Дело № 4а-617/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Барнаул «26» июля 2018 года
И.о. заместителя председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 23 марта 2018 года, решение судьи Алтайского краевого суда от 3 мая 2018 года по жалобе ФИО1 на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю ФИО2 от 16 января 2018 года, которым
ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженка: <адрес> Алтайского края, зарегистрированная по адресу: <адрес>, главный бухгалтер муниципального унитарного предприятия г.Бийска «Водоканал»,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
согласно протоколу об административном правонарушении от 29 декабря 2017 года в ходе проверки использования специального банковского счета для осуществления расчетов и сдачи в полном объеме в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления на свой банковский счет, проведенной главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю ФИО3 на основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю от 23 октября 2017 года № РПС-079-000003, установлено, что в период с 1 сентября по 27 декабря 2017 года главным бухгалтером поставщика коммунальных услуг муниципального унитарного предприятия г.Бийска «Водоканал» (далее -МУП г.Бийска «Водоканал») ФИО1 допущено использование расчетного счета, не являющегося специальным банковским счетом поставщика при принятии денежных средств, полученных банковскими платежными агентами ФГУП «Почта России» и МУП г.Бийска «ЕИРКЦ» от потребителей в пользу МУП г.Бийска «Водоканал», чем нарушены требования частей 18, 19, 20 статьи 4, части 4 статьи 8 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ).
По делу вынесено вышеуказанное постановление (с учетом определения об исправлении описки от 5 марта 2018 года).
Решением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 23 марта 2018 года постановление должностного лица от 16 января 2018 года оставлено без изменения, жалоба ФИО4 - без удовлетворения.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 3 мая 2018 года решение судьи городского суда от 23 марта 2018 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, ФИО1 просит об отмене вынесенных постановления должностного лица, судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что МУП г.Бийска «ЕИРКЦ», ФГУП «Почта России» не являются платежными агентами МУП г.Бийска «Водоканал», соответствующие договоры не заключались, указанные организации являются платежными банковскими агентами на основании договоров, заключенных с банками в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161 - ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ), отношения по проведению расчетов, в том числе по переводу денежных средств между банковскими платежными агентами и МУП г.Бийска «Водоканал» в рамках договора присоединения к системе «Город» регулируются законодательством о банках и банковской деятельности, а не Федеральным законом № 103 - ФЗ; платежи, поступающие МУП г.Бийска «Водоканал» от банковских платежных агентов в рамках договора присоединения к системе «Город» зачисляются в безналичной форме в соответствии с Федеральным законом № 161 - ФЗ, которым не предусмотрена обязанность получателя денежных средств открывать специальный счет.
Проверив материалы дела, дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Признавая ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо МИФНС России № 1 по Алтайскому краю исходило из того, что привлеченные банком участники расчетов (банковские платежные агенты - ФГУП «Почта России», МУП г.Бийска «ЕИРКЦ») для участия в оказании услуг по переводу денежных средств от плательщиков в адрес получателя МУП г.Бийска «Водоканал» являются платежными агентами, деятельность которых регулируется Федеральным законом № 103-ФЗ. Допуская принятие от банка денежных средств, поступающих от плательщиков через банковских платежных агентов, на расчетный счет предприятия и не открывая при этом специальный счет, ФИО1 нарушила положения Федерального закона № 103-ФЗ, что является основанием для привлечения ее к административной ответственности.
Оставляя без изменения постановление должностного лица, судья городского суда исходил из того, что с учетом условий договора присоединения и положений Федерального закона № 103-ФЗ МУП г.Бийска «Водоканал», получая денежные средства в счет оплаты коммунальных платежей, пользуется услугами агентов системы «Город», которые принимают от граждан в пользу предприятия наличные денежные средства и являются платежными агентами, при этом специальный банковский счет для осуществления данного вида расчетов у организации отсутствует; установив отсутствие у предприятия специального банковского счета и зачисление поступивших от банковских платежных агентов ФГУП «Почта России», МУП г.Бийска «ЕИРКЦ» через банк денежных средств на обычный расчетный счет МУП г.Бийска «Водоканал», пришел к выводу о том, что указанные действия (бездействие) главного бухгалтера предприятия ФИО1 образуют состав вмененного ей административного правонарушения.
С данными выводами согласился судья краевого суда.
В качестве доказательств совершения ФИО1 вмененного правонарушения судьями приняты во внимание, в том числе протокол об административном правонарушении от 29 декабря 2017 года, акт проверки использования специального банковского счета для осуществления расчетов № 000003, копии агентских договоров, заключенных между банками и МУП г.Бийска «ЕИРКЦ» № 0016/2063 от 27 июня 2013 года, ФГУП «Почта России» № НПУ <...> от 25 сентября 2014 года, правила работы системы сбора и обработки платежей «Город».
Между тем судьями не учтено следующее.
Федеральный закон № 103-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).
В соответствии частью 1 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона № 103-ФЗ оператором по приему платежей является платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (часть 1 статья 4 Федерального закона № 103-ФЗ).
Согласно Правилам работы системы сбора и обработки платежей «Город», к которым присоединилось МУП г.Бийска «Водоканал», последнее является клиентом (пункт 2.2. Правил), а не поставщиком услуг в рамках определений, указанных в пункте 3.17 Правил.
Заключение договора по переводу денежных средств между оператором по переводу денежных средств и клиентом предусмотрено частью 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161 - ФЗ. Возможность участия в оказании услуг по переводу денежных средств банковских платежных агентов на основании договоров, заключаемых операторами по переводу денежных средств (банком) и банковскими платежными агентами предусмотрено частью 2 статьи 4 указанного Федерального закона.
Кроме того, оказание услуг по переводу денежных средств является банковской операцией (пункт 9 части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 103-ФЗ к отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, нормы Федерального закона «О национальной платежной системе» применятся только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 указанного Федерального закона.
Как следует из материалов дела, ФИО1 в ходе рассмотрения жалобы на постановление должностного лица последовательно заявлялось о том, что договор присоединения между МУП г.Бийска «Водоканал» и ООО «Единый расчетный центр» заключен в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ, который не предусматривает открытие клиентами (получателями) специальных банковских счетов при получении услуги по переводу денежных средств; плата за жилое помещение и коммунальные услуги в рамках использования системы «Город» вносится на расчетный счет предприятия в безналичном порядке путем перевода банком денежных средств со счетов банковских платежных агентов, что также не влечет обязанности по открытию специального банковского счета.
Между тем, судьями данным доводам надлежащей оценки не дано, не установлено, являются ли МУП г.Бийска «ЕИРКЦ», ФГУП «Почта России» платежными агентами по отношению к МУП г.Бийска «Водоканал» в целях применения Федерального закона № 103-ФЗ, не дана оценка возможности применения положений Федерального закона № 103-ФЗ в совокупности с Федеральным законом № 161 - ФЗ к сложившимся правоотношениям между банковскими платежными агентами и МУП г.Бийска «Водоканал» притом что организация по договору присоединения является клиентом, а не платежным агентом, а для целей Федерального закона № 103-ФЗ признается поставщиком услуг, кроме того, не установлено, являются ли ОАО КБ «ФорБанк», ОАО АКБ «Связь-Банк» субъектами системы сбора и обработки платежей «Город», в связи с чем вывод о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного правонарушения является преждевременным.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах указанные решения судьи Бийского городского суда Алтайского края, судьи Алтайского краевого суда подлежат отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в Бийский городской суд Алтайского края.
При новом рассмотрении судье городского суда следует учесть изложенное и вынести решение в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
жалобу ФИО1 удовлетворить частично.
решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 23 марта 2018 года, решение судьи Алтайского краевого суда от 3 мая 2018 года отменить, дело возвратить в Бийский городской суд Алтайского края на новое рассмотрение.
И.о. заместителя председателя
Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков
Справка:
судья городского суда Курносова А.Н.
судья краевого суда Копцева Г.В.