Дело № 4а-61/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Горно-Алтайск |
Заместитель председателя Верховного суда Республики Алтай Сарбашев В.Б., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 15 февраля 2018 года, которым
ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
решение судьи Шебалинского районного суда Республики Алтай от 04 апреля 2018 года, которым
постановление мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 15 февраля 2018 года оставлено без изменения,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 15 февраля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Шебалинского районного суда Республики Алтай от 04 апреля 2018 года, ФИО1, как должностное лицо, привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Алтай, генеральный директор ООО «ТехноСтрой» ФИО1 просит отменить постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Доводы жалобы ФИО1 сводятся к отсутствию ее вины в допущении снежного наката, не обработанного противогололедными материалами. Ссылаясь на положения Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденных Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402, указывает, что в соответствии с условиями муниципального контракта, заключенного 16 ноября 2016 года между администрацией муниципального образования «Шебалинский район» и ООО ТехноСтрой», общество взяло на себя обязательство по выполнению работ по расчистке от снега автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования «Чергинское сельское поселение», что этим контрактом не предусмотрена обязанность по устранению зимней скользкости, наледи на автомобильных дорогах, распределению противогололедных материалов. Также указывает, что выполнение работ по очистке от снега автомобильных дорог начинается с момента снегопада при толщине рыхлого снежного покрова от 10 см, в связи с чем полагает, что вовремя убранный снег, с образованием снежного наката, не является нарушением содержания дорог.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с условиями муниципального контракта от 16 ноября 2016 года № 2016.225.86, заключенного между Администрацией муниципального образования «Шебалинский район» (заказчик) и ООО «ТехноСтрой» (подрядчик), подрядчик принял на себя обязательство «На выполнение работ по расчистке от снега автомобильных дорог местного значения на территории МО «Чергинское сельское поселение», а заказчик обязался принять работу и оплатить ее.
Согласно материалам дела, 14 декабря 2017 года в 23 ч. 10 мин. в с. Черга Шебалинского района Республики Алтай у дома № 108 по ул. Октябрьской, ФИО1, являясь должностным лицом – генеральным директором ООО «ТехноСтрой», допустила образование снежного наката, не обработанного противогололедным материалом, в результате чего возникла угроза безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 12 ст. 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями п. 7 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в состав работ по зимнему содержанию входят: 1) уход за постоянными снегозащитными сооружениями; 2) устройство снегомерных постов, необходимых для изучения работы автомобильных дорог и дорожных сооружений в зимних условиях; 3) заготовка, установка, перестановка, уборка и восстановление временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.), сигнальных вех; формирование снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их периодическое обновление; 4) механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; 5) профилирование и уплотнение снежного покрова на проезжей части автомобильных дорог с переходным или грунтовым покрытием; 6) погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация; 7) распределение противогололедных материалов; 8) регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов; 9) очистка от снега и льда элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных сходов; 10) круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка; 11) устройство, поддержание в чистоте и порядке зимних автомобильных дорог (автозимников); 12) обслуживание и восстановление баз хранения противогололедных материалов и скважин для добычи природных рассолов, приготовление противогололедных материалов, поддержание в чистоте и порядке подъездов к базам хранения противогололедных материалов и скважинам для добычи природных рассолов; 13) поддержание в чистоте и порядке, обслуживание и восстановление автоматических систем раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распределения противогололедных материалов, в том числе содержание и (или) аренда каналов связи и оплата услуг связи для их функционирования, на развязках в разных уровнях и искусственных сооружениях; 14) закрытие отверстий водопропускных труб осенью и открытие их весной, очистка водопропускных труб от снега, льда, мусора и посторонних предметов; 15) борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений; 16) проведение противолавинных мероприятий, уборка лавинных отложений; 17) устройство, поддержание в чистоте и порядке ледовых переправ.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения, согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 данного закона, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Согласно положениям Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (п. 1 ст. 12), обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 утвержден «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», которым определены, в том числе перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
Пунктом 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 установлен нормативный срок ликвидации зимней скользкости, который, для дорог и улиц группы «В», по их транспортно-эксплуатационным характеристикам, равен 6 часам с момента обнаружения.
В силу положений ч.ч. 1, 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Исходя из положений ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Применительно к настоящему делу, анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что генеральный директор ООО «ТехноСтрой» ФИО1 не может нести ответственность за допущение снежного наката, не обработанного противогололедным материалом, поскольку из всего перечня работ, входящих в понятие «содержание автомобильных дорог», по условиям муниципального контракта ООО «ТехноСтрой» обязано проводить работы по очистке автомобильных дорог от снега при высоте рыхлого снежного покрова более 10 см, а не устранение снежного наката и борьба со скользкостью.
Поскольку в материалах дела не имеется относимых и допустимых доказательств возложения на ООО «ТехноСтрой» обязанности по устранению зимней скользкости, распределению противогололедных материалов, то нельзя утверждать, что генеральный директор ООО «ТехноСтрой» ФИО1 может быть привлечена к административной ответственности за совершение вменяемого ей в вину административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Таким образом, не имеется оснований, позволяющих согласиться с выводами мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай и судьи Шебалинского районного суда Республики Алтай о виновности генерального директора ООО «ТехноСтрой» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Как указано в п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, при отсутствии состава административного правонарушения начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
В соответствии с нормой, закрепленной в п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение в форме постановления об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ, заместитель председателя Верховного суда Республики Алтай
постановил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 15 февраля 2018 года и решение судьи Шебалинского районного суда Республики Алтай от 04 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ФИО1, отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 прекратить.
Заместитель председателя Верховного суда Республики Алтай | В.Б. Сарбашев |