ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-618/18 от 03.08.2018 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело № 4а-618/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Барнаул 3 августа 2018 года

И.о. заместителя председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Оборонэнерго» - Алехиной С. Ю. на вступившие в законную силу постановление судьи Алейского городского суда Алтайского края от 9 ноября 2017 года, решение судьи Алтайского краевого суда от 20 февраля 2018 года, которыми

Акционерное общество «Оборонэнерго», юридический адрес: <данные изъяты>,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

согласно протоколу об административном правонарушении от 10 марта 2017 года, составленному государственный инспектором Кузбасского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Рябухиным Е.А., ДД.ММ.ГГ в 11 часов в ходе проведения на основании распоряжения Сибирского управления Ростехнадзора *** от ДД.ММ.ГГ внеплановой выездной проверки на дизельных электростанциях в Алтайском крае (передвижная дизельная электростанция ПЭ6М, заводской ***, передвижная дизельная электростанция ***, заводской ***, вспомогательная дизель электростанция ***, заводской № ***, расположенные в военном городке *** в <адрес>; дизельная электростанция ***, заводской ***, расположенная в военном городке *** в районе 9 км Чуйского тракта в <адрес>; электростанция ***, заводской ***, расположенная в военном городке *** в <адрес>; электростанция ***, заводской ***, расположенная в военном городке *** в <адрес>; передвижная дизельная электростанция ***, заводской ***, расположенная в военном городке ***а в <адрес>; стационарные дизельные электростанции ***, заводские *** и *** расположенные в военном городке *** в <адрес>; передвижная дизельная электростанция ***, заводской ***к48120, расположенная в военном городке *** в районе 6 км Чуйского тракта в <адрес>; передвижная дизельная электростанция ***, заводской ***, расположенная в военном городке *** в <адрес>; стационарная дизельная электростанция ***, стационарная дизельная электростанция ******, стационарная дизельная электростанция ******, расположенные в военном городке *** в <адрес>; передвижная дизельная электростанция ***, заводской № ***, расположенная в военном городке ***С в <адрес><адрес>; передвижная дизельная электростанция ***, заводской ***, расположенная в военном городке ***С в <адрес>; передвижная дизельная электростанция ***, заводской № ***, расположенная в военном городке № *** в <адрес>; передвижная дизельная электростанция ***, заводской ***, расположенная в военном городке № *** в <адрес><адрес>; передвижная дизельная электростанция ******, расположенная в военном городке *** в <адрес>; дизель-электрический агрегат ***-***, заводской ***, расположенный в военном городке ***С в <адрес>; передвижная дизельная электростанция ***, заводской *** расположенная в военном городке *** в <адрес>; передвижная дизельная электростанция ***, заводской № ***, расположенная в военном городке ***А в <адрес>), находящихся на обслуживании РЭС «Алтайский» филиала «Сибирский» АО «Оборонэнерго», выявлено, что названным обществом допущены нарушения обязательных норм и правил, выразившиеся в том, что:

1) персоналом, обслуживающим дизель - генераторные установки, не в полном объеме проводятся работы, указанные в Инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию ДГУ № 29, утвержденной заместителем директора - главным инженером филиала «Сибирский» Радченко Ю.В.ДД.ММ.ГГ, - в планы - графики ППР не включена промывка топливного бака и замена топлива в топливном баке (необходимость таких работ указана на странице 11 Инструкции), а до 5 октября 2016 года обслуживание дизель-генераторных установок проводилось без инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию ДГУ (нарушен пункт 3.3.9 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 6 от 13 января 2003 года (далее - Правила);

2) дизельные электростанции обслуживаются без проведения планово-предупредительных ремонтов, в адресный план-график проведения планово-предупредительных ремонтов дизельных электростанций за 2015-2017 годы включены ремонты только 6 ДГУ, при этом данные ремонты в 2016 году не были проведены (нарушен пункт 1.2.2 Правил);

3) техническое освидетельствование передвижной дизельной электростанции ***, заводской ***, расположенной в военном городке *** в <адрес> (1987 год изготовления и ввода в эксплуатацию), проведено формально, не приняты во внимание: отсутствие комплексных диагностических обследований и обследований (измерений) специализированными диагностическими методами, отсутствие необходимых ремонтов и испытаний коммутационной аппаратуры 6 кВ, отсутствие ремонтов, баллоны со сжатым воздухом имеют предаварийное состояние, не проведена оценка состояния двигателя, технологических защит и средств измерений (нарушены пункты 1.6.7, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 СТО 70238424.27.100.056.-2009 «Дизельные и газопоршневые электростанции. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования» (далее - Стандарт);

4) техническое освидетельствование передвижной дизельной электростанции ***, заводской ***, расположенной в военном городке *** в <адрес> (1986 год изготовления и ввода в эксплуатацию), проведено формально, не приняты во внимание: отсутствие необходимых ремонтов и испытаний коммутационной аппаратуры 6 кВ, отсутствие комплексных диагностических обследований и обследований (измерений) специализированными диагностическими методами, отсутствие ремонтов, баллоны со сжатым воздухом имеют предаварийное состояние, не проведена оценка состояния двигателя, технологических защит и средств измерений (нарушены пункты 1.6.7, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

5) техническое освидетельствование вспомогательной дизель электростанции ***, расположенной в военном городке *** в <адрес> (1972 год изготовления и ввода в эксплуатацию), проведено формально, не приняты во внимание: отсутствие комплексных диагностических обследований и обследований (измерений) специализированными диагностическими методами, отсутствие ремонтов, не проведена оценка состояния двигателя, технологических защит и средств измерений (нарушены пункты 1.6.7, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

6) техническое освидетельствование дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке *** в районе <адрес> в <адрес> (1987 год изготовления и ввода в эксплуатацию), проведено формально, не приняты во внимание: отсутствие комплексных диагностических обследований и обследований (измерений) специализированными диагностическими методами, отсутствие ремонтов, датчик моточасов имеет предаварийное состояние, не проведена оценка состояния двигателя, технологических защит и средств измерений (нарушены пункты 1.6.7, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

7) техническое освидетельствование электростанции ***, расположенной в военном городке *** в <адрес> (1975 год изготовления), проведено формально, не приняты во внимание: отсутствие комплексных диагностических обследований и обследований (измерений) специализированными диагностическими методами; отсутствие ремонтов, не проведена оценка состояния двигателя, технологических защит и средств измерений (нарушены пункты 1.6.7, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

8) техническое освидетельствование электростанции ***, расположенной в военном городке *** в <адрес> (1992 год изготовления и ввода в эксплуатацию), проведено формально, не приняты во внимание: отсутствие комплексных диагностических обследований и обследований (измерений) специализированными диагностическими методами, отсутствие ремонтов, не проведена оценка состояния двигателя, технологических защит и средств измерений (нарушены пункты 1.6.7, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

9) техническое освидетельствование передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке ***а в <адрес> (1987 год изготовления и ввода в эксплуатацию), проведено формально, не приняты во внимание: отсутствие комплексных диагностических обследований и обследований (измерений) специализированными диагностическими методами, отсутствие ремонтов, не проведена оценка состояния двигателя, технологических защит и средств измерений (нарушены пункты 1.6.7, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

10) техническое освидетельствование стационарной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке ***а в <адрес> (1989 год изготовления, 1994 года ввода в эксплуатацию), проведено формально, не приняты во внимание: отсутствие комплексных диагностических обследований и обследований (измерений) специализированными диагностическими методами, отсутствие ремонтов, не проведена оценка состояния двигателя, технологических защит и средств измерений (нарушены пункты 1.6.7, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

11) техническое освидетельствование передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке *** в районе <адрес> в <адрес> (1978 год изготовления, 1979 год ввода в эксплуатацию), проведено формально, не приняты во внимание: отсутствие комплексных диагностических обследований и обследований (измерений) специализированными диагностическими методами, отсутствие ремонтов, счетчик моточасов имеет предаварийное состояние, не проведена оценка состояния двигателя, технологических защит и средств измерений (нарушены пункты 1.6.7, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

12) техническое освидетельствование передвижной дизельной электростанции *** расположенной в военном городке *** в <адрес> (1991 год изготовления), проведено формально, не приняты во внимание: отсутствие комплексных диагностических обследований и обследований (измерений) специализированными диагностическими методами, отсутствие ремонтов, счетчик моточасов имеет предаварийное состояние, не проведена оценка состояния двигателя, технологических защит и средств измерений (нарушены пункты 1.6.7, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

13) не проведено комиссией, возглавляемой техническим руководителем предприятия, техническое освидетельствование стационарной дизельной электростанции ******, расположенной в военном городке *** в <адрес> (1986 год изготовления), - отсутствует акт технического освидетельствования, не выполнены технические мероприятия, указанные в техническом отчете по проведению освидетельствования, проведенного ООО «Кузбасское строительное управление» в 2012 году: техническое обслуживание щеточно-контактного аппарата, работы по балансировке ротора генератора, ревизия контактных соединений диодного моста (нарушены пункты 1.6.7, 1.2.2, 1.6.2, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

14) не проведено комиссией, возглавляемой техническим руководителем предприятия, техническое освидетельствование стационарной дизельной электростанции ******, расположенной в военном городке *** в <адрес> (1967 год изготовления), - отсутствует акт технического освидетельствования, не выполнены технические мероприятия, указанные в техническом отчете по проведению освидетельствования, проведенного ООО «Кузбасское строительное управление» в 2012 году: техническое обслуживание щеточно-контактного аппарата, устранение течи масла с клапанной крышки двигателя, замена щеток ЩКА, балансировка ротора генератора (нарушены пункты 1.6.7, 1.2.2, 1.6.2, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

15) не проведено комиссией, возглавляемой техническим руководителем, предприятия техническое освидетельствование стационарной дизельной электростанции ******, расположенной в военном городке *** в <адрес> (1986 год изготовления), - отсутствует акт технического освидетельствования, не выполнены технические мероприятия, указанные в техническом отчете по проведению освидетельствования, проведенного ООО «Кузбасское строительное управление» в 2012 году: техническое обслуживание щеточно-контактного аппарата, ревизия шкафа возбуждения, контактных соединений заземляющего проводника, балансировка ротора генератора (нарушены пункты 1.6.7, 1.2.2, 1.6.2, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

16) не проведено комиссией, возглавляемой техническим руководителем предприятия, техническое освидетельствование передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке ***С в <адрес><адрес> (1991 год изготовления), - отсутствует акт технического освидетельствования, не выполнены технические мероприятия, указанные в техническом отчете по проведению освидетельствования, проведенного ООО «Кузбасское строительное управление» в 2012 году: техническое обслуживание щеточно-контактного аппарата, замена щеток ЩКА (нарушены пункты 1.6.7, 1.2.2, 1.6.2, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

17) не проведено комиссией, возглавляемой техническим руководителем предприятия, техническое освидетельствование передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке ***С в <адрес> (1987 год изготовления), - отсутствует акт технического освидетельствования, не выполнены технические мероприятия, указанные в техническом отчете по проведению освидетельствования, проведенного ООО «Кузбасское строительное управление» в 2012 году: техническое обслуживание щеточно-контактного аппарата, устранение течи масла с клапанных крышек, мест подвода к масляному бачку, переднего сальника двигателя, ревизия контактного соединения шкафа возбуждения (нарушены пункты 1.6.7, 1.2.2, 1.6.2, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

18) не проведено комиссией, возглавляемой техническим руководителем предприятия, техническое освидетельствование передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке ***С в <адрес> (1987 год изготовления), - отсутствует акт технического освидетельствования, не выполнены технические мероприятия, указанные в техническом отчете по проведению освидетельствования, проведенного ООО «Кузбасское строительное управление» в 2012 году: техническое обслуживание щеточно-контактного аппарата, замена щеток ЩКА, балансировка ротора (нарушены пункты 1.6.7, 1.2.2, 1.6.2, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

19) не проведено комиссией, возглавляемой техническим руководителем предприятия, техническое освидетельствование передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке ***С в <адрес><адрес> (1974 год изготовления), - отсутствует акт технического освидетельствования, не выполнены технические мероприятия, указанные в техническом отчете по проведению освидетельствования, проведенного ООО «Кузбасское строительное управление» в 2012 году: техническое обслуживание щеточно-контактного аппарата, центровка дизельного двигателя и генератора, замена щеток ЩКА (нарушены пункты 1.6.7, 1.2.2, 1.6.2, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

20) не проведено комиссией, возглавляемой техническим руководителем предприятия, техническое освидетельствование передвижной дизельной электростанции ******, расположенной в военном городке *** в <адрес> (1984 год изготовления), - отсутствует акт технического освидетельствования, не выполнены технические мероприятия, указанные в техническом отчете по проведению освидетельствования, проведенного ООО «Кузбасское строительное управление» в 2012 году: техническое обслуживание щеточно-контактного аппарата, замена щеток ЩКА, капитальный ремонт дизельного двигателя (нарушены пункты 1.6.7, 1.2.2, 1.6.2, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

21) не проведено комиссией, возглавляемой техническим руководителем предприятия, техническое освидетельствование дизель-электрического агрегата ***, расположенного в военном городке ***С в <адрес> (1986 год изготовления), - отсутствует акт технического освидетельствования, не выполнены технические мероприятия, указанные в техническом отчете по проведению освидетельствования, проведенного ООО «Кузбасское строительное управление» в 2012 году: техническое обслуживание щеточно-контактного аппарата, замена датчика температуры дизельного двигателя, щеток ЩКА (нарушены пункты 1.6.7, 1.2.2, 1.6.2, 1.7.2 Правил; пункт 5.2.3 Стандарта);

22) не проведено комиссией, возглавляемой техническим руководителем предприятия, техническое освидетельствование передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке ***С в <адрес> (1991 год изготовления), - отсутствует акт технического освидетельствования, не выполнены технические мероприятия, указанные в техническом отчете по проведению освидетельствования, проведенного ООО «Кузбасское строительное управление» в 2012 году: техническое обслуживание щеточно-контактного аппарата, замена щеток ЩКА, центровка дизельного двигателя и генератора (нарушены пункты 1.6.7, 1.2.2, 1.6.2, 1.7.2 Правил, пункт 5.2.3 Стандарта);

23) подключение стационарной *** расположенной в военном городке *** в <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

24) подключение стационарной ***, расположенной в военном городке *** в <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

25) подключение электростанции ***, расположенной в военном городке *** в <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

26) подключение передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке ***а по <адрес> в <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

27) подключение вспомогательной дизель электростанции ***, расположенной в военном городке *** в <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

28) подключение передвижной дизельной электростанции ***, заводской ***, расположенной в военном городке *** в <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

29) подключение передвижной дизельной электростанции ***, заводской ***, расположенной в военном городке *** в <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

30) подключение передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке *** в п. им.<адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

31) подключение передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке ***А в с/с <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

32) подключение передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке *** в районе 9 км Чуйского тракта в <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.Правил);

33) подключение передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке *** в районе 6 км Чуйского тракта в <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

34) подключение энерговагона ***, расположенного в военном городке *** в <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

35) подключение электростанции *** расположенной в военном городке *** в <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

36) подключение передвижной дизельной электростанции *** расположенной в военном городке ***С в <адрес><адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

37) подключение передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке ***С в <адрес><адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

38) подключение передвижной дизельной электростанции *** расположенной в военном городке ***С в <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

39) подключение передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке ***С в <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

40) подключение передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке ***С в <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

41) подключение передвижной дизельной электростанции ***, расположенной в военном городке ***С в <адрес>, к сетям потребителя вручную производится в отсутствие блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (нарушен пункт 3.3.5 Правил);

42) не проводится в установленный срок (1 раз в 6-8 лет) капитальный ремонт масляного выключателя МВ-6 кВ в РУ-6 кВ, входящем в состав передвижной дизельной электростанции ***, заводской ***, расположенной в военном городке *** в <адрес> (нарушен пункт 2.2.41 Правил);

43) не проводится в установленный срок (1 раз в 6-8 лет) капитальный ремонт масляного выключателя МВ-6 кВ в РУ-6 кВ, входящем в состав передвижной дизельной электростанции ***, заводской ***, расположенной в военном городке *** в <адрес> (нарушен пункт 2.2.41 Правил);

44) не проведены текущие и межремонтные испытания масляного выключателя МВ-6 кВ передвижной дизельной электростанции ПЭ6М, заводской ***, расположенной в военном городке *** в <адрес>: измерения сопротивления постоянному току контактов масляных выключателей, хода подвижной части выключателя, вжима (хода) контактов при включении, контроль одновременности замыкания и размыкания контактов, проверка действия механизма свободного расцепления, испытания встроенных трансформаторов тока (нарушены пункт 3.3.13 Правил, пункты 10.5, 10.7, 10.8, 10.13 приложения *** к Правилам);

45) не проведены текущие и межремонтные испытания масляного выключателя МВ-6 кВ передвижной дизельной электростанции ПЭ6М, заводской ***, расположенной в военном городке *** в <адрес>: измерения сопротивления постоянному току контактов масляных выключателей, хода подвижной части выключателя, вжима (хода) контактов при включении, контроль одновременности замыкания и размыкания контактов, проверка действия механизма свободного расцепления, испытания встроенных трансформаторов тока (нарушены пункт 3.3.13 Правил, пункты 10.5, 10.7, 10.8, 10.13 приложения 3 к Правилам);

46) не проведены профилактические испытания трансформатора собственных нужд ТСН 6 кВ (ТМ-25/10 25 кВА 6300/400 В) передвижной дизельной электростанции ***, заводской ***, расположенной в военном городке *** в <адрес> (нарушен п.3.3.13 Правил);

47) не проведены профилактические испытания трансформатора собственных нужд ТСН 6 кВ (ТМ-25/10 25 кВА 6300/400 В) передвижной дизельной электростанции ***, заводской ***, расположенной в военном городке *** в <адрес> (нарушен пункт 3.3.13 Правил);

48) не проведены профилактические испытания трансформатора напряжения (НОМ-6 6000/100 В) передвижной дизельной электростанции ***, заводской ***, расположенной в военном городке *** в <адрес> (нарушен пункт 3.3.13 Правил);

49) не проведены профилактические испытания трансформатора напряжения (НОМ-6 6000/100 В) передвижной дизельной электростанции ***, заводской номер ***, расположенной в военном городке *** в <адрес> (нарушен пункт 3.3.13 Правил);

50) не проведено техническое обслуживание РЗА передвижной дизельной электростанции ***, заводской ***, расположенной в военном городке *** в <адрес>, отсутствуют паспорта-протоколы РЗА с записями о результатах технического обслуживания (нарушены пункты 2.6.12, 2.6.19, 1.7.2 Правил, пункты 7.9.4, 7.9.10 Стандарта, пункт 2.3.3 Правил технического обслуживания устройств релейной защиты и электроавтоматики электрических сетей 0,4-35 кВ, утвержденных РАО «ЕЭС России» 20 декабря 2000 года (далее - Правила обслуживания));

51) не проведено техническое обслуживание РЗА передвижной дизельной электростанции ПЭ6М, заводской ***, расположенной в военном городке *** в <адрес>, отсутствуют паспорта-протоколы РЗА с записями о результатах технического обслуживания (нарушены пункты 2.6.12, п.2.6.19, 1.7.2 Правил; пункты 7.9.4, 7.9.10 Стандарта; пункт 2.3.3 Правил обслуживания);

52) передвижные дизельные электростанции ***, заводской ***, заводской ***, расположенные в военном городке *** в <адрес>, эксплуатируются с неустраненными дефектами (неисправны вспомогательные дизель-генераторы на возбуждение основных агрегатов, для возбуждения используется вспомогательная дизель электростанция ЭСД-30, конструктивно не входящая в состав данных энерговагонов) без проведения необходимого комплекса ремонтных и планово-предупредительных работ (нарушены пункты 1.2.2, 1.6.2 Правил);

53) не обеспечены безопасные условия труда работников, обслуживающих передвижные дизельные электростанции ***, заводской ***, заводской ***, расположенные в военном городке *** в <адрес>, вследствие нахождения их в разукомплектованном состоянии (неисправны вспомогательные дизель-генераторы на возбуждение основных агрегатов, для возбуждения используется вспомогательная дизель электростанция ЭСД-30, конструктивно не входящая в состав данных энерговагонов, демонтированы и вынесены за пределы энерговагонов аккумуляторные батареи и выпрямители ВСА-5К (на ДЭС, заводской ***-В2, на ДЭС, заводской ***-В1 и В2), смонтирована система отопления ДЭС, не предусмотренная заводом-изготовителем (контур отопления энерговагонов ДЭС присоединен к общей системе отопления помещения) (нарушены пункты 1.2.2, 3.3.3 Правил; пункт 1.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24 июля 2013 года № 328н);

54) не поверены и не калиброваны средства измерений (амперметры, вольтметры, омметры и т.д.), стационарно установленные на панелях ***, заводской ***, заводской ***, расположенных в военном городке *** в <адрес>, и используемые для контроля за надежной и экономичной работой оборудования: отсутствуют клейма поверителя и калибровочные знаки, не представлены свидетельства о поверке или сертификаты о калибровке, отсутствуют записи в эксплуатационных документах, часть средств измерений демонтирована (нарушены пункты 2.11.6, 2.11.7, 1.7.2 Правил; пункты 5.5.5, 5.5.7 Стандарта);

55) не поверены и не калиброваны средства измерений (амперметры, вольтметры, омметры и т.д.), стационарно установленные на панелях ***, расположенных в военном городке *** в <адрес>, и используемые для контроля за надежной и экономической работой оборудования: отсутствуют клейма поверителя и калибровочные знаки, не представлены свидетельства о поверке или сертификаты о калибровке, отсутствуют записи в эксплуатационных документах (нарушены пункты 2.11.6, 2.11.7, 1.7.2 Правил; пункты 5.5.5, 5.5.7 Стандарта);

56) не проведено очередное освидетельствование (испытание) баллонов со сжатым воздухом, заводской ***, объем 130 л, давление 6МПа (срок следующей проверки на баллоне июнь 1990 года), заводской ***, объем 130 л, давление 6Мпа (срок следующей проверки на баллоне июнь 1990 года), на энерговагоне ПЭ-6, установленном в военном городке *** (нарушен пункт 3.3.3 Правил);

57) не проведено очередное освидетельствование (испытание) баллона со сжатым воздухом, заводской ***, объем 130 л, давление 6МПа (срок следующей проверки на баллоне июнь 1990 года), на энерговагоне ПЭ-6, установленном в военном городке *** (нарушен пункт 3.3.3 Правил);

58) не проведено очередное освидетельствование (испытание) баллона со сжатым воздухом, заводской ***, объем 40 л, давление 15МПа (срок следующей проверки на баллоне ДД.ММ.ГГ), на передвижной дизельной электростанции ***, установленной в военном городке ***С (нарушен пункт 3.3.3 Правил);

59) не проведено очередное освидетельствование (испытание) баллона со сжатым воздухом, заводской ***, объем 130 л, давление 6МПа (срок следующей проверки на баллоне ДД.ММ.ГГ), на передвижной дизельной электростанции *** заводской ***, установленной в военном городке *** (нарушен пункт 3.3.3 Правил);

60) не проведено очередное освидетельствование (испытание) баллона со сжатым воздухом, заводской ***, объем 130 л, давление 6МПа (срок следующей проверки на баллоне ДД.ММ.ГГ), на передвижной дизельной электростанции ***, заводской ***, установленной в военном городке *** (нарушен пункт 3.3.3 Правил);

61) не проведено очередное освидетельствование (испытание) баллона со сжатым воздухом, заводской ***, объем 130 л, давление 6 МПа (срок следующей проверки на баллоне ДД.ММ.ГГ), на передвижной дизельной электростанции ***, заводской ***, установленной в военном городке *** (нарушен пункт 3.3.3 Правил);

62) не проведено очередное освидетельствование (испытание) баллона со сжатым воздухом, заводской ***, объем 130 л, давление 6МПа (срок следующей проверки на баллоне ДД.ММ.ГГ), на передвижной дизельной электростанции *** заводской ***, установленной в военном городке *** (нарушен пункт 3.3.3 Правил);

63) не проведено очередное освидетельствование (испытание) баллона со сжатым воздухом, заводской ***, объем 10 л, давление 15МПа (срок следующей проверки на баллоне ДД.ММ.ГГ), на дизельной электростанции ***, установленной в военном городке *** (нарушен п.3.3.3 Правил);

64) не проводятся противоаварийные и противопожарные тренировки (по возникновению аварийных ситуаций на ДЭС) с оперативно-ремонтным персоналом, обслуживающим дизельные электростанции (нарушен пункт 1.4.5.2 Правил).

Выявленные нарушения не исключают возможность поражения электрическим током работников РЭС «Алтайский» филиала «Сибирский» АО «Оборонэнерго», обслуживающих данные дизельные электростанции, а также военных городков, в которых они установлены. Данные дизельные электростанции ввиду ненадлежащего технического состояния представляют угрозу жизни и здоровью людей.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Барнаула от 20 июля 2017 года АО «Оборонэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Алтайского краевого суда от 20 сентября 2017 года постановление судьи Ленинского районного суда г.Барнаула от 20 июля 2017 года отменено, дело передано на рассмотрение по подведомственности в Алейский городской суд Алтайского края.

Постановлением заместителя председателя Алтайского краевого суда от 22 декабря 2017 года решение судьи Алтайского краевого суда от 20 сентября 2017 года оставлено без изменения, жалоба АО «Оборонэнерго» - без удовлетворения.

По делу вынесено вышеуказанное постановление, которым из объема административного правонарушения исключены пункты 23-41, 64 протокола об административном правонарушении.

Решением судьи Алтайского краевого суда от 20 февраля 2018 года постановление судьи Алейского городского суда от 9 ноября 2017 года изменено, исключено указание на нарушение СТО 70238424.27.100.056.-2009 «Дизельные и газопоршневые электростанции. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования», Правил технического обслуживания устройств релейной защиты и электроавтоматики электрических сетей 0,4-35 кВ, утвержденных РАО «ЕЭС России» 20 декабря 2000 года; Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24 июля 2013 года № 328н; на нарушение, выразившееся в проведении не в полном объеме работ, указанных в Инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию ДГУ № 29, утвержденной заместителем директора - главным инженером филиала «Сибирский» Радченко Ю.В. 05 октября 2016 года, вмененное в пункте 1 протокола об административном правонарушении; на нарушения, выразившиеся в невыполнении технических мероприятий, указанных в техническом отчете по проведению освидетельствования, проведенного ООО «Кузбасское строительное управление» в 2012 году, вмененные в пунктах 13-22 протокола об административном правонарушении; и на нарушения, выразившиеся в непроведении в установленный срок капитального ремонта масляных выключателей МВ-6 кВ в РУ-6 кВ, вмененные в пунктах 42-43 протокола об административном правонарушении. В остальной части постановление судьи городского суда оставлено без изменения, жалоба АО «Оборонэнерго» - без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, защитник АО «Оборонэнерго» - Алехина С.Ю. просит отменить решение судьи Алейского городского суда Алтайского края от 9 ноября 2017 года, судьи Алтайского краевого суда от 20 февраля 2018 года в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что АО «Оборонэнерго» субъектом административного правонарушения не является, поскольку объекты электросетевого хозяйства принадлежат Министерству обороны Российской Федерации, указанные объекты АО «Оборонэнерго» ни на праве собственности, ни на каком - либо ином законном основании не принадлежат, общество обслуживает объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие Министерству обороны Российской Федерации только в рамках заключенного контракта; проверка проведена неуполномоченным лицом, поскольку энергетический надзор в Вооруженных силах Российской Федерации к ведению Сибриского управления Ростехнадзора не отнесен, согласование проверки в отношении указанного электросетевого хозяйства Ростехнадзором получено не было; дело рассмотрено с нарушением правил подсудности, поскольку подлежало рассмотрению по месту нахождения филиала «Сибирский» АО «Оборонэнерго» (г.Новосибирск, ул.Советская, 12).

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с Правилами под эксплуатацией электроустановок потребителей понимается стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается или восстанавливается его качество.

В силу пункта 1.2.2. Правил потребитель обязан обеспечить: содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок; охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала.

Согласно пунктам 1.6.2, 1.6.7 Правил объем технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов должен определяться необходимостью поддержания работоспособности электроустановок, периодического их восстановления и приведения в соответствие с меняющимися условиями работы. По истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы все технологические системы и электрооборудование должны подвергаться техническому освидетельствованию комиссией, возглавляемой техническим руководителем потребителя, с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей работы и условий эксплуатации. Результаты работы комиссии должны отражаться в акте и технических паспортах технологических систем и электрооборудования с обязательным указанием срока последующего освидетельствования.

Из пункта 1.7.2 Правил следует, что устройство электроустановок должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, государственных стандартов, правил безопасности труда и другой нормативно-технической документации. Организация эксплуатации и ремонта электроустановок должна соответствовать требованиям настоящих Правил, государственных стандартов, правил безопасности при эксплуатации электроустановок и других нормативных актов по охране труда и технике безопасности.

Согласно пункту 2.6.12 Правил на каждое устройство РЗАиТ, находящееся в эксплуатации, у потребителя должна храниться следующая техническая документация: паспорт-протокол; методические указания или инструкция по техническому обслуживанию; технические данные и параметры устройств в виде карт или таблиц установок (или характеристик); принципиальные, монтажные или принципиально-монтажные схемы. Результаты периодических проверок при техническом обслуживании устройства должны быть внесены в паспорт-протокол (подробные записи, в особенности по сложным устройствам РЗАиТ, рекомендуется вести в журнале релейной защиты, электроавтоматики и телемеханики).

Устройства РЗАиТ и вторичные цепи должны проходить техническое обслуживание, объем и периодичность которого определяются в установленном порядке (пункт 2.6.19 Правил).

В соответствии с пунктами 2.11.6, 2.11.7 Правил все средства измерений и учета электрической энергии, а также информационно-измерительные системы должны быть в исправном состоянии и готовыми к работе. До ввода в промышленную эксплуатацию основного оборудования Потребителя информационно-измерительные системы должны быть метрологически аттестованы, а в процессе эксплуатации они должны подвергаться периодической поверке.

В соответствии с пунктом 3.3.3 Правил к эксплуатации допускаются ТЭП, на которых полностью смонтированы, проверены и испытаны в необходимом объеме оборудование, устройства защиты и автоматики, контрольно-измерительные приборы и сигнализация, провода и кабели, средства защиты.

Согласно пункту 3.3.13. Правил профилактические испытания и измерения параметров электрооборудования (кроме генераторов), заземляющих устройств, аппаратов, проводов, кабелей и т.п. должны проводиться в соответствии с нормами испытания электрооборудования (приложение 3).

В силу Приложения № 3 «Испытания контактных соединений сборных и соединительных шин, проводов и грозозащитных тросов» К, М испытания производятся в сроки, устанавливаемые системой планово-предупредительного ремонта. Измерение сопротивления постоянному току: контактов масляных выключателей - сопротивление токоведущего контура не должно превосходить значений, указанных в таблице 16 (приложение 3.1). Нормы на значения сопротивлений отдельных участков токоведущего контура указываются в заводской инструкции; шунтирующих резисторов дугогасительных устройств - нормы на значения сопротивлений отдельных участков токоведущего контура указываются в заводской инструкции. Измеренные значения сопротивлений должны соответствовать заводским данным с указанными в них допусками; обмоток ЭМУ - должно соответствовать заводским данным (пункт 10.5). Измерение хода подвижной части выключателя, вжима (хода) контактов при включении, контроль одновременности замыкания и размыкания контактов - полученные значения должны соответствовать величинам, указанным в таблице 16 (приложение 3.1) (пункт10.7 Приложения № 3). Проверка действия механизма свободного расцепления - механизм свободного расцепления должен позволить проведение операции отключения на всем ходе контактов, то есть в любой момент от начала операции включения. Механизм свободного расцепления проверяется в работе при полностью включенном положении привода и в двух - трех промежуточных положениях. Допускается не производить проверку срабатывания механизма свободного расцепления приводов ПП-61 и ПП-67 в промежуточных положениях из-за возникновения опасности резкого возврата рычага ручного привода (пункт 10.8). Испытание встроенных трансформаторов тока - производится в соответствии с указаниями пунктов 20.1, 20.3.2, 20.5, 20.6, 20.7 раздела 20 Приложения *** (пункт 10.3).

Как усматривается из материалов дела и установлено судьей, 3 марта 2017 года в 11 часов в ходе проведения внеплановой выездной проверки на дизельных электростанциях в Алтайском крае, выявлено, что АО «Оборонэнерго» допущены нарушения указанных норм и правил.

Факт совершения АО «Оборонэнерго» вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 10 марта 2017 года № 14-08-0088 (т.1, л.д.4-16), копиями распоряжения от 20 февраля 2017 года № 01-14-06/237 о проведении внеплановой выездной проверки (т.1, л.д.18-22), решения о согласовании проведения выездной внеплановой проверки с военной прокуратурой Центрального военного округа от 21 февраля 2017 года (т.1, л.д.23), акта проверки от 10 марта 2017 года №14-ЗН/А-ТСЭ-015 с фототаблицами (т.1, л.д.24-71); государственного контракта от 25 мая 2015 года №7-ЭХ и дополнительных соглашений к нему № 2 от 22 декабря 2015 года, № 8 от 13 апреля 2017 года (т.1, л.д.80-173, т.2, л.д.20-84, т.3, л.д.152-167); адресных планов-графиков проведения планово-предупредительных ремонтов дизельных электростанций за 2015-2017 год (т.1, л.д.187-189, т.4, л.д.35-38); свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения (т.1, л.д.174), Устава АО «Оборонэнерго» (т.2, л.д.2-19), актов технического освидетельствования оборудования ДЭС (с приложением актов о проведенных исследованиях), где отсутствуют сведения о проведении комплексных диагностических обследований и обследований специализированными диагностическими методами, не указано на проведенные ремонты, оценку состояния двигателя, технологических защит и средств измерения (т.2, л.д.85-228), положения о филиале «Сибирский» ОАО «Оборонэнерго» (т.3, л.д.25-37), положения об обособленном подразделении филиала «Сибирский» ОАО «Оборонэнерго» район электрических сетей «Алтайский» (т.3, л.д.63-71), приказа о закреплении зон ответственности в филиале «Сибирский» ОАО «Оборонэнерго» от 27 декабря 2014 года № 669 (т.3, л.д.108-121); перечня объектов электросетевого хозяйства, обслуживаемых с 1 января 2017 года (т.3, л.д.150-151), актов перевода на обслуживание объектов электросетевого хозяйства (т.3, л.д.192-246, т.4, л.д.1-16), адресного плана-графика проведения планово-предупредительных ремонтов дизельных электростанций за 2015-2017 годы (т.3, л.д.35-38), производственными программами по обслуживанию резервных дизельных электростанций Министерства обороны Российской Федерации (т.4, л.д.51-248, т.5, л.д.1-12); формуляров передвижных ДЭЗ ПЭ6М № 541 и № 592 (т.7, л.д.21-27), выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (т.10, л.д.99-116), оцененными судьями по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, вывод судьи городского суда о наличии в действиях АО «Оборонэнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

При этом судьями обоснованно исключены нарушения, вмененные:

- пунктом 1 протокола об административном правонарушении, поскольку пункт 3.3.9 Правил не возлагает на обслуживающий персонал обязанностей по выполнению конкретных мероприятий, а закрепляет общее требование. Инструкцией по обслуживанию и эксплуатации и техническому обслуживанию дизель-генераторных установок, утвержденной заместителем директора-главным инженером филиала «Сибирский» АО «Оборонэнерго» Радченко Ю.В. 5 октября 2016 года предусмотрена обязанность промыть топливный бак и заменить топливо в топливном баке (1 раз в 2 года) (т.4, л.д.33). Между тем ни инструкция, ни Правила не содержат обязанности включить в планы-графики ППР указанные действия. Кроме того, материалами дела не подтверждено истечение срока промывки топливного бака и замены топлива в нем;

- пунктами 13-22 в части нарушений, выразившихся в невыполнении мероприятий, указанных в техническом отчете по проведению освидетельствования, проведенного ООО «Кузбасское строительное управление» в 2012 году, поскольку как установлено судьей и следует из материалов дела, указанному обществу свидетельство о регистрации электротехнической лаборатории в установленном порядке не выдавалось и не регистрировалось, а потому последнее не имело полномочий по проведению данного освидетельствования.

- пунктами 23-41. Подключение аварийной или резервной ТЭП к сетям (электроприемникам) потребителя вручную разрешается только при наличии блокировок между коммутационными аппаратами, исключающих возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энергоснабжающей организации (пункт 3.3.5 Правил), однако судьями установлено, что блокировка имеется, установлена за пределами энергоустановки, что не исключается, между тем, наличие блокировки за пределами энергоустановки в рамки проверки не входило, должностным лицом не проверялось;

- пунктами 42-43. Капитальный ремонт масляных выключателей должен производится 1 раз в 6-8 лет при контроле характеристик выключателя с приводом в межремонтный период (пункт 2.2.41 Правил), однако исходя из содержания пунктов 1.1.1, 5.1.5 государственного контракта проведение АО «Оборонэнерго» капитального ремонта оборудования дизельных электростанций не предусмотрено.

- пунктом 64, поскольку опровергается имеющимися в материалах дела копиями журналов противоаварийных и противопожарных тренировок с отметками о проведении соответствующих тренировок и приложением фотоотчета (т.7, л.д.67-196).

Довод жалобы о том, что АО «Оборонэнерго не является субъектом административного правонарушения, поскольку объекты электросетевого хозяйства принадлежат Министерству обороны Российской, ошибочен.

Субъектом административного правонарушения в данном случае является лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов, указанных в статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с нарушением правил их устройства и эксплуатации, вне зависимости от того, является оно собственником данного имущества или нет, а также от того, на ком лежит бремя содержания указанного имущества.

Доводы жалобы о том, что объекты электросетевого хозяйства не принадлежат АО «Оборонэнерго» ни на праве собственности, ни на каком - либо ином законном основании, общество обслуживает объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие Министерству обороны Российской Федерации только в рамках заключенного контракта, не принимаются во внимание.

Согласно условиям Государственного контракта № 7-ЭХ от 27 мая 2015 года АО «Оборонэнерго» приняло на себя обязательства по обслуживанию объектов электросетевого хозяйства Министерства обороны Российской Федерации на срок до 15 апреля 2018 года, с 1 июля 2015 года указанные объекты переданы на обслуживание общества. Таким образом, на период действия Государственного контракта, указанные объекты перешли во временное владение АО «Оборонэнерго».

Кроме того, пунктами 3.2.1, 3.2.14 Государственного контракта на общество возложена обязанность качественно, своевременно, квалифицированным персоналом и в полном объеме оказывать услуги, в соответствии с действующими нормами обслуживания объектов электросетевого хозяйства и условиями Контракта, а в случае необходимости проводить аварийно-восстановительные работы на объектах электросетевого хозяйства; обеспечить оформление в установленном порядке круглосуточных допусков для технического персонала, специальной техники исполнителя и (или) привлеченных соисполнителей (третьих лиц) на территорию объектов электросетевого хозяйства, для выполнения обязательств по Контракту. При этом пунктом 5.1.2 Контракта установлено, что при оказании услуг по техническому обслуживанию наружных сетей электроснабжения, трансформаторных подстанций, основных и резервных источников электроснабжения (дизельные электростанции) и электрических сетей наружного освещения военных городков Государственного заказчика исполнитель должен соблюдать требования нормативно-технических документов, в том числе: правила устройства электроустановок (ПУЭ), правила технической эксплуатации электротехнических станций и сетей Российской Федерации (ПТЭЭС), правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) и другие.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1.2 Правил данные правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан-владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В.

Доводы жалобы о том, что проверка проведена неуполномоченным лицом, поскольку энергетический надзор в Вооруженных силах Российской Федерации к ведению Сибирского управления Ростехнадзора не отнесен, согласование проверки в отношении указанного электросетевого хозяйства Ростехнадзором получено не было, безосновательны.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 29.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере электроэнергетики понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии. Федеральный государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 положения об осуществлении Федерального государственного энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года № 610 государственный надзор в сфере электроэнергетики осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере электроэнергетики, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере электроэнергетики при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии.

Из пункта 1 положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 30 июля 2004 года № 40, следует, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).

Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пункта 7 Порядка согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27 марта 2009 года № 93, проведение внеплановой выездной проверки в АО «Оборонэнерго» было согласовано с Военной прокуратурой Центрального военного округа.

Ссылка заявителя на положение об энергетическом надзоре в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации 12 января 1997 года № 10 несостоятельна, поскольку проверка проводилась в отношении деятельности АО «Оборонэнерго» (а не в Вооруженных Силах Российской Федерации), в рамках федерального государственного энергетического надзора, функции по проведению которой возложены на Ростехнадзор.

Доводы жалобы о том, что дело рассмотрено с нарушением правил подсудности, ошибочны, поскольку факт выявления правонарушения в деятельности конкретного филиала не изменяет общих правил подсудности, а лишь влечет определение места совершения правонарушения в форме бездействия по юридическому адресу этого филиала, а не самого юридического лица.

В соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Как следует из разъяснения, содержащегося в подпункте «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», (далее - Постановление), местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

Как следует из материалов дела, АО «Оборонэнерго», расположено по адресу: г.Москва, ул. Знаменка, 19, имеет, в том числе филиал «Сибирский» (зарегистрирован по адресу: г.Новосибирск, ул.Советская, 12). РЭС «Алтайский» филиала «Сибирский» АО «Оборонэнерго» является структурным подразделением филиала «Сибирский», действует на основании утвержденного положения.

Протокол об административном правонарушении составлен по результатам проверки, проведенной на объектах, находящихся на территории Алтайского края, эксплуатируемых РЭС «Алтайский» вышеуказанного филиала, вмененное правонарушение совершено, в том числе в форме действия на территории г.Алейска Алтайского края (пункты 27-28, 52-53 протокола об административном правонарушении), а потому дело могло быть рассмотрено судьей Алейского городского суда Алтайского края.

При рассмотрении дела судьями обеих инстанций установлены фактические обстоятельства, дана надлежащая оценка доказательствам с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.

Противоречий по делу, которые в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу АО «Оборонэнерго», не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

При производстве по настоящему делу существенных нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых по делу судебных постановлений, не допущено.

Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

постановление судьи Алейского городского суда Алтайского края от 9 ноября 2017 года, решение судьи Алтайского краевого суда от 20 февраля 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Оборонэнерго» - Алехиной С. Ю. - без удовлетворения.

И.о. заместителя председателя

Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков