ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-626 от 19.10.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

№ 4а-626

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 октября 2018 года г. Ижевск

Председатель Верховного Суда Удмуртской Республики Суханов Ю.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района города Ижевска Удмуртской Республики от 20 февраля 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 11 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.30 КоАП РФ,

у с т а н о в и л

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района города Ижевска Удмуртской Республики от 20 февраля 2018 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.30 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской республики от 11 апреля 2018 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, ФИО1 просит постановление мирового судьи и решение судьи районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

ФИО1 полагает, что во время рассмотрения дела об административном правонарушении судами не была дана оценка его доводам о том, что он не является субъектом административной ответственности по ст. 20.30 КоАП РФ, считает не доказанным состав административного правонарушения, поскольку ООО «<данные изъяты>» были приняты все необходимые меры по соблюдению требований безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Кроме того, заявитель указал, что представленными в материалы дела графиком дежурства, табелем учета рабочего времени, копией книги выдачи и приема оружия, копией личной карточки и разрешения на ношение оружия опровергается довод административного органа об осуществлении охраны не вооружёнными сотрудниками. Заявитель считает, что действия проведенные сотрудниками административного органа действия были возможны только в рамках проверки, между тем проверка в отношении ООО «<данные изъяты>» не проводилась, связи с чем полагает не законным привлечение к административной ответственности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.20.30 КоАП РФ нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Объектом правонарушений по данной статье являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности и противодействия экстремистской деятельности (экстремизму).

Объективную сторону правонарушения характеризуют нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21.07.2011г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Закон № 256-ФЗ).

В соответствии с п.3 ст.2 Закон № 256-ФЗ безопасность объектов топливно-энергетического комплекса – состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе актов терроризма. Поскольку таковые объекты представляют экономическую и социальную значимость для общества и государства, то их эксплуатация должна быть обеспечена повышенными мерами безопасности, в частности системой физической охраны.

Согласно ч.1 ст.9 Закон № 256-ФЗ система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства. Под инженерно-техническими средствами охраны, согласно п.4 ст.2 Закон № 256-ФЗ, понимаются технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект или выявления несанкционированных действий в отношении объекта.

В ч.4 ст.9 Закона № 256-ФЗ установлено, какие организации могут привлекаться для обеспечения физической защиты в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта ТЭК.

В силу ч.1 ст.12 Закона № 256-ФЗ, субъекты топливно-энергетического комплекса имеют право привлекать для обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса подразделения и (или) организации, указанные в ч.4 ст.9 настоящего Федерального закона, имеющие право приобретать и использовать гражданское, служебное огнестрельное оружие, боевое ручное стрелковое оружие, а также специальные средства в порядке, установленном законодательством РФ. При этом согласно ч.2 ст.12 Закона № 256-ФЗ, субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.

Требования обеспечения безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса с учетом их особенностей определяются Правительством РФ (ч.3 ст.17 Закона № 256-ФЗ).

В соответствии с перечнем объектов топливно-энергетических объектов, утвержденным Председателем Антитеррористической комиссии Удмуртской Республики Ижевская нефтебаза – ООО «<данные изъяты>» относится к объектам топливно-энергетического комплекса, которому присвоена низкая категория опасности. Данная нефтебаза внесена и числится в реестре Министерства энергетики РФ как объект топливно-энергетического комплекса.

В силу ч.1 ст.6 Федерального закона № 256-ФЗ, обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса (ч.1 ст.7, ч.3 ст.12 Закона № 256-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона № 256-ФЗ, паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с паспортом безопасности Ижевская нефтебаза – ООО «<данные изъяты>», что обеспеченность охраны осуществляется наличием служебного оружия.

Во исполнение указанных требований ООО «<данные изъяты>» заключило с ООО «<данные изъяты>» договор на оказание охранных услуг , в соответствии, с условиями которого охрана объектов собственника осуществляется с использованием служебного оружия и специальных средств, виды, типы, модели и количество которых указаны в приложении к договору.

Как следует из материалов дела и было установлено судами в ходе проведения комплексной оперативно-профилактической операции «Арсенал» на категорированном объекте топливно-энергетического комплекса Ижевская нефтебаза – ООО «<данные изъяты>» было выявлено, что подразделение физической охраны данного объекта не обеспечено охранников служебным, гражданским оружием.

По данному факту в отношении должностного лица – ведущего инженера административно-хозяйственного отдела ООО «<данные изъяты>» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ст.20.30 КоАП РФ. Данный протокол составлен с соблюдением сроков, установленных ч.2 ст.28.5 КоАП РФ, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1, с разъяснением его прав. Сомнений в законности составления протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1 не имеется.

Нарушение субъектами топливно-энергетического комплекса требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.12 Закон № 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса. Согласно приказу к от ДД.ММ.ГГГГ ведущим инженером административно-хозяйственного отдела является ФИО1, в должностные обязанности которого входит контроль выполнения условий договоров по физической охране объектов РУ по УР и осуществление организации и контроля за охраной и безопасностью на объектах РУ по УР (пункты 2.2 и 3.2.4 должностной инструкции Ведущего инженера административно-хозяйственного отдела ООО «<данные изъяты>»).

С учетом изложенного, судами сделан правильный вывод, что лицом ответственным за соблюдением требований обеспечения безопасности объекта топливно-энергетического комплекса является ФИО1

В ходе проведения оперативно-профилактической операции «Арсенал» ДД.ММ.ГГГГ непосредственно выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренные ст.20.30 КоАП РФ, в части нарушения ч.1 ст.9 Закона № 256-ФЗ, выразившегося в отсутствии вооруженной охраны объекта ТЭК.

Оперативно-профилактической операции «Арсенал» проведена на основании совместного приказа МВД по УР и Управлением Росгвардии по УР от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилась комплексная оперативно-профилактическая операция «Арсенал» с целью осуществления контроля за оборотом оружия.

На основании изложенного, доводы жалобы о незаконности действий сотрудников административного органа отклоняются. Административное правонарушение выявлено сотрудником отделения ЛРР по городу Ижевску УФСВНГ России по УР в ходе оперативно-профилактической операции «Арсенал».

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ для осуществления охраны объекта ТЭК «<данные изъяты>» в 8 часов 00 минут на дежурство заступили трое сотрудников ООО «ЧОО «<данные изъяты>» ФИО2, ФИО3, ФИО4 Указанные сотрудники были в форменной одежде, но без оружия. Кроме того, у ФИО3 и ФИО4 отсутствовали личные карточки охранников, а у ФИО2 отсутствовала и личная карточка охранника и удостоверение частного охранника. В связи с выявленными нарушениями сотрудником отделения ЛРР по городу Ижевску УФСВНГ России по УР была сделана соответствующая запись в журнале несения службы охранниками на посту. В связи с выявленными нарушениями в отношении указанных охранников составлены протоколы об административном правонарушении за отсутствие личной карточки охранника и удостоверения частного охранника.

В соответствии с представленной в материалы дела выписке из книги выдачи и приема оружия, патронов ООО «Частная охранная организация «Ижевская служба безопасности» служебное оружие было выдано ДД.ММ.ГГГГ в 8 часов 00 минут ФИО5 и ФИО6

Между тем, материалами дела подтверждается, что ФИО5 на дежурство в ТЭК «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 00 минут не заступал.

Из материалов дела следует, что ФИО5 прибыл на ТЭК «<данные изъяты>» в 10 часов 30 минут в целях замены ФИО2, ФИО3, ФИО4, в связи с тем, что последние не могли осуществлять охрану ввиду выявленных нарушений законодательства.

На основании изложенного действия ФИО1 правильно квалифицированы по ст.20.30 КоАП РФ.

Постановление принято мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 20.30 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района города Ижевска Удмуртской Республики от 20 февраля 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 11 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.30 КоАП РФ, в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председатель Верховного Суда

Удмуртской Республики Ю.В. Суханов