 указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Томского областного суда от 27.08.2015 вынесенные по делу решения оставлены без изменения.
Не согласившись с вышеуказанными постановлением административного органа и решениями судей, защитник ОАО «Томскнефть» ВНК Тимофеев А.В. обратился с жалобой, в которой просит отменить решения и постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении. Не оспаривая виновность Общества в совершении вмененного ему правонарушения, полагает, что имеются достаточные основания для признания данного правонарушения малозначительным.
В обоснование жалобы защитник ссылается на то, что по итогам года с территории /__/ месторождения Обществом было добыто /__/ куб.м попутного нефтяного газа, использовано /__/ куб.м, сожжено /__/ куб.м. Действующим проектным документом на разработку данного месторождения предусмотрено, что в 2014 году Общество должно было добыть /__/ куб.м попутного нефтяного газа, использовать /__/ куб.м (80 % от всего объема добытого газа). Соответственно, неиспользованный объем попутного нефтяного газа, а именно /__/ куб.м, мог быть нерационально использован Обществом на данном месторождении, в том числе и сожжен. Однако Общество сожгло всего /__/ куб.м, что в пятнадцать с половиной раз меньше, чем это предусмотрено проектным документом. Обращает внимание суда на то, что сжигание газа носило разовый характер, поскольку добыча нефти и извлекаемого вместе с ней попутного нефтяного газа осуществлялась Обществом на данном месторождении не на протяжении всего 2014 года, а только в период с 02 марта 2014 года по 15 марта 2014 года. Защитник также ссылается на то, что /__/ месторождение инфраструктурно связано с /__/ месторождением, поскольку /__/ месторождение находится в начальной стадии разработки, на нем эксплуатируется только одна скважина, поэтому на указанном месторождении были построены только нефтесборные трубопроводы, которые транспортируют добываемую скважинную продукцию с указанного месторождения до Установки по подготовке нефти /__/ месторождения, где уже производятся мероприятия по разделению скважиной продукции отдельно на нефть, воду и газ. Указывает, что /__/ месторождение, по сути, является одной из кустовых площадок (скважин) /__/ месторождения. На данном месторождении отсутствуют какие-либо производственные объекты, способные сепарировать (отделять) попутный нефтяной газ от нефтесодержащей жидкости. То есть добываемая из расположенных на данном месторождении нефтесодержащая жидкость (смесь газа, нефти, воды, механических примесей) идет по закрытой системе трубопроводов сразу на /__/ месторождение, на котором после отделения попутного нефтяного газа осуществляется его утилизация или вынужденное сжигание. Соответственно, сжигание попутного нефтяного газа на /__/ месторождении не производится. Обращает внимание на то, что указанные обстоятельства были установлены и административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении и послужили основанием для снижения предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.10 КоАП РФ минимального размера административного штрафа ниже низшего предела. Однако ОАО «Томскнефть» ВНК, основываясь на приведенных выше пояснениях и разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, считает, что данное правонарушение должно быть признано малозначительным.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу постановление и решения судей в отношении ОАО «Томскнефть» ВНК подлежащими оставлению без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36); каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Правоотношения в области недропользования регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах»).
Согласно ст. 35 Закона РФ «О недрах» основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Пунктами 1, 2, 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, запрещены законодательством Российской Федерации.
Названные действия в силу положений части 1 ст. 8.10 КоАП РФ признаются административным правонарушением, за совершение которых предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природопользователь при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств обязан предусматривать эффективные меры сбора нефтяного (попутного) газа.
В силу пункта 7.5 ГОСТ Р 53713-2009 «Национальный стандарт. Месторождения нефтяные и газонефтяные. Правила разработки», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 1166-ст, система использования попутного газа, включая объекты утилизации газа, должна обеспечивать уровень его использования не менее 95%.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ОАО «Томскнефть» ВНК является владельцем лицензии /__/ на право пользования недрами. Срок окончания действия лицензии – 16 сентября 2021 года.
В соответствии с пунктом 1.1 дополнения № 1 к лицензии /__/ Комитетом по геологии и использованию недр Томской области и Администрацией Томской области ОАО «Томскнефть» ВНК предоставлено право пользования недрами /__/ лицензионного участка для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья, а также размещения промышленных стоков.
Согласно пункту 3.5 дополнения № 1 к лицензии /__/ ОАО «Томскнефть» ВНК должно обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке проектных документов по геологическому изучению недр, разведке месторождения и добыче углеводородного сырья, в том числе в части уровней добычи углеводородов и выхода на максимальную проектную мощность. При этом объем утилизации попутного газа определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения, но нижний предельный уровень его утилизации должен составлять не ниже 95 %.
Норматив вовлечения в хозяйственный оборот ПНГ закреплен законодательно, установлен проектным документом и является обязательным для недропользователя. Несоблюдение этого норматива признается нерациональным использованием недр, ведущим к потерям при добыче полезных ископаемых, что охватывается объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Действующим проектным документом на разработку /__/ нефтяного месторождения является: «Технологическая схема опытно-промышленной разработки /__/ нефтяного месторождения» (протокол ЦКР Роснедра № 32-13 от 12 ноября 2013 года).
В соответствии с указанным проектным документом в 2014 году уровень использования растворенного газа на данном месторождении установлен в размере не менее 80%.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в 2014 году фактический уровень утилизации (полезного использования) на /__/ нефтяном месторождении Обществом попутного нефтяного газа составил 0 %. Общий объем неиспользованного попутного нефтяного газа, сожженного на факелах, превысил /__/ куб.м. Тем самым ОАО «Томскнефть» ВНК допущена сверхнормативная потеря добытого ПНГ, свидетельствующая о нерациональном использовании недр при их разработке.
Виновность ОАО «Томскнефть» ВНК в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: лицензией на право пользования недрами /__/; Технологической схемой опытно-промышленной разработки /__/ нефтяного месторождения» (протокол ЦКР Роснедра № 32-13 от 12 ноября 2013 года); постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении Томского межрайонного природоохранного прокурора; письменными объяснениями заместителя начальника отдела геологии и лицензирования Центрсибнедра по Томской области В. от 25 февраля 2015 года; письмом ОАО «Томскнефть» ВНК № 11/1-0318 от 19.02.2015 с приложением.
Данные доказательства оценены должностным лицом, судьей районного суда и судьей Томского областного суда в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ в их совокупности, являются допустимыми, достоверными и объективно ничем не опровергнуты.
Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
По существу в жалобе защитника ОАО «Томскнефть» ВНК не содержится каких-либо новых данных, не учтенных ранее судебными инстанциями.
Между тем обстоятельства, на основании которых судьи основывали свои выводы, приведенные в судебных решениях, доказательства и их оценка являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности ОАО «Томскнефть» ВНК в совершении вмененного административного правонарушения, а поэтому доводы жалобы не могут служить основанием к отмене вынесенных по делу решений, а также постановления по мотивам невиновности юридического лица.
Согласно законодательству ОАО «Томскнефть» ВНК является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли. Преследуя названную цель, юридическое лицо выбирает, исходя из имеющихся у него кадровых, имущественных, финансовых и иных ресурсов, наиболее оптимальные с экономической точки зрения способы ее достижения. Законодательство, в том числе Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничивает выбор способов достижения хозяйствующим субъектом цели извлечения прибыли рамками правового поля, возлагая на юридическое лицо ряд обязанностей, невыполнение которых влечет установленную законом ответственность, в том числе административную.
Осуществляя регулирование деятельности юридических лиц, законодатель предусмотрел в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ условия признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения: наличие обязанности по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, наличие возможности для ее исполнения, непринятие юридическим лицом всех мер, находящихся в сфере его контроля, для исполнения обязанности.
Приведенная правовая конструкция вины юридического лица предполагает, что хозяйствующий субъект, действуя в собственных интересах, имеет возможность самостоятельно определять приоритет своей деятельности, выбирая между извлечением прибыли и соблюдением законодательства.
Что касается невыполнения ОАО «Томскнефть» ВНК обязанности по обеспечению установленного проектного уровня использования ПНГ, то в силу ст. 23.2 Закона РФ «О недрах», п. 3 «Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами», утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 (далее - Положение), подготовка проектной документации осуществляется непосредственно пользователем недр либо привлеченной им проектной организацией на основании разработанного и утвержденного пользователем недр технического задания. Согласно пп. б п. 13 Положения установлено, что в проектную документацию на разработку месторождения углеводородного сырья в обязательном порядке включаются мероприятия по обеспечению использования и утилизации ПНГ. Аналогичные положения содержат Методические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденные приказом МПР РФ от 21.03.2007 № 61 (раздел 4). Неотъемлемой частью проектной документации являются варианты мероприятий по использованию ПНГ (пп. 2.18.6 п. 2 раздела и «Требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений углеводородного сырья», утвержденных приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 № 254). Тем самым показатель уровня использования растворенного газа (ПНГ) принимался при разработке и согласовании проектного документа на разработку месторождения, а, следовательно, соглашаясь с данным проектным документом, ОАО «Томскнефть» ВНК брало на себя обязательства, с истекающими рисками, по утилизации растворенного газа (ПНГ). Таким образом, наличие у ОАО «Томскнефть» ВНК, как пользователя недр, фактической возможности для обеспечения установленного проектного уровня использования растворенного газа (ПНГ) подтверждается самим проектным документом, разработанным и утвержденным хозяйствующим субъектом, с учетом имеющихся у него ресурсов для соблюдения требований законодательства, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.
Указывая на обстоятельства, связанные с решением ОАО «Томскнефть» ВНК проблемы утилизации ПНГ, защитник не приводит в жалобе объективных, находящихся вне контроля ОАО «Томскнефть» ВНК обстоятельств, препятствующих выполнению юридическим лицом возложенной на него законом и проектным документом обязанности по обеспечению установленного уровня использования растворенного газа в 2014 году на Западно-Карасевском нефтяном месторождении.
Указанные в жалобе обстоятельства, на которые ОАО «Томскнефть» ВНК ссылается в обоснование малозначительности совершенного правонарушения, были оценены должностным лицом Управления Росприроднадзора надлежащим образом и признаны основаниями для назначения наказания ниже низшего предела санкции ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ. В материалах дела отсутствуют и с жалобой не представлены доказательства малозначительности правонарушения.
Существенных нарушений установленного порядка привлечения должностным лицом к административной ответственности ОАО «Томскнефть» ВНК, существенных нарушений установленного порядка рассмотрения жалоб его защитников судебными инстанциями, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобы, в ходе производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения жалоб не допущено, материальный закон при назначении административного наказания применен правильно, а потому оснований для удовлетворения настоящей жалобы и отмены или изменения постановления должностного лица административного органа от 11.03.2015, решений судей от 16.06.2015и 27.08.2015 не имеется.
Руководствуясь ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора РФ по государственному контролю за геологическим изучением, рациональным исследованием и охраной недр в Томской области от 11.03.2015, решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 16.06.2015, решение судьи Томского областного суда от 27.08.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании оставить без изменения, жалобу защитника – без удовлетворения.
Исполняющий обязанности заместителя
председателя Томского областного суда А.И. Гончаров